Опер это не профессия, а состояние души. Глава 3

Глава 3.
- Пойдем, пойдем,  - ласково позвал Виталий Катерину, поднимая ее за руки с полотенца. – Я все равно научу тебя плавать, - как- то по доброму призывал он ее.
- А, что не умеешь плавать или боишься, - как – бы подбадривая, спросил я.
- Да, что-то инструктор по плаванью все толком научить и не может,  с нежным упреком пояснила Катерина.
- Пойдем, пойдем, к концу отдыха будешь плавать как рыбка, рыбка ты моя золотая, - с нежностью констатировал Виталий и притянул свою красавицу жену к себе. Он ласково обнял Катерину и они пошли в воду, о чем- то смеясь. Да они в месте, они счастливы. Да, я чувствовал, как я завидую этой паре. Как они смотрят друг на друга. Как трепетно относятся, как чувствуют друг друга. Видно есть любовь. Или нужно уметь любить. Ведь не даром говорят, что в любви главное понимание и уважение. Нет, я не завидовал, я был искренне рад своим новым знакомым. И спасибо небесам, что именно с ними меня здесь в этом раю свела судьба. С каким задором Виталий обучал Катерину стилю «кроль на груди». С каким энтузиазмом он заставлял Катерину  делать различные плавательные упражнения. Как они вместе смеялись над упражнениями «поплавок, звездочка». Минут через двадцать Виталий и Катерина видно от усталости вышли из воды и плюхнулись на наше место стоянки, и принялись нежиться на солнце.
Я еще немного поплавав в прозрачной воде стал наблюдать за яхтами плавающими с надувными баннерами по акватории лагуны. То тут, то там видны были дайверы, ныряющие с трубками и собирающими что - то с прозрачного дна. Немного понаблюдав за яхтами и дайверами, я пошел к месту нашей стоянки, где к моим новым  знакомым подошел молодой человек с ластами и маской. К его трусам было привязано, что-то типа сетки. Подойдя ближе, я узнал, что данный молодой человек по имени Алексей знакомый Виталлия дайвер. Он плавал вдоль косы в море и насобирал морских ежей, которых и принес Виталию с Катериной. Высыпав нам дюжину морских ежей на пакет, Алексей вновь пошел в море, пояснив Виталию, что вечером забежит к нам в гости.
- И что с ними делать?  - спросил я.
- Костя, а нож есть? - спросил Виталий.
- Нет.
- Тогда нужно две жемчужных ракушки, - спокойно пояснил Виталлий и пошел в сторону моря. Через пару минут он вернулся и в руках у него были раковины, без жемчуга конечно. -  Ну вот половина дела сделана, сейчас я вас научу. Виталий взял одну из раковин и  положил на полиэтиленовый пакет. В нее положил морского ежа, а второй раковиной быстрым ударом острыми краями раковины разделил морского ежа пополам. Я в первые в жизни увидел, как разделывали морского ежа в походных условиях. Да с одной стороны ни чего страшного. Раскрыв далее панцирь  морского ежа руками, Виталий показал нам содержимое. А в нутрии морского ежа находилась вязкая желтая жидкость с икрой светло-желтого цвета с прослойками темно зеленого цвета.
 - Вот берем в руки половину морского ежа, отделяем вязкую желтую жидкость и прослойку темно-зеленого цвета, освобождая икру, и едим. Виталий, продемонстрировав искусство добывания икры , одним движением руки закинул икру себе в рот. Да не совсем вкусно, но натуральный продукт.  Взяв в руки вторую половину морского ежа, Виталий быстрыми движениями добыл икру и передал ее любимому человеку. Катерина немного морщась дегустировала натуральный морской продукт, сопровождая словами: « С пивом пойдет». Затем мы поочередно принялись поглощать дары дальневосточных морей. При этом запивая с легка соленую икру морского ежа пивом. Никогда бы не подумал, что в жизни все так просто.  Да хочешь жить умей вертеться. День шел к вечеру, и мы потихоньку собравшись пошли в сторону палаток.  Придя в наших бунгало из палаток, переодевшись мы вышли на свежий воздух. Костер разводить было рано, поэтому достав пиво из термосумок, мы принялись рассказывать друг другу о себе.
Немного хмельные мы сидели и разговаривали о жизни. Как вдруг Виталий с серьезным видом спросил меня:-  А можешь написать книгу обо мне?- Я хочу, что бы настоящую, без вранья, пародий, и крови. - Расскажу, как на самом деле, что и почему. - Это интересно поверь, даже льстить себе не буду. – За профессию обидно, хочу, что бы обыватель знал, как оно в шкуре опера. – Ведь опер это не профессия, а состояние души! - Я расскажу, а ты сам выбери, что интересно, а что нет.
- Хорошо, - вдруг ответил я. Не зная, чем это все закончится. Но мне так стало интересно, да и чем заниматься вечерами даже находясь в раю.  Конечно, в тот момент мыслей написать книгу у меня не было. Но я так проникся чувством солидарности к новому знакомому, да и правдивости рассказанных мне историй. Которые со слов Виталия были за гранью моего понимания, как обывателя да и вообще стороннего человека. Но что-то было в нем. И понять, что я не могу до сих пор. Ну вот первое мое восточное солнце клонилось к закату. Мы втроем сидели на границе наших палаток и Виталий начал свой рассказ.
- Знаешь, а ведь в милицию я пришел по случаю. Я в девяностые, как и многие пацаны занимался спортом. Я футболист с одиннадцати лет, до этого закончил  пять лет музыкальной школы по классу фортепиано. Мой отец и дед ранее, как говорят судимые. Оба имели свой определенный авторитет в городе. Дед тот вообще прошел «совдеп, совгавань», так и не знаю за что. Взял бабушку с двумя дочерьми которых, как полагается оформил на себя. Затем уже в Шадринске родился общий ребенок мой отец. До сих пор азимутные звезды на  груди деда у меня в глазах стоят. Отец тот проще, вся левая рука в татуировках, а все пальцы на левой руке в коронованных перстнях. Как сейчас помню слова отца: - « Я умру, ты руку мою левую сбереги, на ней вся жизнь, кто и что». И на пару они берегли меня от тюрьмы, пока возможность их в этом позволяла. У нас на стадионе «Торпедо», где я играл в футбол, причем не плохо. Трижды приглашался за юниорскую сборную России но не разу не был на сборах. Нашей командой мы заняли третье место на первенстве СССР в 1988 году. Причем проиграли только один матч парням из Томска со счетам 2:3 и то потом узнали, что у них в команде восемьдесят процентов были подставные, т.е на два три года старше нас. Но я тогда стал одним из лучших игроков турнира. За что в подарок получил шахматы. Но и это радовало т.к. я уже играл в шахматы и имел один из детских юношеских разрядов по шахматам. Ведь раньше все было правильно в СССР, по мимо обучения в школе. Будь добр в кружок или секцию. Вот и совмещалось, приятное с полезным. Это я сейчас понимаю, что было необходимо. Ведь шахматы одна из древнейших игр и развивает логику и присчитывание ходов противника на перед. А у меня получалось еще в детские годы считать за семь восемь ходов. Так что жил я и учился, при этом занимался спортом. И все было в меру и в пользу, это сейчас понимаешь, когда годы свое берут. Да и вообще мне в моей жизни повезло с учителями, друзьями, тренерами. Ни о ком плохо не скажу. Можно рассказывать долго, но всего по немного. Народ и мужики раньше другими были. Старались правильно по принципам жить. Вон в 2008 году война с Грузией, а у нас в команде из числа летчиков грузин был. Так рубаха парень. А хотя майор авиации, последнее нам отдавал-  Ролик звали, где он сейчас и не знаю.
- Ну, что выпьем? А то так тоска по молодости накатила, по спорту. По команде. Не видимся уже давно, хотя из моего возраста из всей команды, нас не судимых четыре человека осталось. Да, от тюрьмы и сумы не зарекайся опять кто-то прав. Но это же девяностые. Каждый выживал, как мог. Зарплаты не было ,денег нет, а жить нужно. Вот и парни с команды каждый по своему кусок с маслом ел. Мне повезло, я в шестнадцать лет за заслуги по спорту во взрослую команду был приглашен. Там зарплату как спортсмен получал, больше чем мама работая воспитателем в детском саду. Рублей на сорок больше получал и понеслось. Девочки, дискотеки, друзья, общение разное. Тем более вся нынешняя элита города все на стадионе связи нарабатывали. Нам кто  к торпедовцам относился бесплатные билеты на стадион были на все. Включая спидвей, а у нас постоянно проводились кубки мира по спидвею. Вот и я пользовался халявой в своих целях. Друзья, девчонки и т.д., весело было с деньгами, я не знал, что такое их отсутствие, даже после деноминации дома в загашнике четыреста рублей нашел еще  «четвертаками». Так обидно было, ну что поделать, прятал сам и не нашел.
- Ну разошелся не переслушать, опять свободные уши нашел, - ухмыляясь проговорила Катерина.
- А, что и в правду давайте нальем и выпьем, - так же отзывчиво согласился Виталий.
- А почему - бы и нет, вдруг поддержал я нашу компанию.
Виталлий из палатки вынес пакеты с едой и выпивкой. Мы не напрягаясь извлекли их содержимое и разложили на разборный столик взятый так же на прокат. Но вот вечер подходит. А в раю вечером делать было не чего. Мы достали припасы, спиртное и начали накрывать стол. И здесь я опять понял, что люди которые любят, они любят каждую минуту, каждый вдох, когда они рядом. Не обращая на меня ни кого внимания, хотя только, что человек был увлечен своим рассказом, Виталий распечатал бутылочку светлого полусухого вина и не обращая на нашу занятость со словами: « Ты у меня одна, моя радость и моя надежда»,- Виталий налил полный бокал вина Катерине. - О святой Один, -  как это было сказано, с какой любовью, уважением и преклонением перед женой произнес Виталий эти слова. Да он ее любит, обожает, она для него все. И даже больше, но не предаваясь другим красноречивым фразам, он притянул ее к себе и сладостно поцеловал. Да, а ведь если посмотреть на них со стороны, можно задаться вопросом: « Как они встретились и как, ангел и опер могут быть в месте». Ну, вот опять перехожу на личности, а ведь по сути я прав. Она прекрасна, он помесь европейца с азиатом и почему лучшие девушки достаются бандитам и операм? И данный вопрос мучает не только меня, меня человека с образованием, человека который хорош собой. Но в мою сторону она даже не смотрит, хотя я  очень и очень не плох собой. И обратив внимание на Катерину на пляже, ее кроме любимого ни кто не интересует. А может и в правду душа опера это определенная душа, это определенный человек со своим внутренним миром, который он отдает только ей, только ей, той единственной, неповторимой, понимающей.
Мы сотворив по быстрому сервировку походного стола, на раскладных стульях расположились вокруг. Усевшись по удобнее и наложив в свои тарелки салаты и нарезку, приготовились к ожиданию душевного разговора и наступления ночи. Темнело быстро. Вечером стало прохладнее и мы накинув мастерки продолжали по доброму отдыхать в прекрасном месте и душевной компании.
Налив по стопочке, выпив и закусив мы вернулись к рассказу Виталия. (да)
- Да, а знаешь какое первое чувство первого рабочего дня? – неожиданно спросил у меня Виталий.
- Нет, - не понимая вопроса ответил я.
- О, это непередаваемое чувство, - с сарказмом улыбнулся Виталий. У меня друг детства Шамяка, как раз когда я с армии дембельнулся за городом «смотрящим» был. Так он меня в городе встречает и к  себе в «офис» зовет. Нам говорит «правильные» нужны. А я спрашиваю у Шамяки, а с наколотой как? Он говорит нормально, все вопросы закрываются. Я тогда задумался, а почему - бы и нет. Но решил подожду, посмотрю, послушаю. И был прав дня через два ко мне товарищ в городе подходит и рассказывает, что в карты у барыги одного выиграл сорок тысяч, а тот не отдает. Так он в «офис» к Шамяке пришел и рассказал, а тот ему типа пятьдесят на пятьдесят. Так не делается, согласился я и пообещал, решить с Шамякой этот вопрос. На следующий день прихожу в «офис», Шамяка был на месте, но утыканный в какашку. Я, ему и говорю, что карточный долг святое и пятьдесят на пятьдесят не делится. Шамяка согласился, но вдруг пояснил, что проигравшийся «ипешник» нужный человек, и регулярно в «общак» неплохие бабки отстегивает. И где здесь равенство и братство спросил я у Шамяки. Не все так просто, ты приходи и многое узнаешь и поймешь. Да нет уж, с вранья начинать я не хочу, я развернулся и ушел. Долго я думал над нашим разговором. Да так и не согласился я со смотрящим.  Хотя в чем – то возможно он и был прав. Но ведь сила любого сообщества или коллектива и состоит в равенстве, доверии и взаимопомощи. Иначе зачем собирать «общаг», суть которого в помощи и в распределении нуждающимся зека. А в наше время посмотри, что не круче жулик тем кучерявее живет. Не стало понятий даже в их среде. А ведь молодыми мы все считали себя будущими крестными отцами и великими мафиози. Кто – то по крупицам собирал воровской жаргон, кто наколки изучал, а кто чуть ли не кровные братства, как в кино про индейцев заключал. Братство крови, как это сейчас все смешно выглядит, а раньше ведь все в серьезно было. Не хватало   вдоволь информации вот и играли в братву как умели. Это сейчас по телевизору все что нужно и не нужно можно увидеть, все открыто стало. Вбивают молодняку в голову тюремные ценности. А их уже нет. Так пыль в глаза и сказки про красивую жизнь. А посмотри на наших мафиози, все живут как мыши, и себя и соратников бывших подельников боятся. Не дома, а крепости танком только атаковать. Кроме легального бизнеса и красивых машин больше и нет ни чего. Ни совести ,ни братства одни лозунги и слюни.
 - Ну вот опять начал за здравие и все смешал,- улыбаясь сказала Катерина.
- А мне милая за отчизну обидно, все меньше и меньше нормальных мужиков остается,- сплюнув, проговорил с горечью и отчаяньем Виталий.
- Да, почему так? - парировал я.
- Да потому – что, вот когда я начинал работать, ловишь жулика за преступление и начинаешь с ним разговоры разговаривать. Что тогда, что сейчас абсолютно другие бандиты были. И работать было намного интереснее, веселее. Я ведь за все пятнадцать лет не разу жуликов не бил. Да и группа наша по грабежам и разбоям вся такая была. Как не вспомнить, старались головой работать, а не кулаками. Потому  что уважение к преступником было, как в первую очередь к людям. Мне еще в детстве отец процитировал одно выражение, так я его сразу наизусть запомнил, и не забывал ни когда.
- Это, какое? - с интересом спросил я.
- « Ну, что из того, что я заключенный,
 быть может однажды -  нарушил закон,
судом я лишен был лишь только свободы,
но чувств человеческих я не лишен!»
- И ведь как точно сказано, и ни чего лишнего,- серьезно констатировал Виталий.
- Да хорошо сказано, - согласился я. И вдруг я задумался странно, опер, а похоже сам в воровскую романтику верит. Иначе, зачем цитировать. Но ведь выражение и в правду открывает душу заключенного. А какие песни они пишут. Ведь вся страна покорена шансоном. Что только стоят Круг, Новиков, Лесоповал, Бутырка. Ну вот и я туда - же вдруг пронеслась мысль в моей голове.
 - Ну вот примерно как - то так, - вновь вернул меня в реальность Виталий.
- А правда, что у оперов есть золотые правила?, - вспомнив Жиглова с неподдельным интересом спросил я.
- Да знаешь, сейчас наверно уже и нет, - произнес задумчиво Виталий. Давай, я все по порядку расскажу, что- бы ты меня Костя правильно понял, и мы дойдем до правил, и всего остального,- пояснил Виталий.
- Понимаешь, я наверно и в милицию то попал благодаря именно Шамяке. И нашему с ним разговору за карточный долг. Правду я люблю и ищу ее всю сознательную жизнь. Когда увидел и узнал, что в офисе правят наркоманы, как – то совестно стало. Ведь сколько хороших парней уже сгинуло, кто в тюрьме, кто от передозировки умер. Ни когда я эту заразу не понимал и не воспринимал. Есть у меня друг «Батя» прозвище, оно у него с четвертого класса. Так у него отец Владимир Андреевич легенда сыска Шадринского района. Мы нашей компанией уже подростками постоянно у Бати дома собирались. Там выпивали по тихому и все такое. Так Андреевич уже пенсионером был и не гонял нас. Лучше как он говорил дома пейте чем на улице или в подвале. Вот мы и пользовались гостеприимством. А мать «Бати» Любовь Михайловна нам и закусить приготовит и когда разбушлатимся по домам отправит. Андреевич регулярно потреблял, да и почему бы и нет он за двадцать лет работы более тысячи преступлений раскрыл. Как он мне в последствии говорил: - « Виталий, опером ты лет через пять будешь, сначала ногами поработаешь, головой, а уже потом если все хорошо, то сидя в кабинете все знать будешь». И он был прав.
- Ну, что по чуть – чуть, - предложил я.
- Конечно, согласились мои собеседники. Выпив, мы насладились сладостным ароматом сигарет. Темнело, нужно было разводить костер. И мы с Виталием сложив дрова разожгли пламя костра. Боже, как хорошо – то. Можно годами смотреть на три вещи: огонь, воду, и как другие работают, вдруг вспомнил я слова классика. Огонь у нас горел, и все так тихо было на душе. Языки пламени играли потихоньку, потрескивали дрова и мы наслаждались потихоньку наступающим хмелем и отдыхом.
И что Андреевич, - спросил я.
- Да вот за коротанием молодежных вечеров у Бати и игрой в карты, я там познакомился с другом Андреевича, с еще одной легендой розыска нашего города с Евгением Леонидовичем. Он был основателем и родоначальником нашего УБОПа. Они с Андреевичем так же частенько употребляли дома в соседней комнате. Обсуждали свои оперские, дела и обменивались новостями. Зная , что у нас как у молодежи денег частенько не хватало, они садили нас к себе за стол и угощали спиртным. Но в большей части мы против них играли в карты и шахматы на деньги и спиртное. Ставя ставки на победу. Вот там – то мне и сгодилось умение играть в шахматы. А может и специально они нам проигрывали, кто уже сейчас скажет. Я специально упомянул про Андреевича и Леонидовича, так как они сыграли большую роль в моей оперской жизни. Когда я решил идти работать в уголовный розыск, то меня сначала начальник уголовного розыска не брал. Хотя с ним я был знаком на протяжении десяти лет, и в месте мы играли в футбол. Алексей Викторович начальник уголовного розыска мне пояснил, что как я буду работать если с половиной жуликов я знаком лично и это его смущало и пугало. В ходе нашего собеседования с ним я пояснил, что народ меня знает. А мои принципы не будут мешать моей работе т.к., кто умнее тот и прав, а какие могут быть на меня обиды, если каждый из нас выбрал тот путь, который выбрал. Но в тот день мы так и не пришли к конкретному выводу наших с Алексеем Викторовичем доводов. В этот же вечер, я придя к Бате передал наш разговор Андреевичу и Леонидовичу. На, что Леонидович пояснил: « Раз не берут в уголовный розыск то я возьму тебя в ОБНОН (отдел борьбы с незаконным оборотом наркотиков)»,- Пойдешь ко мне, мне такие нужны, да и знаю тебя лично уже лет пять, так что проверять не к чему. Я услышав такое даже не раздумывал, конечно, когда приступать. Две недели я проходил медкомиссию т.к. по первой категории в опера. Отдав документы в кадры, я пошел в отдел. Какое это было чувство, борьба в нутрии. А надо ли мне это, иду а ноги не идут. Скажи мне еще три недели назад, что я буду опером или ментом, загрыз бы. Но не мы выбираем, а нас. Это жизнь, а когда мужик не знает, что делать он делает шаг в перед, вот и я сделал. И знаешь не жалею. А то ушел бы в «офис» и как сложилось бы моя судьба, кто его знает.
- Да, - многозначительно произнес Виталий. Ну, давайте накатим по чуть -  чуть. Пока я разливал вино и водку Виталий подкинул дров в импровизированный нами ранее костерок.
- Значит не жалеешь, - спросил я.
- Жалею но сейчас, все по другому стало, раньше веселее и интереснее было. Война умов, да и какой – то логики больше было. Не было как сейчас мудоруководства. Каждый знал, что необходимо, да и заставлять не нужно было работать в выходные или по вечерам. Когда тема интересная и жулик умный, ловкий, знающий, так и сутками работа ладилась. А все потому, что мы работу любили и гордились ей. А знаешь, как раньше оперов боялись, и боялись не потому что били, а потому, что мы за идею работали. Ложишься спать и думаешь на чем жулика раскрутить, на чем сыграть. Ищешь его слабости, связи, увлечения. И как Жиглов говорил Шарапову, вопрос задавать нужно в точку и своевременно. Вот жулики нас тогда и боялись, что подготовленные мы с ними воевали, а вдруг я знаю больше, чем говорю или спрашиваю. А сейчас все тупо на потоке, ты не ты да и ладно. Были и  те, кому головы не хватало, так руками добивались, но это единицы. Основная масса всегда головой работала. По детству помню . что разговоры ходили , что в милиции работают те кто в детстве на люлях катался или обиженный жизнью. Я и сам так думал, но веришь нет пришел и узнал мужиков. Есть конечно и такие, которые детские комплексы прячут, но в основном все жизнью битые. Да и командировки сейчас на Кавказ, не каждый трус и поедет. Так, что предрассудки все про лохов. Есть конечно, как без этого, но  такие люди везде есть. Но да ладно пора заканчивать лирическое отступление.
- Да нет, я душу вашу понять хочу, - сказал я.


Рецензии