Петербургские каникулы
Я снова в Санкт – Петербурге. На Невском Проспекте на красивой, театральной, высоченной тумбе афиша Санкт – Петербургского Государственного Академического Театра Балета Б.Эйфмана. На черном фоне стоп-кадр из балета по мотивам романа Достоевского Ф.М. «Братья Карамазовы».
Кто спорит… Б.Эйфман – гений. Но балет о Братьях Карамазовых? Впрочем та-
кие же мысли были перед афишами балетов «Чайковский», «Онегин», «Анна Ка-
ренина», «Роден» и другие.
Конечно, билетов нет, но многолетний опыт хождения в театры подсказывает,
если я хочу увидеть спектакль – увижу. В театральные кассы идти бесполезно. Идешь в кассу Александринки, там театр балета дает один – два спектакля в
квартал. Подходишь и говоришь:
- Я из Крыма специально приехала…
Страдания в лице совершенно искренние и люди понимают, и достают какой
нибудь билетик. А можно познакомиться с кассиром и из Керчи звонить, интере-соваться репертуаром: обязательно балет, А.Фрейндлих, Ксения Раппопорт и что
нибудь интересное. Билет можно купить и по Интернету, хотя это сложнее.
Балет «Чайковский» я видела в двух вариантах. В первом, восточном варианте, балетмейстер поставил для корейского театра. Это был не композитор Петр Ильич, а распластанное тело и душа, которая хочет поднять его, но не может. Тело тянет душу вниз. Солист – высокий, красивый корейский танцовщик воплощает тело композитора – гения, но душу изображает артист без костей. Он взлетает в таком прыжке, что кажется, что его подвешивают на невидимых нитях. Эти мысли приходят потом, а пока музыка Чайковского взмывает его вверх. Зал потрясен. Сердце останавливается, я не выдержала и вышла в коридор. Там сидел юноша и, когда я подошла к нему, воспитанный молодой человек встал, но казалось, что он сейчас рухнет в обморок.
Второй вариант этого балета для себя я назвала «европейский –в лоб». Вот тебе душевные переживания композитора, вот тебе его пороки. Но, конечно, музыка опять уводила в сторону судьбы и смерти.
Казалось, придумать новое – невозможно. Но опять … «Братья Карамазовы».
Что можно сделать? Господи! Как всегда декорации строгие, темные, лаконич-ные, какие то механические и отвлекают только в первый момент.
Только начался балет и все ясно. Вот инок Алеша, похожий на Христа, двигается, плавно, шепотом, даже ласково. Иван четкий, прямой – инквизитор. Дмитрий – страсть через край. Когда «братья» в танце образуют круг, то, кажется, вот она тайна русской души: вера, смысл и страсть в одном неразрывном кольце. И над ними над всеми абсолютная мерзость – Федор Павлович. И все это в одном психологическом балете. Среди темно-серой массы выделяется образ матери в белой одежде и Грушенька в ярко-красном наряде.
Отступление. В этом году набирали группу детей в Балетную Академию Б.Эйфмана. И моя знакомая с горьким сожалением сказала, что внучка не прошла конкурс. Я обрадовалась:
- И слава богу. Зачем обрекать ребенка на такой каторжный труд, ведь они
не женщины и мужчины, а что- то гутаперчивое, нереальное.
Самая сильная сцена балета. На сцене громадная клетка – тюрьма, людей не видно, они сливаются с серым занавесом и только белые кисти рук заключенных видны на решетках клетки. Алеша освобождает заключенных на свободу, а нужна ли она людям? Свобода без бога в душе. Все разгромили и все разрушили бывшие узники. Музыка Р.Вагнера, С.Рахманинова, М.Мусорского ложится на характеры героев. Выходишь из театра и не хочется идти домой. Правда, и в гости к родственнице идти тоже не хочется, потому что нужно пройти мимо подвала – квартиры Ф.М.Достоевского. Страшно… Скорее на яркий свет Невского Проспекта.
А в театр идти, значит надо заскочить в «домашний» салон. Несколько лет я хожу к одному мастеру маникюра. Здесь и поговорить можно. А куда в этом году,без разговоров о Крыме и беженцах. В парикмахерскую пришла украинка – киевлянка. Мастер спрашивает:
- Ну, как у вас на Украине?
- В Киеве очень спокойно. В Донецке русские бандиты с местными банди-
тами воюют.
- А, Крым то заберете себе? - Провоцирует мастер.
- А, чего их забирать, они сами прибегут к нам. Сейчас в Крыму народ голодает, русские все забрали. Так что очень скоро решится этот вопрос.
- А, я слышала другую информацию. У меня клиентка - крымчанка говорит,
что все нормально, хорошо.
- Ну, это она, наверное, за террористов донецких… Колорады.
Нельзя сказать, что весь город обсуждает украинские проблемы, у самих
забот хватает. Но зашла я как то в маленький уютный магазинчик Белорусских
продуктов. Весь торговый зал занимает «памятник исторической справедливости» - большая женщина стоит и вещает:
- Порошенко не простит Путину того, что он оттяпал Крым. Украина вернет
Крым любыми способами.
Обычно, я не вмешиваюсь в дурацкие разговоры, а тут спрашиваю:
- А, вы были в Крыму?
- Нет, но… - Гордо вскинула голову.
- Вроде, не молоденькая, со словами осторожнее надо быть. Я живу в Крыму и вижу все изнутри. И вы поезжайте, поживите, тогда может подскажите
Киеву – войной идти на Крым или голодом морить. Как вам веселее? Понаехали…
Ленинградская ровесница даже подумать не могла бы такое. В полицию что ли
вас сдать за разжигание национальной розни.
- У меня друзья в Киеве, - засуетилась она и пошла на выход.
Продавщица смеется:
- Ой, спасибо вам, надоела она. Каждый день приходит.
- Теперь не придет.
После такого разговора - на Невский. Скорее, скорее к людям, в красоту.
Невский шуршит шинами машин, подошвами кроссовок; шепчет людскими
разговорами; щелкает затворами фотокамер. Выйдешь из метро «Пл.Восстания»
и иди до Адмиралтейства, а хватит сил и через Дворцовую площадь к Неве. Это
моя традиционная прогулка.
Устану, в кинотеатр «Аврора» зайду. Там «контрольки» отрывают от биле-
та замечательные женщины. Я с ними разговариваю коротенько о будущих премьерах и прошлых просмотрах. Выхожу из кинозала – «Поддубного» посмот-
рела, одна из них спрашивает:
- Понравился фильм?
- Душевный, - отвечаю. – Особенно, после «Принцессы Монако.
И она понимает. Конечно, этот фильм роднее, ближе.
После кино, или в другой раз, захожу в книжный оазис «Буквоед». Тут целый день можно провести и почитать и кофе попить, и опять по полкам «поползать».
Книжные магазины Невского Проспекта – это особое мое мучение. Все хочется посмотреть, купить, но все не посмотришь, и купишь совсем не то. В «Лавке Писателя» организовываются встречи с писателями, там стоит старинный печатный станок, можно напечатать себе сувенир. В «Доме Книги», знакомом с детства, сейчас респектабельном, каждая ступенька помнит мои подошвы, которые
часами стояли за учебниками. После посещения магазинов голова устает думать
и пора домой.
А в метро «Невский Проспект»– театральная касса, где сидит замечательная женщина, которая всегда находит мне билетик в театр. Билетов нет, но она кому то звонит, долго –долго в Интернете ищет. Хотя я приезжаю четыре раза в год, она меня узнает и пароль: « Я, из Крыма», открывает мне двери в театр.
День прошел приятно, забыт дневной «политический скандал» в магазине.
Дома вечером, святое дело – телевизор. На всех каналах говорят о годовщине «Майдана» в Украине. 14 ноября 2013 года начали борьбу, так до сих пор и борются.
Я продолжаю повышать свой культурный уровень. Иду слушать оперу.
В Первой Мариинке дают «Руслан и Людмила» на дневном спектакле. Зал за-
бит до отказа, програмки на английском языке и без них знаем, что происхо-
дит. В фойе говорят не только на английском и немецком, русский тоже слышан.
Открылся занавес и роскошные декорации К.Коровина, костюмы умопомра-
чительной красоты – восхищенные аплодисменты. Мощные, красивые голоса исполнителей партий Бояна и Руслана вызывают тишину в зале. Спектакль идет четыре часа, дети сидят тихонечко- тихонечко, откуда таких собрали. Мальчики в костюмчиках с галстуками-бабочками, девочки все «Наташи Ростовы», все пере-
обуты в туфельки. Но одна… В соседнюю ложу вошла бабушка с десятилетней внучкой. Бросился в глаза венок на голове из красных маков, а потом национальный украинский костюм. Бабушка в цивилизованном виде, а могла бы поддержать внучку в ее национально-освободительном порыве. В европейском городе,в академическом театре – ряженая. Как жалко девочку. Музыка гениальная, спектакль замечательный, но венок не забывается – грустно.
Балет посмотрела, оперу послушала, теперь нужно попасть в Большой Драматический Акдемический Театр им. Г.Товстоногова. В драмтеатре последний раз я была в МХТ на спектакле «Белая Гвардия» посмотреть на питерскую команду – Хабенский, Пореченков. Давно не хожу туда. Слова, слова – устала от них, от навязчивых интонаций. Нет. Только балет и концерт симфонических оркестров:
думай, что хочешь и чувствуй, как можешь. Никто не навязывает основную мысль драмы.
В БДТ я пришла за юностью. Первый самостоятельный поход в театр был
сюда – тридцать копеек заплатила и … полное разочарование. Какой мощи был
талант гениального Товстоногова, если из захолустного Театра он вылепил
ТЕАТР.
Сейчас хотелось посмотреть отремонтированный театр. В ноябре было все-
го два спектакля и я выбрала С.Крючкову в «Вассе». Горького не понимаю, спек-
такль не принимаю, но актриса была хороша. В антракте посмотрела фойе, зал
послеремонтный и душный. Над сценой табло, где бегает строка английского
перевода. После спектакля пошла по Фонтанке, Садовой на вечерний, веселый,
многолюдный Невский Проспект. Люди делятся мнениями:
- А, помнишь на гостролях в Париже, он не так играл эту сцену…
- Погулять пойдем или на ночной сеанс(это уже не театралы).
- Павел Воля приезжает с «Комеди Клаб».
- Во вторую Мариинку никак не могу попасть.
- Девотченко умер. Гениальный актер был. Молодой еще, а все водка.
Тихонечко шумит ночной Невский.
В ближайшие дни обязательное посещение Летнего Сада. Сюда я прихожу
в каждый мой приезд в Санкт – Петербург. Ноябрь в этом года необыкновенно
теплый, снега нет. Гуляй сколько хочешь.
Сад недавно реконструировали. Ленинградцы сопротивлялись до последнего защищая красоту от рестовраторов. В газетах шли ожесточенные споры, но рестовраторы доказали рисунками и чертежами из архивов, что Сад будет в первоначальном виде.
Мне очень нравится сегодняшний вид. Строгие аллеи, красивейший ковер из зеленой травы и узоры кирпичного цвета. Вазоны кажутся хрупкими и за них
страшно – как бы не разбились. Знакомые статуи богинь: «Здравствуй красави-ца». Фонтаны не большие и не маленькие, как раз по размеру Сада. Осенью ут-ром в будний день здесь очень хорошо. Народа мало, не то что летом или в выходные дни, когда за туристическими спинами небо не видно. Обязательно надо посидеть в Кафе за белоснежными столиками на открытом воздухе. Совсем не холодно.
Вдохнула прохладный воздух любимого города – культурной столицы
России. Закончила все дела, из-за которых приехала сюда.
Петербургские каникулы закончились. Самолет уже ждет и пора домой в
Керчь.
Ноябрь 2014 года.
Свидетельство о публикации №214121700726