От Кореи до Карелии автостопом по России

От Кореи до Карелии
Завывают ветры белые.
Завывают ветры белые -
Путь-дорогу не найти…
«Пикник», «От Кореи до Карелии»

ЖУРНАЛИСТСКАЯ судьба порой сводит нас с очень необычными людьми. Один из таких «чудиков» посетил нашу редакцию незадолго до Нового Года. Высокий улыбчивый рыжебородый парень Иван Ширяев, в Интернете известный как Камышинский Путешественник, заехал на сутки в Александровское в рамках своего проекта «От Кореи до Карелии». Цель его – посетить автостопом абсолютно все города Российской Федерации. Александровское – одно из немногих сёл, в которое наш гость решил заехать специально, чтобы побывать на Святом источнике, пройти по одной из самых длинных улиц в России – Красноармейской и посетить Александровский краеведческий музей. За чашкой чая на нашей редакционной кухне мы поговорили с Иваном о его прошедших и будущих странствиях.

- 11 лет я был активным членом одной из религиозных сект - "Свидетели Иеговы", - рассказывает наш гость. - Ходил по квартирам с Библией в руках, читал проповеди, учил со сцены. Но в какой-то момент разочаровался в этой организации и ушёл, оставив там всё, даже супругу, не пожелавшую бросить секту. Казалось, что потерял смысл жизни, и, чтобы как-то обрести себя, нужно было срочно заняться чем-то новым. С детства мечтал путешествовать, и теперь ничто не держало на месте. И вот 27 октября 2012 года из родного Камышина, что в Волгоградской области, автостопом отправился в Ростов-на-Дону, оттуда в течение трёх месяцев проехал по всем 24 областям, существовавшим на тот момент в Украине, объехал 6  областей Белоруссии, побывал и в Абхазии. Впервые попробовав себя в роли автостопщика и прочитав книгу А. Кротова «Практика вольных путешествий», понял, что передвигаться таким образом далеко и долго - это реально и не так уж сложно.
 
И ТОГДА Ивана потянуло на большое путешествие – автостопом через всю Россию в Магадан. Чтобы достичь Магаданской области, ушло три недели. Пришлось пользоваться не только попутками – пять дней Камышинский Путешественник шёл на танкере по реке Лене, проделав почти тысячу километров. На Дальнем Востоке он побывал во всех регионах, кроме Чукотки. Разумеется, не обошлось без приключений.

- В Магаданской области я чуть было не утонул в горной речке, которую мы пытались перейти с товарищем вброд, - вспоминает Ваня. - Здесь воды обычно по колено, но после дождей река разлилась, и нас унесло течением. Он добрался до островка, где остался ждать помощи, а мне удалось кое-как выбраться на берег. Ночью босиком по каменистым сопкам побежал в ближайший посёлок за 7 км, чтобы вызывать МЧС. Двое пожарных с собаками и полицейский с автоматом (без оружия нельзя – кругом тайга, где много медведей) пошли со мной искать пропавшего спутника, найдя его уже под утро .Обошлось всё благополучно, но ни телефонов, ни денег, ни документов, ни даже обуви не осталось. А попасть на паром Ванино-Холмск без паспорта было никак невозможно. И тогда я воспользовался другим путём. Дело в том, что между этими портами расстояние примерно в 250 км, а самое узкое место Татарского пролива составляет всего 7 км. Местные жители, не спросив ни документов, ни денег, переправили на моторке на остров.

Прошлую зиму Иван Ширяев провёл на Сахалине, так как там нашлась работа, жильё и вполне хорошие бытовые условия. Там он и восстановил документы. 18 марта этого года, когда стал таять снег, путешественник переправился обратно на материк, и с тех пор безо всяких остановок едет дальше по нашей великой стране. За минувший год посетил Хабаровский край, Приморье, Камчатку, Еврейскую автономию, Амурскую область, Забайкальский край, Бурятию, и затем уже вернулся транзитом через всю Сибирь и Урал в европейскую часть России. Заезжал в Москву и Санкт-Петербург, Калугу и Тверь, Самару и впервые за два года – в родной Камышин. Некоторое время помогал родным по хозяйству, а теперь выдвинулся на юг, чтобы «осваивать» Северный Кавказ.

ПРОШУ рассказать о самом проекте «От Кореи до Карелии».
- Идея родилась спонтанно, во время поездки на Дальний Восток, - рассказывает путешественник. – Прочитал, что сейчас в России 1113 городов и подумал: почему бы не побывать в каждом из них? По моим расчётам, на это потребуется около шести лет. Сейчас посетил примерно 160 городов, потому что на Дальнем Востоке, откуда начинал, их значительно меньше, а расстояния между ними больше. Маршрут складывается по большей части стихийно. В этом году собирался зимовать в Якутии, но мама уговорила приехать в Камышин – нужна была моя помощь. Поэтому решил изменить планы и посмотреть зимой Северный Кавказ. Всё же у вас теплее, чем в Сибири, а останавливаться на несколько месяцев в одном месте для меня тоска. После СКФО весной планирую проехать по всем городам Волгоградской области – родные места знаю хуже, чем Дальний Восток. Дальше буду действовать по обстоятельствам – может быть, Архангельская область или Пермский край. Следующей зимой опять планирую на Восток, потому что три города Чукотки, два на Курильских островах и большинство населённых пунктов в Якутии – самые труднодоступные места, куда не добраться летом на автомобиле, только по воздуху, рекам, или зимникам.

- Что больше всего впечатлило за время путешествия? – спрашиваю я.

- Камчатка, - не задумываясь, говорит Иван. - Там чрезвычайно красивая природа, заснеженные верхушки вулканов. Некоторые из них действующие, дымятся, выбрасывают пепел. Порой даже можно увидеть лаву. Очень много медведей, за которыми можно наблюдать в естественной среде обитания с небольшого расстояния. Множество термальных источников. Значительная часть оборудована бассейнами. Приходишь туда, вокруг снег метра два толщиной, а сам лежишь в горячей воде и радуешься жизни…

- У нас здесь тоже таких мест немало, особенно в предгорьях и горах. А на Эльбрус не хочется подняться?

- Стараюсь заезжать во все места, которые мне интересны, например, ваше село не мог пропустить. Но я не альпинист и не скалолаз, не ставлю себе целью покорять вершины или ставить рекорды. Хотя в Приэльбрусье, конечно же, заеду. Познакомился с интересными людьми, занимающимися полётами на парапланах, и они меня пригласили после Нового года в Чегем.

- Россияне в Сибири, на Дальнем Востоке и в в Центральной России - разные?

- Отличаются, и бывает, что сильно. На Дальнем Востоке народ проще, отзывчивей, добродушнее. Когда я вернулся оттуда в европейскую часть страны, было тяжело адаптироваться. Чем ближе к Москве, тем «паршивей» народ, как мне кажется. У меня даже некоторое предубеждение было о тех, кто живёт западнее Урала, в том числе и на Юге России. Но сейчас, путешествуя по Ставропольскому краю, убедился, что здесь тоже люди простые и хорошие. Когда шёл пешком из Светлограда, на выезде из города останавливается рядом со мной мужик на крутом джипе, начинает расспрашивать – кто такой, откуда. А потом и говорит: «Я тебе завидую. Вот бы так всё бросить, чтобы голова ни о чём не болела, и пойти путешествовать. У меня есть друг, такой же «долбанутый на всю голову». Поехали, я к нему отвезу, познакомлю». Оказались очень гостеприимные люди, накрыли стол, помогли разместить записи в блоге. На следующий день, когда прощались дали с собой продуктов, тёплой одежды.

- Как решаешь бытовые проблемы: с одеждой, обувью, питанием, мытьём?

- За год износил семь пар обуви, и только первую из них покупал сам. Никогда никого не прошу ни о чём - люди сами стараются путешественника приютить, помочь ему. Спонсоров никаких нет, но с удивлением в последнее время стал обнаруживать, что и знакомые, и незнакомые пополняют баланс моей банковской карты. Большое им спасибо за это, поскольку позволяет мне продолжать свой проект, а не останавливаться надолго, чтобы заработать. В среднем у меня уходит 100 рублей на день, а основная статья расходов (для многих, может, это будет удивительно) – посещение музеев в тех городах, где бываю. Питаюсь я скромно. Всегда с собой есть крупа, а поскольку во многих местах меня норовят чем-то угостить, то килограмма хватает на месяц.

- Каковы у тебя отношения с прессой? Не было предложений написать книгу о путешествии, продать фотографии или видеофайлы?

- Я не фотограф, видео тоже у меня никогда хорошие не получалось, и не думаю, что кто-то будет сильно заинтересован моими материалами. Журналисты, особенно местных изданий, всегда хорошо относятся. Поэтому в каждом городе стараюсь зайти в редакцию местной газеты, поставить в свой путевой блокнот «отметку о прибытии».

Телевизионщики тоже неоднократно мной интересовались, но тут сложнее. Раз был такой случай. На дисплее телефона высветился незнакомый номер. Женский голос не сказал, что беспокоят с Первого канала из популярного ток-шоу Гордона. «Как к вашим путешествиям относятся родные? Почему супруга развелась с вами? Мы хотим помочь вам вытащить бывшую жену из секты, чтобы она путешествовала вместе с вами! Примите участие в нашей программе!» Я ответил, что когда в студии собираются сплетники, обсуждают всякую ерунду, перебивают друг друга и кричат, у меня это не вызывает ничего, кроме раздражения. А лезть в мою личную жизнь я не позволю никаким телеведущим, сколь популярными бы они не были, и повесил трубку.

- Ты нередко останавливаешься в подразделениях МЧС, в том числе в пожарных частях. С чем это связано?

- Наша дружба началась в Магаданской области, после того случая на горной речке, о котором я рассказывал. Благодаря этому я  впервые побывал в пожарной части. Увидел, что там есть кровати, кухня, душ, и начал активно пользоваться этими благами цивилизации. Александровская ПЧ-33 стала уже 92-й за время моего путешествия, и лишь в нескольких случаях мне отказали в приюте.
- Не возникало ли вопросов со стороны полиции, ФСБ, других подобных структур: «Кто такой, зачем, почему, откуда и куда»?

- За два с лишним года путешествия у меня лишь два раза проверяли документы. Первый раз в августе 2013 года в Амурской области, а второй – буквально только что в Калмыкии, в Городовиковске. Здесь народ мне показался очень подозрительным, насторожённым к незнакомцам. Иду я по улице, ко мне подходят женщины-калмычки и начинают спрашивать: а кто вы такой, зачем здесь, что фотографируете? Видимо, кто-то из них вызвал полицию, и, когда я пришёл в городскую администрацию, тут же появился майор, который потребовал проследовать за ним. Три часа в отделении мы беседовали о моих путешествиях с двумя майорами. Потом нас позвал в кабинет начальник полиции. Проверяли по базе данных, не в розыске ли я, нет ли претензий у ФСБ. Сфотографировали, сняли отпечатки пальцев, и в конце концов отпустили с миром. Но потерял почти полдня.

- У тех, кто никогда не путешествовал «стопом», сложилось мнение, что можно день простоять на оживлённой трассе, и либо никто не остановится, либо за проезд сразу же потребуют денег, а если это девушка – то и чего другого. Это правда?

- Заблуждение. Редко приходится долго на трассе стоять. Возможно, помогает мой облик, костюм эмчеэсовский. Водители видят, что это путешественник, а не какой-то местный бродяга. Часто принимают за иностранца, подчас – за странствующего батюшку. На федеральных трассах легковушки останавливаются раза в два чаще, чем грузовики. Между городами на небольших расстояниях грузовых минимум, но довольно часто подсаживают автобусы и маршрутки. Дальнобойщики реже подбирают, да я и сам не очень охотно с ними еду: на легковых и быстрее, и довозят ближе к центру города, а фуры обычно высаживают на окраине, у складов. Преимущество автостопа в том, что водители, раз они остановились, уже положительно к тебе настроены. мне ни разу не попадались люди с какими-то нехорошими намерениями, не хотели ограбить. Даже если какие-то отморозки и встречаются, всегда с ними мирно расходимся.

СЕЙЧАС Иван, по его подсчётам, проехал чуть больше 65 тысяч километров автостопом, из них 15 тысяч – по просёлкам, зимникам и вовсе бездорожью, и больше тысячи – водным транспортом (гидростопом). Сюда не входят перелёты на самолёте, поездки на электричке и пешие переходы. Кстати, пешком ежемесячно Ширяев проходит 100-150 км, иногда и больше.

Общаться с этим интересным человеком хотелось ещё не один час, но путешественнику пора было торопиться. Его ждали ещё в сельсовете, музее и пожарной части. А на следующее утро путь его лежал на Будённовск, Нефтекумск, Южно-Сухокумск в Дагестане, и обратно на Ставрополье – через Зеленокумск и Георгиевск на Кавминводы. Напоследок я спросил: где он встречал 2014 год и где собирается быть в новогоднюю ночь 2015-го?

- Прошлый Новый Год я отмечал на Сахалине, на предприятии по производству рыбообрабатывающего оборудования, - прощаясь, сказал мой новый знакомый. - Жил на территории завода и встретил наступающий вместе с тетенькой-вахтёршей у телевизора. Не без стопки, конечно. Закусывали варёной картошкой с красной икрой. А где буду в этом – не знаю. Где дорога застанет! Надеюсь, что это произойдёт в ваших краях.*

Иван , как и я, любит русский рок. Название песни одной из групп, основавших легендарный Ленинградский рок-клуб в середине 80-х, "Пикник", он и взял девизом своего путешествия. Ну а мне вспомнились строки из песни другого, не менее легендарного русского рокера, Сергея "Чижа" Чигракова: "То ли рядом с шофером, то ли в тесном купе,Я мотаюсь по жизни по великой стране... Eду, еду, еду, еду я, реки, степи, горы и поля...." Удачи тебе и в добрый путь, Камышинский Путешественник с красивым русским именем Иван! Земля – она круглая, и мы когда-нибудь вновь непременно свидимся.
---
* Уже после написания сего произведения узнал из блога Ивана, что 2015-й он встретил в Тырныаузе - самом высокогорном городе России.


Рецензии