Эссе о Стилистике

Учитывая, что на сайте "Проза.ру" много литераторов и творческих личностей, хочу поделиться соображениями насчёт написания литературных произведений и сопутствующих этому моментов. Замечу, что я никого и ни в чём не намерен убеждать, а только лишь обобщу свою точку зрения.

При написании текстов всех без исключения жанров (журналистика, проза, поэзия) автор неизбежно проходит несколько стадий. Первая из них – черновик, и она же, как я считаю, наиболее легкая. Ибо вперед увлекает вдохновение, а на мелочи не обращаешь внимания.

Но впоследствии, когда начальный вариант просматривается на свежую голову, уж становятся заметными огрехи, которые выправляются с целью улучшения. Условно это можно назвать авторским литературным редактированием, содействие которому оказывает стилистика. Процесс менее приятный, конечно, но необходимый. Однако чувство меры необходимо соблюдать!

Если над улучшением черновика корпеть чересчур долго, то произведение попросту становится неинтересным и теряет начальный наплыв шарма, окрыления. Да и КПД этого действия мизерный, ибо посредственно написанный текст талантливым всё равно не сделаешь, даже если корпеть длительное время. А вот очернить хорошее, что изначально было, проще простого.

У меня есть некоторые стихи, да и проза, которые я переделывал раз 20 или 30. Ну и что в итоге?.. А то, что они от этого лучше не стали! Скорее, наоборот. Как это ни странно.

Я к тому клоню, что для создания шедеврального литературного произведения необходимо родиться Пушкиным или Верой Полозковой быть. Однако наличие гениев в огромной структуре цивилизации единично, хотя многим свойственно мнить себя таковыми.

Автору, если он стремится создать литературу высокого уровня, необходимо каждодневно нарабатывать собственную манеру написания – иного пути нет. А еще  не помешает иметь вокруг себя окружение из литературоведов (стилистических редакторов, корректоров и т.д.), в компетенцию которых входило бы заниматься черновой рутиной. Сам же литератор, я считаю, должен продвигаться вперед и не очернять творческую карму обдумыванием предыдущих абзацев.

Талант и волеизъявление Божье необходимы для создания литературного шедевра! И толковое произведение, как правило, рождается легко, непринужденно. Вот такая из сказки мораль, а всё остальное – софистика.


Декабрь 2013
 
*редактирование: декабрь 2014

(из сборника "Динамит")

*фото из авторского архива


Рецензии