08-44. Кому служим

На работе жизнь бьет ключом. Ввязались в  строительство котельных в городе Нягань Тюменской области. Шеф выглядит плохо, занимается демагогией и материт подчиненных, которыми руководить не умеет и не хочет, веря, что достаточно нанять умного человека со стороны, и тот  все за него сделает, причем самоотверженно и почти даром, поверив шефским посулам на золотые горы в будущем. Этот сюжет я уже видела много раз: сначала новых Дон Кихотов награждают обязанностями, но ограничивают в полномочиях и в информации, потом мы по вполне естественным причинам не выполняем своих договорных обязательств, принятых по указке Шефа наспех, от большой нужды и бедности и под его устную договоренность. Шеф в подобных делах крайне ненадежен – он может в начале пути сказать одно, а потом от этого отпереться и свалить с больной головы на здоровую; говорит он красиво и правильно, причем так, как будто и впрямь не ведает, как и почему все случилось так, как неминуемо должно было случиться. Через девять месяцев нового героя либо подводят к увольнению, либо он сбегает сам, выслушав в свой адрес все возможные обвинения. Обычно этот несчастный убегает обиженный оплатой его труда, не соответствующей данным ему обещаниям. После увольнения  Литвиновы называют его дезертиром и сваливают на него все свои промахи. В условиях нынешней безработицы вскоре находится новый герой, и все начинается сначала. 

Анекдот: «Лежат двое цыган под телегой, в пыли и грязи, рядом копошатся их дети. «Ну, что, - спрашивает цыган, - этих детей перемоем или новых нарожаем?»»

  В нашей фирме дилемму данного анекдота всегда решают  вторым способом и этого не скрывают: во всеуслышанье кричат о том, что здесь никого не держат, что они найдут получше и заставят нас работать. Другие действительно находятся, но их приходится брать уже на большие деньги, а  входят в курс дела они с той же скоростью, что и прежние, но попутно успевают наделать глупостей, которых предыдущий товарищ в силу своего опыта уже бы не сделал. Эта чехарда с кадрами и хамство наших руководителей, разваливающее коллектив, нашу парочку ничему не учит.

 Самое удивительное в этом сюжете именно его повторяемость и узнаваемость. Это прекрасная иллюстрация к теории возвращения Успенского («Странная жизнь Ивана Осокина»). Нельзя, не изменившись внутренне, изменить внешние обстоятельства. Мы всегда будем притягивать к себе одно и то же – то, что заключено в нас самих, наши отражения, наши грехи прошлого. Ничего чужого к нам не возвращается.

Мы в нашем «Спектрэнерго» вечно сидим без денег, от чего, например, начальство бесит необходимость вкладывать средства на профилактику вечно плохо работающей оргтехники. В комнатах, где она стоит и где работают некурящие, курят не только сотрудники, но сама Сладкая Парочка. Пренебрежение правилами игры, которые само руководство провозглашает на словах, настолько вошло в их привычку, что нет смысла говорить о том, почему, мы живем так плохо.

Так обстоит дело не только у нас на работе. Подобную же картину можно увидеть сейчас практически везде – ложь, демагогия, неуважение к законам и правилам и попытка наказать других за невыполнение этих же правил и инструкций, которые, видимо, писаны только для дураков, но не для них, власть имеющих. Завидовать этим власть имеющим тоже нет смысла – какие радости есть в их жизни? Постоянные стрессы, работа на износ, разваливающееся здоровье, беготня по кругу за собственным отражением и неожиданный конец, который подстерегает любого из этих бегунов, - такой преждевременный и несправедливый с их точки зрения, но такой закономерный и иногда даже запоздалый, если посмотреть на ситуацию сверху. Впрочем, то, что я описываю, от чего негодую – это всего лишь мое отражение: я притянула к себе эту ситуацию; если она раздражает меня, значит ее корни находятся в моем характере, в моих прошлых и настоящих поступках. Так проявляется моя карма, и чем больше я буду ей противиться, бороться с внешним, проявляя ненависть и осуждение, тем глубже она будет проникать в меня, повторяясь вновь и вновь. Практика святого безразличия по отношению к себе, к своим неудобствам, внутренним протестам, запрет на осуждение других, потому что другие – это я, отразившаяся в них, - вот что может помочь мне вырваться из круга возвращений.

Шеф собирается лечь в больницу – ему необходимо восстановить здоровье. Мне безумно жаль его, потому что несмотря на все выше сказанное, он страдает, понимая, что не может осуществить то, о чем мечтает – процветание рожденной им фирмы. К сожалению, он не способен видеть корни проблемы, не пытается изменить самого себя - свою политику, свое отношение к людям. Он не осознает, что то, чему он служит, воздает ему по заслугам.

Человек - крайне сложный механизм. Он слишком противоречив и слишком инертен, особенно, если за его спиной уже 60 лет, к тому же, к несчастью, успешных лет. Больше всего нас расслабляют наши прошлые победы, наши успехи: нам начинает казаться, что мы непогрешимы в своей правоте, что мы что-то можем, например – изменить других людей, выстроить их (любимое выражение Подруги) под себя. Увы, мы и себя-то не можем выстроить под что-то определенное, а именно с нашей непоследовательности и начинаются все беды.

В свои 60 лет Шеф, ровесник Олега, превратился в развалину. Могу себе представить его в нашем зале для практики, где Олег так лихо выполняет все трудные упражнения! Да я Шефа и в метро-то в часы пик представить не могу – он же там просто умрет! А мы ездим каждый день, да еще умудряемся книги по дороге  почитывать! Так что все в жизни действительно происходит по пословице «что посеешь, то и пожнешь». Не нужно никому завидовать, не стоит ни на кого обижаться: все мы платим по своим счетам – неотвратимо и в свой срок. Только со стороны кажется, что жизнь несправедлива.

Вчера сообщили о смерти Александра Лебедя. Он глупо погиб, упав вместе со своим вертолетом с высоты 50 м. Причем, большая часть пассажиров выжила, но падение произошло как раз на ту сторону авиасалона, где сидел Лебедь. Кто бы мог подумать, что уже много лет дряхлый и дуреющий Ельцин его переживет? Его - здоровяка, генерала, недавно отметившего пятидесятилетие?

Что мы знаем об истинных причинах его конца - не земных причинах, а кармических? Каким силам он служил, чему жертвовал? Хорошо, если об этом  еще при жизни успел  подумать сам Лебедь! Мало кто из нас таким образом смотрит на свою жизнь, на ситуации, которые к нам возвращаются знакомым сюжетом. Большинство даже не замечает этой мистической повторяемости, цепляясь лишь за внешние детали новых обстоятельств.

Какая же я счастливая, что судьба дала мне шанс соприкоснуться с Истиной, с эзотерическим направлением мысли и чуть-чуть – с эзотерическим  способом существования. Пусть число моих ошибок – не меряно. Это относительно. Может быть, если бы не моя встреча с Истиной, я бы вовсе не видела своих ошибок и не говорила бы о них вслух. Как большинство моих друзей, я бы так же гипнотизировала себя и окружающих словами о собственной непогрешимости, искренне считая себя правильной и страдающей, а всех других – не правильными и причиняющими  страдания.

Сережа провел интересное занятие. Воспользовавшись отсутствием посторонних в школе (каникулы) и новичков в нашей группе, он все время нашей практики посвятил Молитве Стоя. Делали мы ее полтора часа. Я, не пытаясь сачковать, точно следовала правилам выполнения – выкрикивала мантру, сколько хватало голоса, в быстром темпе делала наклоны. Поведаю о своих ощущениях.

Не практиковала я это упражнение с весны, общее состояние суставов оставляет желать лучшего: в обычной жизни я наклоняюсь, превозмогая боль в ногах и пояснице. Тем не менее, я приступила к упражнению с энтузиазмом – в группе всегда неизвестно откуда приходят силы и получается то, что сначала идет через «не могу», а потом просто идет и идет успешно. Первые полчаса упражнение доставляло удовольствие. Потом началась усталость. Затем усталость куда-то исчезла, но на смену ей пришло худшее, чем мышечная усталость – негодование «когда это все кончится?». Стало скучно, захотелось какого-то разнообразия в упражнении. Возобладало чувство «надоело». Помня, что таким образом из нас вылезает вся наша грязь и невежество, я не снижала темпа наклонов. Вспомнилась фраза Сергея о его первом опыте многочасовой Молитвы Стоя –
«Я или оно? Кто, в конце концов, здесь хозяин, я или мое тело?». Это сработало. Кроме того, глупо просто стоять в ожидании конца занятия, когда это же время можно провести с пользой – накопить энергию и послать ее тому, кому она сейчас нужна, например, моим близким. И я с еще большим рвением продолжила упражнение. Через несколько минут пришло второе дыхание, и практиковать стало легче. Когда Серега дал команду закругляться, почувствовала, что у меня  еще есть силы на продолжение.

Нас посадили в медитацию завершения. Этот род медитации хорошо идет после интенсивной практики. Здесь ни о чем специально думать не нужно, достаточно просто наблюдать за собой. Наблюдать было интересно. Тело расслаблено, ничего не хочет, никуда не рвется. Желаний – вообще никаких, мыслей о житейских заботах, планах на следующий день – тоже никаких. Это само по себе приятно. В голове – пустота. То есть, ощущение, к которому слово пустота подходит, как нельзя более. Иногда проплывают разные мысли, но как-то странно: они похожи на снежинки, падающие с неба – я их наблюдаю, но не отождествляю с собой: они – сами по себе, я - сама по себе. Так и тут – мысли приходят и уходят, но «я их не думаю».

Все же количество рано или поздно переходит в качество. Эта Молитва Стоя была просто очередным толчком в череде приобретений, случившихся благодаря двум с половиной годам регулярных посещений наших практических занятий. Во мне что-то изменилось по существу, и это  радует.

Во-первых, укоренилась в сознании и действует установка, что все, что мы делаем в нашей школе, одинаково хорошо и мне нужно. Раньше я одни виды практики любила, а другие, хоть и делала, но терпеть не могла и убедительно объясняла себе, почему они мне не нужны. Сейчас вдруг пришло понимание, что вопрос не в форме упражнения, а в тренировке моего умения принимать любые обстоятельства так, как они есть, без возражения и без навязывания им собственной оценки. Как солдат на службе: сказано - делай. И упражнения стали раскрываться в другом качестве. Они начали приносит плод – приобретение крупиц мистического опыта, они начали нравиться. То у меня вдруг появится сильный разогрев тела в отдельных его частях (прежде была только боль в мышцах и усталость), то - ощущение внутреннего биения (не обычной дрожи натруженных  мышц, а чего-то, напоминающего ползущее насекомое внутри скелета), то я вижу ободок бирюзового или голубого цвета вокруг собственных пальцев на второй минуте концентрации в статической позе, то, закрыв глаза, наблюдаю интенсивный светлый фон – не вспышки и не искры, как нам говорят, а пока только фон, какой появляется, когда с закрытыми глазами поворачиваешь голову к источнику освещения. С занятия ухожу счастливая и спокойная. Болтать о суетном как-то не хочется, поэтому  стараюсь уйти без попутчиков. Пусть есть и мышечная усталость, и боль в растянутых связках – это не страшно. На душе светло.

Другое качественное изменение я обнаружила в себе, перечитав свои «Записки».  Их написали мои две разные Персоны. Одна – логичная и очень убедительная в своей критике – с ней трудно спорить. Она пишет интересно, местами заумно, по-своему правильно. Но она не наполняет энергией. Она укрепляет сомнения у тех, у кого они есть, а значит, оставляет их на том же уровне бытия, на котором они сейчас находятся. Кроме того, ее «правда» не помогает и самой Персоне: да, она права, но изменила ли ее правота ее жизнь? Избавила ли от ошибок и падений вниз, которые она уже прекрасно видит и правильно оценивает, но не может избежать их повторения? Для чего она пишет эту правду? Потому что убеждена, что писать надо то, что есть, а не то, что велят и что правильно. Объяснение звучит убедительно, но не помогает.

Правда на том уровне бытия, на котором мы живем, не может быть единственной. Во мне есть и другая Персона, и то, что она говорит, вернее, чувствует, тоже правда. Она «думает» не умом, а ощущениями. Она оценивает не информацию, а собственный опыт. И она мыслит позитивно. Когда моя действующая персона  позитивна – мне хорошо. Когда моя персона настроена критически и отрицательно – мне плохо. Так не лучше ли отождествить себя с позитивной персоной?

Перечитав свои записи, мне захотелось переписать их по-новому. Опустить некоторые свои возражения, которые идут из логики, а не из опыта, прекратить потворствовать в себе желанию страдать и жаловаться. Начиная описывать свои трудности, я усиливаю их, я начинаю легко находить факты, подтверждающие тяжесть моей ситуации. Не лучше ли мне отрешиться от нее, насколько возможно, посмотреть на все, как на возвращение моих прежних ошибок и плату за них?

В обычной жизни я терпеть не могу долгов – в первую очередь стараюсь отдать их, произвести выплаты по счетам – это делает меня свободной. Так почему же я не поступаю подобным же образом в моем внутреннем мире? Зачем раздуваю в себе мысли о справедливости, возмущаюсь тем, что от меня в настоящем времени уже не зависит? Мое реагирование на неприятности, только продлевает их. От себя не убежишь, да и мир никогда не станет совершенным. Почему-то очень убедительным показалось буддийское положение о пустоте.  «Основой сансары и нирваны является ум. Все в мире, кажущееся конкретным, есть ни что иное, как иллюзорное видение собственного ума. И когда ум избавляется от этой иллюзии, он пребывает в ясном состоянии осознания всех явлений, как нереальных, т.е. осознает пустоту всех явлений. Состояние пустоты есть истинное, коренное (первоначальное) состояние ума, а волна мысли есть его производная».(Намхай Норбу Ринпоче, буддийский лама, посвященный)

За эти два с лишним года, что я практикую в группе буддийской йоги, моя жизнь стала казаться мне более  невыносимой. Именно казаться, а не быть, потому что, видимо, изменилось мое отношение к себе, укоренилась привычка замечать и видеть свои механические реакции и отслеживать собственные промахи, происходящие по вине этой механичности. Больше всего я переживаю не из-за того, что меня обидели, а из-за собственных промахов. Расшевелив в себе прежде дремавшие резервы энергии, я начала проявлять свою карму – вылезает на поверхность все, что прежде оставалось неоплаченным. Привыкшая вести себя в соответствии с правилами игры (но не замечавшая, как я сама их нарушала), я особо остро реагирую на всякую несправедливость, нелогичность, идиотизм и вседозволенность окружающих. А они – всего лишь «посланцы богов», которые показывают мне мои же отражения. Меня учат тем же идиотизмом, который вероятно был свойственен и мне, то ли в этой жизни, то ли в предыдущей. Например, начальство вдруг «наезжает на меня» за то, в чем не грешна, что, наоборот, является моей сильной, а не слабой стороной.

Человек, сам не способный найти нужную бумагу в нужное время на своем собственном столе, вдруг заявляет мне о беспорядке в моих документах. Объявляющий выговор за единичное опоздание на работу на 15 минут, сам регулярно опаздывает или уезжает по личным делам на неделю, не оформляя это отпуском без содержания в табеле. Как сказал бы Серега, он накопил для этого заслуги и теперь позволяет себе их тратить! В этом есть истина. Карма возвращается ко мне, прежние заслуги уже растрачены, и это прекрасно, что можно оплатить счета и жить свободно. Прекрасно, что могу копить новые заслуги, ходить на занятия, практиковать, наблюдать себя и накапливать полезный опыт,  избавлять свое тело от шлаков, а душу – от груза кармы и видеть свет впереди. Сейчас мне совсем не симпатичны все школы и группы, которые ласкают слух, нежат тело и зовут в прекрасные дали, не заставляя тяжко и терпеливо работать. Такие школы лечат тело, утверждая «в здоровом теле – здоровый дух». Но начинать надо с духа и делать это, отдавая долги, накопленные телом. Можно, конечно, успокоить ум, подлечиться травами и молитвами перед «исцеляющими иконами», чем сделать приятное своей душе (и что в общем-то нас оздоровит и утешит на какое-то время), но по существу этим не спасешь человека. Рано или поздно ему все равно придется заплатить, и чем это случится позднее – тем будет болезненнее. Я не верю, что что-то в жизни можно получить даром. Бесплатный сыр рано или поздно все равно докажет нам, что мы по своей воле попали в очередную мышеловку. Поделом.

Совершенно не все равно, кому ты жертвуешь. На своем пути я встречала довольно много добрых и милосердных людей, подающих милостыню нищим, раздающим свои лишние вещи родственникам и друзьям, делающим дорогие подарки знакомым. Они, безусловно, накапливают хорошую карму, ту, что поможет им в этой или следующей жизни еще некоторое время прожить в сладком сне иллюзий о земном счастье. Эти люди всем своим поведением выбирают жизнь, и значит только жизнь может им за это воздать. Но жизненные дары скоротечны. Рано или поздно они все равно обернутся болью расставания с ними. Жертвующие тому, что стоит над жизнью, делают вклад в свое бессмертие.

Как часто я замечала, как достаточно обеспеченные и щедрые по житейским меркам люди с удивительным постоянством не находят ни времени, ни возможности, ни желания пожертвовать чем-либо ради приобретения мудрой книги,  поездки за три моря для встречи с духовным наставником, ради  занятий духовной практикой. Зато у них всегда отыщутся возможности для посещения дорогого врача и приобретения далеко не безвредных лекарств, для покупки  модной одежды или билетов на развлекательное зрелище. Ничего не значит, что они уже получили информацию и на словах утверждают, что духовное «вложение» более необходимо им и более надежно. Не важно, что человек думает о себе. Важно, как он в итоге поступает.

Человек жертвует тому, во что верит. В свою очередь, он и получить может только от того, кому служит, кому отдавал свое время, личные усилия, средства. Правы наши японские учителя, считая заслугами не просто жертвование, а только жертвование Трем Драгоценностям: Учению, которое заставляет нас проснуться и обрести свое истинное место в мире, Учителю, помогающему проснуться, и Школе – сообществу духовных единомышленников, с которыми, работая вместе, мы сможем вырваться из тюрьмы нашего теперешнего существования. Все другие жертвы всегда будут держать нас  в положении Блудного Сына, томящегося в неволе, и никогда не возвратят Домой.


Рецензии