Жизнь в радиусе пятьсот метров

«Высочайшая форма надежды - это преодоленное отчаяние»
Бернанос
«Барин живой, а ты дохлый... Бог создал человека, чтоб живой был, чтоб и радость была, и тоска была, и горе было, а ты хочешь ничего, значит, ты не живой, а камень, глина! Камню надо ничего, и тебе ничего... Ты камень - и бог тебя не любит, а барина любит.
Со двора послышались звуки, похожие на собачий вой.
- Что это? Кто это там?
- Это татарин плачет.
- Ишь ты... Чудак!
- Привы-ыкнет!
А.П. Чехов, "В ссылке"

На какое-то время осев в родительском доме, я невольно оглядываю окружающую меня действительность и вспоминаю все, что со мной было на моей «малой родине» в радиусе 500 метров, там, где прошли мое детство и юность. И вглядываюсь в то, что происходит теперь, и что изменилось. А главное – изменился ли я сам, и в какую сторону. Хотя кто сказал, что у изменения обязательно должна быть однозначная «сторона»?…
Память хранит что-то почти о каждом метре этого пространства радиусом в 500 метров. Это удивительный феномен, где нагромождение обрывочных воспоминаний приводит к какому-то странному состояния сознания, когда почти невозможно понять смысл пережитого, хотя кажется, что если все собрать вместе и связать, то получится нечто стройное. Покажи мне любое дерево в моем дворе, любую выбоину на дороге, любой дом, любой клочок этой унылой уральской земли, загаженной ядовитыми выбросами из десятков окружающих заводских труб, и я могу рассказать об этом клочке целую историю… А из историй, где-то длинной, где-то короткой, о каждом клочке, не будь я ленив, можно было бы написать целый роман.
Здесь много людей умерло. Здесь кого-то все время били и убивали.
Сначала одного прохожего остановили и зарезали, потом другого. Ни за что. Просто ограбление. Хотя грабить в сущности некого: в этих местах богачи не водятся. Венок на деревце – память о горестном. А лучше снять, иначе придется повесить венок на каждое дерево. Правда, деревья вырастают большими, унося скорбь к небу .
Вряд ли теперь дотянуться мне до того сучка, на котором кто-то повесил кошку, вставив окурок в ее смертный оскал. Это было в 50 метрах от школы, где я учился, в старом парке, в котором когда-то горели фонари и стояли гипсовые фигурки бодрых пионеров, коим постепенно поотрубали руки, потом снесли головы, а потом расчленили и уничтожили вчистую. Рядом – стадион, где мы в День Химика, обалдевшие от внезапного майского тепла, гоняли наперегонки на велосипедах «Школьник» с накрученным на колеса серпантином. В парке есть памятник Гагарину. Я помню, как его открывали, с барабанным боем, с пафосными словами, что человек, дескать, покорил космос, и человечество отныне непременно понесётся к звездам. Теперь я думаю: "Какие звезды, неужели на земле мусор складывать стало негде?"
Всё созданное стремится к распаду… Теперь памятник давно никто не красит, он облупился, напоминая о том, что человечеству еще долго нечего особенно будет делать в космосе.
Еще пройти метров пятьдесят, и будет памятник Ленину, где меня принимали в пионеры. Я тогда был счастлив…Носился по поселку, подставляя красную тряпицу ветру и демонстрируя ее соседям…Тогда был какой-то порядок, какая-то понятность и структурированность во всем. «Будьте, как дети…» - зачем Он это сказал? Да, в детстве жизнь не казалось особо сложной.. Но только ли оттого, что я был мал и глуп? Если вдуматься, чего же такого умного в осознании сложности жизни, где безжалостное время, накапливая данные, неизбежно рассеивает их где-то за границами твоего настоящего, за границами твоей собственной жизни, превращая самую сложность эту – в примитив, в хаос, в мерзость запустения, из которой, кажется, ничего не может, не должно больше появиться, а только страх и стыд. И еще что-то малозначительное.…Не знаю. Уродина, ублюдочный отброс разума - жалость…

Хаос памяти, что там? Ерунда какая-то. Жизненный мусор. Кошмары. Они не способствует уважению ни к творениям Божьим, ни к самой этой жизни. Зачем Ты, Дух, носился над бездной?. Вот 10 метров отойти от места, где когда – то я увидел повешенную кошку, и будет место, где какие-то несчастные посланники хаоса забили арматурой до смерти прекрасного парня, любимца одной из школ города. Он только закончил 10 классов, возвращался домой, проводив девушку. Не вернулся… Целую ночь звал на помощь. Некоторые прохожие, идя утром на работу, видели какого-то избитого бомжа. А к бомжам разве стоит подходить? Можно ведь испачкаться в грязи и крови, ненароком заглянув в бездну, где распадается твоя удобная, понятная жизнь на диване у телевизора…

2006 год


Рецензии