Отзыв. Дмитрий Новиков Другая река
Разговором о вере начинается рассказ Дмитрия Новикова "Другая река". Священник Варлаам Керетский, живший в 17 веке, говорит своим братиям, что человек должен спасаться верой, "ибо слишком жесток мир, слишком в нем любви". Варлаам познал это на собственном опыте, ведь, поддавшись мыслям, заподозрил горячо любимую жену свою в неверности, и стал ее убийцей. "Забыл я Бога в тот миг, забыл верусвою и упование. Только гнев черный внутри остался и поднялся волной наливной".
На протяжении рассказа, мы слушаем исповедь священника, который искал спасения своей души в пути. После совершенного, он водрузил тело своей жены на нос своей ладьи и плыл в одиночестве без остановки, пока тело не истлело.
Герой попадает на Север, где продолжает молиться и жить в одиночестве.
"Тут открылась мне бухта малая, где посреди скал и лесов благодатных живая светлая река в море впадала.Закончилось мое странствие. Речку эту Кереть называли."
"Господи, прими слово мое за детей и животных!" При этом герой не вымаливает прощения греха, не молит о убиенной, а молвит слово за детей и животных.
Параллельно исповеди священника автор рассказывает нам о нашем современнике, судьба которого если не схожа, то определенным образом переплетается с судьбой Варлаама. Герой так же приезжает на Север, чтобы справиться с собой и с болью. Жгучее желание мести съедает его: "Слишком невинны и далеки от желания, скользкой рыбой душу сосущего.Полгода уже мучило оно меня. Лечить его я забирался в эту глушь, подальше от людей." И желание это проявлялось спонтанно, независимо от его воли: «мозг тут же рисовал кровавые картинки».
Даже в итоговой картине автор показывает нам схожесть героев - волей не волей, читателю представляется женщина, много веков назад развеянная в этих водах - в момент, когда рыбак опускает в лунку руку и чувствует гладкую холодную кожу налима.
Но и наш лирический герой готов к исцелению: его наполняет светлое чувство, когда он остается наедине с природой, когда видит он строящийся храм. "А я всё оглядывался и оглядывался на светлую посреди темных строений, веселую и одновременно строгую какую-то, ветрам открытую и мудрую часовню. «Варлаам» — в голове крутилось старое, забытое уже и будто бы чужое имя."
И, после усмешки на совет друга - звать, если что на помощь святого Варлаама, все таки пришедшая из ниоткуда помощь, на его тихое "Помоги" в момент, когда герой попадает в беду, оказавшись закованным рекой, под толстым слоем льда - один на один с Севером.
Итак, что мы видим? О чем говорит нам само название? "Другая река"... О том, что во всем есть другая, оборотная сторона? Где вера, там и неверие, где Бог, там и бесы. Даже в природе Новиков показывает нам две ипостаси - природа, которая тиха, кротка, и готова накормить и спасти и природа, которой не чуждо сострадание, природа, которая отнимет жизнь.
Свидетельство о публикации №214121901154
Галина Щекина 24.12.2014 11:39 Заявить о нарушении