Корабли викингов в истории Норвегии. Гл. 5

                Из цикла "Европа своими глазами"      

На фото - музей кораблей викингов в Осло; выдолбленная в цельном дереве лодка древних викингов и лодка-парусник в музее под открытым небом в Олесунне; современный флот в порту на Лофотенских островах, Норвегия. Все фото, кроме Осло, авторские.


                Тема древнего кораблестроения меня интересовала давно.
                Ведь именно путешествия по бурлящему морю и делали тот или               
                иной народ сильнее других. Путешествуя по
                побережью Португалии, удивляло, как, с помощью чего,
                маленький по численности народ явился первооткрывателем
                американского и индийского континентов.
                Тогда-то, после посещения Морского Музея в Лиссабоне, где
                представлены макеты  кораблей первооткрывателей, и пришло
                осознание того, что их конструкция была позаимствована у
                викингов.
                Моё эссе -
                всего лишь попытка разобраться, что делало корабли викингов
                такими быстрыми и маневренными. Помимо энциклопедических
                источников информации, мною использованы рассказы и легенды
                народов сегодняшней Норвегии, материалы музеев. В
                частности, музея этнографии в городе Олесунн и музея
                викингов на Лофотенах.



                * * *

... Возвращаясь из морского круиза вокруг островов близ города Алесунда (Олесунн), невольно думалось о том, как почти полторы тысячи лет назад  первые викинги бороздила воды океана, устрашая всю округу.

Как уже отмечалось, сегодняшний флот Норвегии является одним из лучших в мире.

 Оно  и понятно: зависимость от моря, сложившийся тысячелетиями образ жизни норвежцев, - всё это было побудительными мотивами для создания передового, технически оснащённого флота.

Финансовые же возможности, в связи с открытием нефтяных и газовых месторождений в 20 веке в Северном море,  позволили  переоснастить флот. Ведь 46 процентов национального ВВП обеспечивается за счёт добычи нефти и газа.

Учёными, супругами Ингстад, в шестидесятых годах двадцатого века было доказано, что первыми до берегов Северной Америки доплыли викинги. Это было в 1000 году, почти за 500 лет до Христофора Колумба. Викинг Эрик Рыжий переправился через Атлантический океан и на севере Ньюфаундленда основал поселение.

Дальние путешествия стали возможны благодаря достижениям викингов в кораблестроении, которые совершенствовались столетиями. Создание этих кораблей повлияло на ход истории, изменило представления европейцев о мореплавании.

Ведь тамплиерами в своих первых крестовых походах использовались корабли – нафты, очень напоминающие по строению суда викингов.

За основу был взят принцип скольжения по поверхности воды, что снижает сопротивление и увеличивает скорость. А это достигалось благодаря клинкерной укладке досок и использованию железных заклёпок, что делало корабль гибким и прочным.

Назывались корабли викингов дракками или снеккарами – от древне скандинавского Drage, корабль – дракон, или Snekja – корабль – змея. Ещё их называют Langskip – длинный корабль.

По форме корабли  были длинными и узкими, с высоко поднятым носом и кормой.
Длина их была от 35 м до 70м, к носу крепилась голова дракона или змеи. Резная голова крепилась не ко всем судам, а только к судам викингов с высоким социальным статусом.

По бортам располагались щиты, которые в шторм позволяли увеличить высоту бортов, а в войне служили защитой. Всё было функционально. Ведь в дальних походах корабль был домом для викингов. У каждого было своё место и своя скамья, где он отдыхал и хранил свои вещи.

При приближении к дружественным землям голова дракона убиралась. Чтобы не напугать людей и не разозлить добрых духов: по поверьям народов Севера.

Если викинги желали мира, вождь с носа дракки показывал щит, внутренняя сторона которого была покрашена в белый цвет.

Дракки приводились в движение вёслами и прямоугольным парусом. Большой корабль имел до 35 пар вёсел.

«Великий змей» короля Олафа Трюггвасона зимой  999-1000 года развивал скорость 10 – 12 узлов, что является выдающимся показателем для кораблей такого класса!

Конструкции кораблей были предназначены  как для дальних морских путешествий, так и для перевозок грузов и военных действий. Военные корабли снеккары имели меньшие размеры и команду до 60 человек. Зато они развивали скорость 15 – 20 узлов.

Дракки же имели меньшую осадку и были более удобны для передвижения по рекам и фьордам.

Судна делались из древесины многих пород, наиболее важными были ясень, сосна и дуб. Для изгибающихся частей кораблестроители изначально выбирали деревья с естественным изгибом.

К слову, в Норвегии много таких кривых деревьев: из–за постоянно дующих сильных ветров,  расти вверх они не успевают.

Дереву после рубки не давали высыхать – для изгиба в широких пределах.

 Важнейшим инструментом был плотницкий топор. Им же вырубались доски толщиной три сантиметра. Из одного дерева получалась одна доска, но отвечающая всем требованиям, такая, какая была нужна. Экономия здесь не проходила! Всё проверялось морем и собственной жизнью.

Для обшивки использовались доски, которые укладывались внахлёст, скреплялись железными гвоздями или заклёпками. Затем вся конструкция конопатилась и смолилась.

Думаю, успех кораблестроения викингов тем и обусловлен, что корабли делались на совесть, для себя, как своё жилище. Ведь один корабль иногда строился годами: только парус шили около четырёх лет!

При движении по воде такого корабля создавалась воздушная прослойка, что повышало стабильность, устойчивость и скорость движения.

Парус шился из длинных волос овцы. Естественный жировой слой (ланолин),  покрывавший шерсть,  защищал парус от намокания.

В музее кораблей викингов, открытом в 1926 году в Осло, находятся экспонаты 9 века.  Три дракки были обнаружены во время раскопок во фьордах около Осло, которые пролежали на дне около 1000 лет. Жаль, что нам в своём путешествии не удалось побывать в этом музее!

А мы тем временем завершили однодневный морской круиз по маленьким островам близ Алесунда.

                * * *

Глава из книги "Дорога на север. Норвегия", 2012 год.

Продолжение "Алесунд - город на семи островах" - http://www.proza.ru/2015/09/01/273

Начало "Берген. Ганзейский период" - http://proza.ru/2014/10/28/831

Более подробно о путешествии по Норвегии с юга на север можно прочитать на странице автора в рубрике "Дорога на север. Норвегия".


Рецензии
Познавательно, обстоятельный подход к такой интересной теме.
С благодарностью!

Нюта Ферер   25.07.2022 22:04     Заявить о нарушении
Сегодня существуют и другие взгляды на кораблестроение древних людей.
Главное, искать ответы на возникающие вопросы. Не просто хлопать глазами.
Спасибо, Нюта, за проявленный интерес.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   27.07.2022 16:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.