Город с множеством имён

   У Петербурга много лиц и много имён. Среди его имён есть  официальные, а есть простые, напоминающие домашние прозвища.  Но   некоторым и этого разнообразия кажется мало, и кое-кто не отказался бы в очередной раз переименовать город, — в Ленинград, Петроград или дать ему уже четвёртое по счёту официальное имя — Невоград, Петрополь, Святоград.  А ведь кроме этого есть не только «Питер», но и «Северная столица», «Северная Пальмира», «Северная Венеция»,  «Город на Неве». Есть «Санкт-Ленинград»,  «Ленинбург»,  «Санкт-Ленинбург» и «Путинбург». «Город белых ночей» и «Культурная столица»... Одно время Петербург побывал и «Криминальной столицей», и это при том, что, если верить статистике, ситуация с преступностью в Питере по сравнению с другими российскими городами ничем особенным не отличалась. Возможно, свою роль сыграли популярные сериалы про «Ментов» и «Бандитский Петербург», где эффектно преподносились преступления и криминальные разборки на фоне мрачных дворов-колодцев, заброшенных ржавеющих заводов, пустынных пляжей Финского залива и тотальной разрухи девяностых и начала «нулевых». А может быть,  в лихие девяностые второй после Москвы по привлекательности для бизнеса, но находившийся  при этом  дальше от высокого начальства город был удобным местом для тёмных дел и «крышевания» всех, кого только можно. 

   Иноязычное название «Петербург», а тем более — «Санкт-Петербург» звучит слишком церемонно и официозно для русской речи и русского уха. В начале истории города такое название вполне соответствовало роли и назначению новой имперской столицы, возникшей вследствие дерзкого замысла амбициозного правителя. Петербург  стал символом государственности, европейской культуры  и просвещения, «окном в Европу», городом чиновников и мундиров, блистательной светской столицей. И в то же время это мрачный и неуютный, кажущийся совершенно непригодным для простой и счастливой жизни Петербург Достоевского и Гоголя.

   Пришедшее на смену  вполне русское название  «Петроград» сразу же  приобрело  грозный революционный оттенок.  Так и видятся сгущающиеся грозовые тучи, надвигающаяся катастрофа, большие потрясения. Во мраке и холоде осенне-зимнего Петрограда  жизнь  неотвратимо переворачивается  с ног на голову, ветер перемен оборачивается разрушительным ураганом, не щадящим никого на своём пути:

 «Чёрный вечер. 
 Белый снег.
 Ветер, ветер!
 На ногах не стоит человек.
 Ветер, ветер - на всём Божьем свете!..»
«...Рвёт, мнёт и носит
 Большой плакат
 «Вся власть Учредительному Собранию...»

    Ленинград — хорошо  звучащее, складное название,  уже и  не очень-то ассоциирующееся с Лениным.   Город мечтателей, романтиков, интеллигенции, профессоров и скромных научных сотрудников, свободных художников и музыкантов, город  тихих безобидных чудаков, пытающихся, например, в условиях коммунальной квартиры собрать из подручных материалов  летательный аппарат или изобрести универсальный рецепт счастья. Ленинград — это место действия доброй новогодней сказки про Женю, Надю и Ипполита. Есть в этом названии безмятежность и спокойствие второй половины советского периода, шелест лип в парках и садах, запах духов «Белая сирень». Но в то же время  не  оставляют и не дают покоя скорбная память о  войне и призраки  блокады. Такое забывать нельзя.
 
   И вот, город вновь возвращает первоначальное название и становится Санкт-Петербургом или Питером.  Так вышло, что сейчас у Петербурга есть официальное, «представительское» название, а есть разговорное, ставшее более «домашним».  Многие жители города на Неве принципиально не приемлют слова «Питер», «питерский», «питерец».  «Мы не питерцы, а петербуржцы»--заявляют они.  Хотя многие известные петербуржцы, являющиеся искренними ценителями и патриотами своего города, называют его Питером. Не любят название «Питер» в основном петербуржцы старшего поколения. Молодёжь  чаще называет Питер Питером, за что и бывает критикуема противниками этого имени. Но всё-таки,  обойтись без такого названия вряд ли возможно. Конечно же, многое зависит и от контекста, в котором употребляются городские имена. В самом деле, невозможно представить себе Питерский международный экономический форум, или объявление на Аничковом мосту в громкоговоритель: «Приглашаем питерцев и гостей города на увлекательную обзорную экскурсию по рекам и каналам Питера!» Вряд ли вы когда-нибудь услышите, спускаясь на эскалаторе в самое глубокое метро в мире:  «Уважаемые питерцы и гости нашего города! Помните о правилах безопасности, находясь в питерском метро!..»  Но  иногда именно неформальное  «Питер»  передает в полной мере суть сказанного и определенное настроение. Слово «Питер» кому-то кажется фамильярным, но в нём больше  чего-то  неофициального, личного.  Как бы то ни было, известный фильм «Питер ФМ» невозможно представить под названием «Петербург ФМ», скорее тогда уже «Ленинград ФМ».  Но про «Петербургские тайны» тоже не нужно забывать.    Есть разница и между высказываниями: «Я — петербуржец  во втором поколении» и «Мы — дружные   питерские ребята».  В «Петербурге»  звучат  строгость,  величие, неприступность и некоторый драматизм. Великолепные виды,  прекрасные дворцы и дома, скульптуры  Летнего сада в осенней листве, набережные своенравной Невы и в то же время депрессивность и «достоевщина» изнанки Петербурга.  В  «Питере» — непринуждённость, свобода духа, неформальная и романтичная молодежь, духовная родина «легенд» русского рока,  атмосфера праздника  души, который всегда с тобой. Старые стены, крыши, причудливая геометрия проводов в пасмурном небе, мостики через каналы, влажный  воздух, будто бы насквозь пропитанный творческой энергией, и  немного лёгкой светлой грусти.

   Город вне времени — он и Петербург, и Ленинград, а для кого-то, возможно, и Петроград. Может быть, это ещё одно отражение сложности, неоднозначности, неоднородности петербургского мира.   В Санкт-Петербурге по-прежнему есть Ленинградский металлический завод,  Ленинградский зоопарк,  Петроградская сторона. Приехать из Москвы в Петербург можно  только с Ленинградского вокзала или по Ленинградскому шоссе.  Область так и осталась Ленинградской, а не стала Санкт-Петербургской областью, хотя если бы стала, то больше подошло бы слово «губерния». А первое, что можно увидеть, выйдя из Московского вокзала, это огромные буквы: «Город-герой Ленинград».  Гордый, не сдающийся город, он и вправду герой, переживший революцию,  выстоявший в войну и блокаду, и не собирающийся сдаваться всем тем, кто в разные времена пророчил ему гибель.  Несмотря ни на что, город живёт по своим законам, и он такой, какой есть, неповторимый и ни на что не похожий. На протяжении всей своей истории Питер бросает вызов обстоятельствам, стереотипам и обывательским представлениям, словам «нельзя» и «невозможно». Быть может, Ленинграду тяжек выпавший на его долю груз прошлого, судьба «города на костях», «колыбели революции», «города славы и беды», а разве такое может не быть тяжким? Но время идёт, наступил новый век, и Питер стремится быть счастливым, лёгким, радостным. Пожалуй, он напоминает крайне самодостаточного, талантливого, активного человека с сильным характером, но тяжёлым прошлым, которого воспитывали в чрезмерной строгости и в не очень счастливой семье, и он хочется освободиться от того, что давит и гнетёт, и сделать это с очень простой целью: быть счастливым.

   И что же мы видим в последние годы, приезжая в Питер-Петербург? Толпы счастливой молодёжи с бьющей чрез край энергией, носящиеся по Невскому. По выходным в центре города атмосфера большого всеобщего праздника.  Всё больше и больше людей влюбляются в Питер, который становится городом счастья, добра и улыбок. Достаточно зайти в любую питерскую группу в социальной сети, чтобы прочитать огромное количество «признаний в любви» Петербургу и трогательных стихотворений, посвящённых этому городу.  Он собирает людей, которые его понимают, друзей со всей России и даже со всего мира. Не просто же так, в конце концов, появилась весёлая песенка о том, что если что-то в жизни у тебя не клеится, то «купи себе билет до Санкт-Ленинграда» и будет тебе счастье.

   В последние годы Питер меняется на глазах. То, что было запущенным и разрушающимся ремонтируется, реставрируется и приводится в порядок. Хотя это и вполне объяснимо влиянием всем известной «питерской команды», тем не менее, факт остается фактом.  Многие коренные жители видят  угрозу духу Петербурга, его историческому облику.  Их вполне можно понять, когда на месте старого здания появляется нечто, совершенно не вписывающееся  в  городскую среду. Но  кажется, что все отрицательные стороны жизни современного мегаполиса и мегаполиса будущего коснутся Петербурга в самую последнюю очередь — настолько этот город  самобытен, хранит свою историю, свой особенный мир, не идёт на поводу у навязываемых обществом потребления мимолётных тенденций. Но всё же, нельзя ничего не делать и ничего не менять! Ведь там, где заканчивается развитие,  начинается разрушение.
 Многоликий и многогранный город непрерывно меняется и обновляется, переживает разные этапы, приобретает новые черты, но при этом остается верным себе и стремится сохранить всё лучшее, что в нём есть, продолжая поражать воображение и завоёвывать сердца людей.


Рецензии
Спасибо вам за прекрасный строки о Петербурге. Пусть сейчас многое не нравиться мне, что происходит в Путинграде. Но
Я РОЖДЕННЫЙ В ЛЕНИНГРАДЕ!!! И моя душа с этим городом!

Эрнест Марцелл   07.02.2019 20:23     Заявить о нарушении
Город-герой ЛЕНИНГРАД жив и будет жить, иначе никак!
Мне тоже больше по душе название Ленинград.
Спасибо за отклик!

Ирина Коноплёва   09.02.2019 00:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.