Рассказы о дедушке. Пока поперёк лавки ложится

 И мама и дедушка воспитывали нас с сестрой в строгости. Все капризы на корню пресекались, а падения в магазине на пол с сучением ножками после неудачного выклянчивания покупки казались чем-то преступным со слов мамы, поэтому мы об этом даже не помышляли. Но дети есть дети, и совершенными паиньками мы, конечно, не были.
 
Помню, что мне почему-то позволялось вредничать. Я могла в ответ на просьбу что-либо сделать, нахально ответить:
-А я не буду это делать.
-Почему?
-А потому, что не хочу и не умею.
Дедушка за меня заступался:
-Она же маленькая.
Сестра обижалась:
-А почему ей можно ничего не делать, а мне нет?

В какой-то момент это попустительство перешло критическую черту так, что даже дедушка перестал за меня заступаться, а подначивал маму:

-Ты ее распустила. Учить надо, пока поперек лавки ложится. Потом поздно будет.

При этом легкие подзатыльники, разъяснительные беседы и стояния в углу на меня не оказывали должного воздействия, и я продолжала вредничать, причем понимая это и получая от вредности удовольствие.

И вот однажды, когда мне было 3,5 года, то есть, я по классификации дедушки еще "ложилась поперек лавки", мама попросила меня принести мои мокрые валенки, разбросанные мной посреди комнаты, для просушки к плите.

Я по привычке ответила, что не хочу и не буду.
Мама выразила свое требование более строго, я опять ответила отказом, надув губы. Но почуяв, что запахло жареным, всё-таки стала продвигать валенки к кухне веником. Валенки продвигались плохо.

Ни мама, ни дедушка моих телодвижений не поняли и не оценили.
Дед зашелся праведным гневом:

-Сколько можно на нее любоваться? Возьми, наконец, ремень в руки - и услужливо вытащил ремень из брюк.

И мама взорвалась.
Схватила в одну руку ремень, в другую меня за шкирку, утащила в маленькую комнату, зажала между колен и, стащив штанишки, хлестнула ремнем. Я зашлась плачем от страха и боли.

Дедушка за закрытой дверью, подхлёстнутый плачем, нервно забегал и закричал фальцетом:
-Всыпь, всыпь, как следует,  иначе потом локти кусать будешь. Совсем от рук отбилась!
Мама всыпала. Вложив в наказание сдавшие нервы от одиночества, от работы по дому и огороду за бабу и мужика, от безденежья, от постоянных детских болезней.

Я рыдала. Дедушка, испугавшись, ворвался в комнату и, одной рукой поддерживая брюки, другой пытался вырвать у мамы ремень и меня.
И уже истошно кричал на маму:
-Прекрати! С ума сошла! Бедный ребенок, лучше бы она умерла тогда от пневмонии в яслях, чем так мучиться сейчас.

Мама пришла в себя. Дедушка схватил меня на руки и начал утешать. Сестра испуганно плакала. Помню, что мне было очень больно и очень обидно:
-Как они не поняли, что я же тащила валенки в кухню, но только веником? Как?
 
На этом изгнание из меня беса вредности закончилось. Больше наказывать меня таким способом не пришлось. С тех пор, по выражению мамы, я стала шелковой.
Когда я по старой привычке иногда начинала вредничать, стоило только напомнить:
-Из тебя опять отбивную котлету сделать? - как от вредности не оставалось и следа.

А у меня не осталось и следа обиды ни на маму, ни на дедушку.
Правда, став взрослой, я и сама никогда не потакала детским капризам. Что это? Побочный эффект порки?

ноябрь 2014


Рецензии
Это очень рано для порки. Вспоминаю обрывки разговоров девиц, подхваченные мной на переменах, из которых не трудно было догадаться о пережитом. На память мне приходит и вопрос, заданный как-то классу нашей молодой и миловидной учительницей истории, которую интересовало (возможно, в рамках какой-нибудь диссертации по педагогике), скольким из ее учеников порка была знакома по личному опыту, и робко поднимающиеся в ответ руки восьмиклассников и восьмиклассниц. Помню напряженные улыбки на из зардевшихся лицах: несмотря на жгучий стыд, особое чувство гордости не позволяло ни мальчикам, ни девочкам скрыть наказания, которым подвергались их попы. Вопрос красивой учительницы превращал их в привилегированное общество в среде одноклассников!
А Ваших подруг секли?
Буду признателен за ответный отклик на свой литературных опыт!
С приветом, Андрей

Андрей Лесницкий   08.03.2020 10:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.