Уравнение с двумя неизвестными

Как может выйти так, что человек смотрит на картину и не имеет ни единой мысли о самом художнике? Я думаю, что без именитого следа своего творца картина, не смотря на всю свою красоту и идейную наполненность, может остаться неизвестной. А причины же неизвестности самого художника могут быть разными: от его незначительного или низкого положения в обществе до его личных предпочтений.

Рассмотрим это предположение на примере английского художника-мариниста Вильяма Дельмара (1823-1856), работы которого представлены в Королевской академии искусств, Британском институте и Суффолкской уличной галлерее в Лондоне, а также выставлены на торги в ведущих аукционных домах Европы и Америки.

Вильям Дельмар, подписывавший свои полотна V. Delmar, не получил широкого признания ни при жизни, ни после ее окончания вплоть до наших дней. Первые его полотна появились на сайтах европейских аукционных домов в 2006 году. В интернете вы едва ли сможете найти о нем какую-либо информацию, кроме годов его рождения и смерти, и того, что он был англичанином из Кентербери. Скорее всего, именно по причине своей короткой продолжительности жизни и происхождения, а также в связи особенностями развития художественного искусства Соединенного Королевства в период его творчества, он и не получил заслуженного внимания публики.

С малой известностью по причине раннего ухода и низкого положения в обществе все понятно. А что же такого особенного было в истории английского искусства сто пятьдесят лет назад?

Прежде чем говорить об особенностях британского искусства 19 века, необходимо напомнить о том, что промышленный переворот в Англии, последовавший за буржуазной революцией, состоялся раньше, чем в других странах, а буржуазия пошла на компромисс с дворянством. На этом этапе Англия превратилась в "мировую фабрику", обеспечив себе тем самым экономическое господство и первенство на внутреннем и внешних рынках, что привело к формированию рабочего класса. Этот исторически новый и горький опыт отражен в английской культуре уже с конца 18 века. Однако, противоположно искусству Франции в живописи Англии стремление к свободе и борьбе не находит отражения ни в изображении обыденных сюжетов, ни в исторических полотнах.

Окончательно господство промышленной буржуазии устанавливается во второй трети 19 века. Англия расширяет свои колонии в странах Ближнего и Дальнего Востока. Это подталкивает следующий этап развития английского искусства. За внешним благополучием и оживлением от большого количества заказов кроются тенденции к утверждению интересов буржуазии и быстро нарастают признаки упадка. Казено-государственные установки официальных заказов и мещанские вкусы частного покупателя приводят к подражательным тенденциям в искусстве. Картины часто пишутся так, чтобы все в них говорило о затраченном времени, и их можно было оценивать как товар, но в большинстве из них нет признаков какого-либо собственного видения мира, взамен этого на полотнах с особой тщательностью прописываются мельчайшие детали, а цвет, наподобие старинного витража, вставляется в композицию отдельными яркими пятнами.

Этот период сами англичане считают знаковым в плане своего вклада в мировую художественную культуру, потому что в нем произошло зарождение Братства Прерафаэлитов - первого направления в искусстве, зародившегося в Британии, получившего мировую известность. "Прерафаэлиты (от лат. prae – перед и Рафаэль) – английские художники и писатели, опиравшиеся в своем творчестве на искусство раннего Возрождения – до Рафаэля. Братство прерафаэлитов (Pre-Raphaelite Brotherhood – Прерафаэлитское братство) было основано в 1848 в Лондоне и просуществовало до 1853. Основываясь на идеях искусствоведа и критика Джона Рёскина (1819–1900), провозгласившего принцип «верности Природе», художники объединились под общей идеей противопоставить холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) «живую веру» итальянского искусства Треченто и Кватроченто. В программу Братства входило романтическое неприятие индустриального общества и буржуазной культуры. Их искусство должно было способствовать возрождению духовности в человеке, нравственной чистоты и религиозности. Подражание художественной традиции итальянского искусства 15 в. обусловило сочетание скрупулезной передачи натуры со стилизацией и сложной символикой." [см. Энциклопедия Кругосвет -

Если же говорить о второй половине 19 века, то стоит отметить, что большинство работ, появлявшихся на выставках Королевской Академии художеств в этот период - это закономерное измельчание творческих интересов и деградация мастерства, безвкусная смесь работ старых мастеров и творчества прерафаэлитов. Данный период следует упомянуть только в общем контексте повествования об искусстве Великобритании 19 века, так как к рассматриваемому нами художнику отношения он не имеет.

Итак, после краткой исторической справки вернемся к Вильяму Дельмару и его творчеству. Жанр, в котором работает художник - "маринизм", выделился как самостоятельное направление в живописи в Голландии в 17 веке и является разновидностью пейзажной живописи. Однако, широкую известность и наибольшее распространение маринизм получает в 19 веке благодаря таким фигурам как Иван Константинович Айвазовский и Уильям Тернер. Именно благодаря популярности творчества последнего, англичанина по происхождению, на родине, в работах многих художников того времени можно увидеть морскую тематику.

Не будем забывать, что это период активного расширения сферы влияния Соединенного Королевства за счет колонизации и выхода в лидеры на внутреннем и внешнем рынке в результате промышленного переворота, а значит, море - через которое лежит путь британцев на материк - не может оставаться без внимания.

Выбор сюжета для работ Дельмара не покажется случайным и в контексте другого вида искусства того времени. Если обратиться к литературе этого периода, то можно определить роль моря, океана в жизни британцев. Именно в 19 веке в английской литературе новое развитие получает такой жанр, как морской роман. Р.Л.Стивенсон в «Английских адмиралах» писал: «Море — наш подступ и бастион; оно является сценой наших величайших побед и опасностей; и мы привыкли поэтически утверждать, что оно наше». В понимании особой роли океана в истории Великобритании Р.Л.Стивенсону вторит Дж.Конрад: «Это могло случиться только в Англии, где люди и море — если можно так выразиться — соприкасаются: море вторгается в жизнь большинства людей, а люди познают о море кое-что, или все, развлекаясь, путешествуя, или зарабатывая себе на кусок хлеба».

Творчество Дельмара относится ко второму периоду английского искусства 19 века, то есть ко временам казено-официальных заказов, превалирования мещанских вкусов и существования Братства Прерафаэлитов. Почему же, не смотря на отсутствие упоминания об этом художнике в контексте Братства, его полотна можно отнести к этому направлению в искусстве?

Ответ на поверхности, точнее - на полотне. Прерафаэлиты отторгали академические принципы работы, считая, что необходимо писать с натуры. Они отказались от живописи в помещении и начали рисовать на природе [см. Панель в Манчестверской художественной галерее - Кроме того, внесли изменения в традиционную технику живописи. "На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней." [см. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков // Энциклопедия для детей - М.: Аванта]. В то время как приверженцы академизма часто использовали битум, а он делает изображение мутноватым и тёмным.

Пейзажисты-прерафаэлиты известны в частности изображением облаков, унаследованным ими от знаменитого предшественника, Уильяма Тернера. Пейзаж старались выписывать с максимальной достоверностью. Живописцы делали скрупулёзные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо. Эта микроскопическая работа требовала огромного терпения и труда, в своих письмах или дневниках прерафаэлиты жаловались на необходимость часами стоять под жарким солнцем, дождем, ветром, чтобы нарисовать, порой, очень небольшой отрезок картины [см. Wood Christopher. The Pre-Raphaelites. — L.: Weidenfeld and Nicolson, 1981]. По этим причинам, прерафаэлитский пейзаж (разновидностью которого, как мы выявили ранее, является марина) не получил широкого распространения, а затем ему на смену пришёл импрессионизм.

Причина малой известности Дельмара при жизни может крыться еще отчасти и в том, что прерафаэлиты ставили себе целью поднять общий уровень английской эстетической культуры, но в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы [см. Литературная энциклопедия - http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-2452.htm].

Если подвести итог исследованию особенностей творчества Вильяма Дельмара в контексте мирового художественного искусства и причин неизвестности его работ широкой публике, можно отметить, что он был типичным представителем английской живописи своего времени, и, вкупе с качеством исполнения работ, его полотна имеют не только историческую, но и художественную ценность. Однако малая продолжительность жизни, низкое происхождение, высокая конкуренция при малом спросе на качественный продукт и отсутствие воздействия идей выбранного им направления на широкие массы привело к тому, что его полотна, как и он сам, мало известны.


-------------
Декабрь, 2014, Краснодар.
___________________________
Библиография:
1) Wood Christopher. The Pre-Raphaelites. — L.: Weidenfeld and Nicolson, 1981
2) Лоранс де Кар. Прерафаэлиты: модернизм по-английски / Пер. с англ. Ю. Эйделькинд.. — М.: Астрель, 2003
3) Шестаков В. П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. — М.: Прогресс-Традиция, 2004
4) Ч. 2 Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17-20 веков // Энциклопедия для детей - М.: Аванта

Электронные ресурсы:
1) http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva/38.htm
2) http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st006.shtml
3) http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-2452.htm
4) 5)
Ссылки на картины:
1) http://www.askart.com/askart/artist.aspx?artist=11192035
2) 3) http://www.artprice.com/artist/445626/william-delmar


Рецензии