Вернуть посёлку славное имя

ВЕРНУТЬ ПОСЁЛКУ СЛАВНОЕ ИМЯ
(Из книги «О людях и для людей»)

С некоторых пор,а точнее когда Косая Гора вошла в административное подчинение  Туле, может на первый взгляд и показаться,что в посёлке стало несколько чище.  Но это только лишь на первый взгляд и впечатление вполне обманчиво,даже если и есть какое-то улучшение,но оно лишь относительно.
Вот,к примеру,установили по всему посёлку в определённых местах,во дворах и на улицах,контейнеры для сбора мусора.Идея,стало быть,неплохая и в перспективе  вполне возможно даже эффективная,можно было бы потому и смириться,не брать во внимание ужасный вид и гигантские размеры,но удручает совершенно иное:они  всегда переполнены мусором,завалены мусором до самого верха,что и их- то, контейнеров,совершенно не видно.Но самое неприятное то,что ещё они издалека, за многие километры источают такой непереносимо-отвратительный и тошнотворный запах,что вызывают рвоту,а по ночам их потому видно издалека,что их кто-то поджигает и такие дымящие «костры» наводят ужас на всю округу,отравляя жителей посёлка запахом горящей пластмассы.
Разгадка такого «мусорного изобилия»  и чадящих «костров» пришла  ко мне  как-то не сразу и  весьма неожиданно. Я не говорю уж об избитой  истине:  чтобы не росли горы мусора вокруг контейнеров его нужно вовремя вывозить, это и коню понятно, а истории посёлка  далеко от самих контейнеров?  Вначале я думал, что причина этого захламления банальный сильный ветер?!  Но оказалось, это не так. Как-то проходя  около плотины верхнего пруда берёзовой рощи мимо заваленного донельзя контейнера мусором, что  по улице Луговая,  я услышал, как один из местных цыган громко сказал, явно обращаясь ко мне: «Вот какие  русские, мимо контейнера бросают!»,  –  и покачал головой. Мне стало обидно и досадно за своих земляков. Что же это получается, дорогие друзья: мы здесь старожилы,  большую часть своей жизнь прожили, а многие и всю жизнь, именно тут, всегда постоянно гордились им и клялись, что  любим свою малую родину, а тут такой жёсткий упрёк в лицо, что от стыда можно сгореть.  Получается, ведь и правда, что мы и не особенно-то любим свой посёлок, раз так по-хамски  к нему относимся?
С другой стороны, почему же лет пятнадцать- двадцать назад  до так называемой я имею в виду то невероятно неприятное явление, когда  мусор раскидывается по всей терр «перестройки» и «реформ», посёлок-то наш был совершенно другим. Неужели и мы были другими?  Был он чист и ухожен, опрятен и уютен, нам было просто приятно находиться на его улицах, во дворах и скверах, в самом парке, а как же иначе, ведь он был признан одним из лучших посёлков не только в Тульской области, но и по всей  России!  Мы же  помним и сегодня то время, когда  он весь благоухал в зелени и цветах, клумбах, особенно в парке и в скверах, в садах у памятных мест. Даже на территории завода появлялись частенько новые  цветники и клумбы, зелёные скверы. Неужели мы все так изменились и разлюбили свой посёлок, что он стал нам безразличен?
Мне трудно было в это поверить, и стал я с досады внимательнее наблюдать за состоянием всех контейнеров, попадающихся  мне на  пути.
  Вот тут-то я и нашёл разгадку и причину нынешнего захламления посёлка! Оказывается, по утрам, вечерам и даже днём копаются в контейнерах люди, а то и целые «бригады» нищих и бомжей, бывших нормальных людей, в том числе среди «копателей» немалое количество  и цыган!  Они-то и выбирают из контейнеров всё, что им не нужно,  но собирают всё, то для них представляет ценное, то есть, металл, бутылки, одежду, пивные банки  и прочее вторсырьё. То есть всё то, что у них принимают новоявленные «бизнесмены» новой рыночной экономики, и они сами, бомжи да цыгане, получается, что тоже  «хорошо вписались» в новые экономические отношения?
  А из этого исходит, что установка громадных контейнеров вовсе не «панацея» от наших бед и на нынешний наш день в борьбе за чистоту и порядок в посёлке, требует, прежде всего, воспитания в каждом жителе уважительного отношения к Косой Горе. Работы прежде всего с самими «копателями», ведь это ими  из контейнеров и выбрасывается всё, что им не нужно. Вот таким образом и замусорив территорию. Хочу привести в пример мою беседу на эту тему с рабочим ремонтно-механического цеха Косогорского металлургического завода, ныне пенсионером, Александром Фёдоровичём Серовым.
 Этого прекрасного специалиста и человека я давно и хорошо знаю. Когда-то бригада Серова гремела на весь завод, и все награды, какие только тогда были на заводе для коллективов, это бригада завоёвывала безоговорочно первой.. Встретились мы с  Александром Фёдоровичем совершенно случайно. причём на заводском стадионе, ранним летним  утром, где  он совершал здесь свою вечернюю прогулку. И это не случайно. Во-первых, стадион находится недалеко от его дома, во-вторых, в прошлом Александр Фёдорович  активно занимался спортом, преимущественно футболом. Вот потому это место для него дорого и приятно, вот потому он и стало местом его ежедневных  прогулок. А наш разговор начался тоже случайно, издалека, а от стадиона перешёл к порядку в посёлке и, опять же, преимущественно пошла речь о контейнерах,  один из которых дымился и здесь, на стадионе.
 «…Разве это дело,  – возмущался тогда Александр Федорович, –  посмотри-ка, что стало ныне  со стадионом и с парком, с Дома культуры, ведь это сплошное безобразие!..». И он с горечью стал говорить о том, что ныне на стадионе  не только грязь, но и нет массового спорта. В том числе, нет лыжного спорта, лёгкой атлетики, даже футбола. А он-то, в молодости, сам на этом стадионе играл в футбол, как впрочем, и многие работающие в механическом цехе.  «…Представляешь, –  говорил он мне,  – только у нас, у механиков, было две цеховые команды –  «Резец» и «Зубило»!». А пристрастился он играть в футбол ещё до армии, а уже в Германии, куда его направили служить, тоже играл за армейские команды. Приехав домой после службы, он продолжал играть и на этом вот стадионе. «…Да я  из-за этого футбола на год позже из армии  демобилизовался, отпустили меня только лишь по завершению футбольного сезона! Вот как мы тогда играли в футбол!».
 Он замолчал, видно ему немного взгрустнулось, вспомнились молодые годы. Но вот он опять оживился и заговорил: «… Вся территория заводского стадиона и парка  была для уборки и благоустройства поделена между заводскими цехами. Я, например, со своей бригадой знал, что какая часть ограждений футбольного поля находится в зоне нашего внимания. Мы ремонтировали и красили невысокую ажурную изгородь, отлитую из бетона,  белили и оберегали от всякого, кто на неё покушался.  Также была поделена между цехами и вся территория парка. Мы убирали листву и мусор на аллеях и газонах, ремонтировали скамейки и дорожки. А вот сейчас нет хозяев ни там, ни здесь, даже присесть негде! Лавки стоят редко, да и то они в очень плохом состоянии. Вокруг них тоже мусор. Фонтан в парке  разбит и давно уже не действует. А ведь он был сделан фитинговцами с цветной подсветкой  и дарил отдыхающим  радость, свежесть и прохладу в жаркий летний день. В парке работали, представьте, аттракционы, карусели, качели и колесо обозрения! Говорят сегодня: «Из строя они вышли!..». Так ведь их же ремонтировать нужно было вовремя, подумаешь, станок, какой! Ведь мы их, эти аттракционы, ремонтировали, сами же и испытания всегда проводили. Доменные печи ремонтируем? Ремонтируем! Так неужели на заводе не кому с таким пустяком справиться, неужели после нас, стариков, теперь никто на заводе не в состоянии даже  карусели отремонтировать?!».
 И Александр Фёдорович тяжело вздохнув, горько махнул рукой: «… А после этого у нас ещё  говорят: « Молодёжь у нас плохая!». Но куда ей податься, молодёжи-то?! Если парк культуры в таком  безобразном состоянии!.. А на заводском стадионе всего лишь одна секция по-настоящему работает, да и то кик-боксингом называется, драка одним словом?!..».
 Что, правда, то –  правда, что можно на это возразить ветерану, хотя в последнее время в посёлке оживилась  работа организация ветеранов Косогорского металлургического завода. Сегодня она действует по многим направлениям,  том числе борется  за чистоту и благоустройство посёлка. Так, например, силами  ветеранов отремонтирован  пролёт красивой ограды, что опоясывает сквер-бульвар перед Домом культуры. Кроме того, они доказали и  своим примером показали как можно своими руками отремонтировать и вернуть разбитым пролётам, всей  красивой изгороди бульвара, её  первоначальный вид;   они так закрепили  чугунные цветки –  украшения  верха столбов ограды, что на двух из них  эти украшения ни за что нельзя ни снять, ни оторвать.
 Однако, и к сожалению, этот пример ветеранов остался незамеченным, а их опыт не использован до сих пор.  Не вдохновил  пример ветеранов работников завода, пошедших по более лёгкому пути, они сняли эти украшения со столбов,  мотивируя своё бездействияпо их закреплению тем, что по их мнению:«…Всё равно их могут снять бомжи и сдать в пункты приёмки металла!».
Такую же «предусмотрительность» проявили и руководители посёлка, во главе с С. В.Воронкиным, убравшие с нашего бульвара даже все лавки. Мотивируя  это тоже тем, что «…сидящие люди на этих лавках сорят вокруг них, оставляют после своего отдыха в парке кучи мусора». Не случайно, что именно этот вопрос был поднят и на специально организованной встрече ветеранов завода с руководителями Привокзального района во главе с А.В.Панфёровым.
Это собрание состоялось на Косой Горе в здании поселковой администрации. Кроме того, ветераны потребовали прекратить торговлю овощами и фруктами и  одеждой на «развалах» в святых для косогорцев местах. Это на площади против  бульвара, где установлены памятные стелы в честь памяти павших – «Журавли», и в еловой аллее, ведущей к братской могиле,где в вечном карауле застыл бронзовый солдат.Таким образом, это всё нарушает торжественность и святость дорогих для косогорцев  мест и самого мемориального ансамбля. Это же полное кощунство, когда на  голубых елях развешивается бельё, а бронзовый солдат упирается взглядом в барахолку, тем временем, когда торговцами и покупателями затаптываются цветники на самом памятнике! Но, несмотря на столь представительную и официальную встречу, эти вопросы до сих пор не решены, но совет ветеранов не успокаивается на этом и продолжает борьбу.
Особое внимание на той встрече с районным начальством также было уделено и восстановлению  Обелиска косогорцам,павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Восстановление его должно быть в первоначальном виде.То есть, шла речь о возвращение ему титанового шпиля-штыка. К сожалению, несмотря на все данные обещания по отмеченным ветеранами важным вопросам не решаются с должной оперативностью. И это-то в дни подготовки к празднованию Дня нашего города и присвоения ему званием города-героя!?Не стыдно ли вам,дорогие друзья!
И совет ветеранов ОАО «КМЗ» в решении этих вопросов не складывает руки, а продолжает усиливать работу до полного достижения поставленной цели.
А.Бочаров.
2006. 


Рецензии