Д О М

         Эту историю я слышал многократно. Честно говоря, никогда глубоко в суть событий не вникал. К сожалению, большинство из нас ко всему и, в том числе, к своей жизни относится как троечники: если есть вероятность, что завтра в школе учитель не спросит, то готовиться к урокам не будем. Ну вот с возрастом, когда начинаешь понимать истинную ценность таких историй и пытаешься их вспоминать, оказывается в памяти кроме общих схем ничего и не осталось, а дедушек и бабушек, - носителей этой информации уже нет в живых. Но в этот раз нам повезло, Гюлли диде1 (95 лет), мы просим Аллаха продлить ее жизнь, и ее сын Закир тха2 в этом нам сильно помогли. Это с ее слов и при активной помощи нашего брата, пишется этот текст. Возможно, при изложении сюжета есть некоторые огрехи, например, в описании последовательности событий. Но нас интересовали, в первую очередь, взаимоотношения и характеры участников этих  событий и нравственная сторона вопроса . Может, прочитав все это, кто – то задумается о своем поведении и задаст себе вопрос: «А все ли в этой жизни я делаю правильно?»

Къурбан, Урудж и Бешир были братьями. 
Старший - Къурбан был юзбаши, т.е. сельским старшиной, самым главным человеком в селе, а младший Бешир - хозяйственным человеком,  имел большую отару и табун лошадей и всегда был в делах. Оба брата были достаточно состоятельными и  амбициозными. А чем примечателен был средний брат Урудж, молва умалчивает.
Давно подмечено, что, к сожалению, только общее горе – как универсальное средство объединяет людей. А когда у людей быт налажен и защищен достаточно высоким уровнем материального  достатка и отсутствуют сколь-нибудь значимые внешние угрозы, любое предложение, требующее совместных усилий, становится, скорее поводом для разногласий, чем поводом для согласованных действий.
Так и здесь, у Къурбана с Беширом по многим вопросам, требующим согласования, часто стали возникать разногласия и очень редко - взаимопонимание.
А то, что их жены Жижи и Гьажеб - энергичные и властные женщины, - были родными сестрами, как ни странно, еще более усугубляло ситуацию.
Впрочем, появилась идея, которая братьям понравилась настолько, что они договорились о ее немедленной реализации …

В те  времена, как правило, в мечетях после намазов обсуждали и решали вопросы, касающиеся всего населения села. В нашем селении были мечети небольшого размера и расположены были они  в значительном отдалении друг от друга, что вызывало определенные затруднения при регулировании таких вопросов. Поэтому, было решено построить большую центральную мечеть, чтобы все сельчане имели возможность молиться и обсуждать возникающие вопросы, одновременно и в одном и том же месте. Вот это решение и стало поводом, подвигнувшим  братьев к идее строительства параллельно с  мечетью и своего большого дома. Вернее, даже, не дома, а целого комплекса, состоящего из 3х домов, с тремя отдельными входами для семей трех братьев. Совмещение строительства дома со строительством мечети сулило братьям, кроме всего прочего, существенное уменьшение накладных расходов.

(Некоторые подробности строительства мечети, связанные с доставкой бревен из качественной древесины из Рутульского леса, приведены в книге Касбуба Азизханова «Чепер –Наме», Махачкала, Издательство ООО «МАВЕЛ», 2002 г.)

С завершением строительства мечети, закончили и строительство домов. Встал вопрос справедливого разделения их между братьями, так как главный вопрос:  кто и какой дом получит – оставался неразрешенным. Один из домов выгодно отличался от двух других: солнечная сторона, большие светлые комнаты и т.д. Видно было, что этому дому и на этапе строительства уделялось особое внимание. И старший и младший брат примеривались к нему давно. У каждого был свой резон: Къурбану юзбаши, понятное дело, как главе села и как старшему брату, хотелось, чтобы дом уступили ему, а Бешир – не в меру амбициозный, считал, что основную физическую и материальную нагрузку пришлось испытать ему и потому выбор, по праву принадлежит ему. Урудж, средний брат держал внешне паритет, но внутренне был на стороне старшего брата. Нежелание братьев хоть на минуту встать на  позицию противоположной стороны, подогреваемый советами «доброжелателей» с  той и другой стороны, поднял эмоциональный фон, при котором происходили эти события, до такой степени, что просто стало  невозможным дальнейшее ведение переговоров. И тогда остановились на  том, чтобы тянуть жребий.
Итак, оказавшись неспособными выйти за пределы собственных интересов и желаний, братья стали тянуть жребий. В обстановке высокого внутреннего напряжения, когда казалось, что скорее сам «КьвечIел къван»3  сдвинется с места, чем какая - то из сторон уступит, состоялось вытягивание жребия.
 И…вот оно, долгожданное счастье Бешира! Из трех возможных попыток, он трижды подряд вытягивает фишку, позволяющую ему владеть спорным домом!
 Къурбан и Урудж молча посмотрели друг на друга, встали и ушли, не пожав протянутую Беширом руку... Вдруг Бешир оказался в состоянии человека, которого в жаркий день облили ведром ледяной воды. Бешир, не успев, как следует получить удовольствие от результатов жребия, сильно напрягся. Он почувствовал, что его большая удача может оказаться со знаком минус.
Буквально со следующего дня подозрения Бешира стали оправдываться: братья со своими семьями прекратили всякое общение с ним и его семьей. И он, чтобы успокоить свою душу и в надежде просить у Всевышнего погашения возможных прегрешений, зарезал во дворе (ныне там находится медпункт) двадцать пять баранов и вместе с солью и луком раздал всему селу садакьа4.
Но, почему-то, до семьи Бешира благословение Всевышнего не дошло. Наоборот, ее стала преследовать череда трагических событий. Впрочем, изложим все по-порядку.
…У Бешира и Жижи к тому времени было пятеро детей – два сына и три дочери. Две дочери уже были замужем: Серфи за ахтынцем…, а Зулейха за Агьмедом – дальним родственником из того же большого рода Будахов, к которому принадлежал сам Бешир и его братья. Стоял вопрос женитьбы старшего сына Зербали на красивой и статной Мерзият. Свадьбу сыграли ближе к весне в новом, просторном доме. Сыну выделили самую лучшую комнату на втором этаже. Но…случилось горе: через пятнадцать дней после свадьбы Зербали умер. Причина этой внезапной смерти осталась неразгаданной  тайной.
Молодую  невесту Мерзият не стали отправлять обратно в отцовский дом, а сделали магьар за младшего сына Режебали. По законам того времени это не только допускалось, но и поощрялось.
В это время отношения между  Беширом и Жижи с одной стороны и зятем Агьмедом с другой, по какой-то неизвестной нам причине,  были натянутыми. И вдруг в семью приходит новое горе. Вскоре после смерти Зербали,  умирает от болезни и дочь Зулейха.
Но на этом череда черных дней этой семьи не заканчивается. Еще через полгода слег глава семьи Бешир. Смерть Зербали, а затем и дочери,  подкосили его здоровье. Он ходил весь кривой, с больным позвоночником. Долго он не протянул, через пару месяцев после смерти Зулейхи, Бешир тоже скончался. Незадолго до смерти, его дальний родственник и друг Абдурахман засватал за своего сына Джабраила младшую дочь Мелейку.
Еще до смерти отца многие проблемы, обычно решаемые им, легли на плечи молодого Режебали. Он принимал решения по найму чабанов, вел переговоры насчет кишлака, … В домашнем хозяйстве ему помогали, пока еще энергичная, мать Жижи и жена Мерзият. Мерзият не получалось подарить ему наследника, за неполных два года совместной жизни у них родились и  тут же умерли сын и дочь. 
Осенью у одного из нанятых им чабанов заканчивался срок договора, который тот по своим личным причинам решил не продлевать. Режебали  пришлось поехать в село … недалеко  от Белиджи, к старому знакомому отца, чтобы  нанять его чабаном на следующий год. Через два дня, как уехал Режебали, пришло сообщение, что он попал под поезд и погиб. Охваченная горем Жижи и жених Мелейки – Джабраил поехали в Белиджи. При активной помощи местного населения и с соблюдением всех положенных обрядов, они похоронили  Режебали.
Таким образом, семья Бешира лишилась последнего представителя по мужской линии. Горю Жижи не было предела, приехала она вся похудевшая и осунувшаяся. Но тяжелейший «сюрприз» ожидал ее впереди. К ее возвращению домой, сноха Мерзият собрала свои вещи и ушла. И куда же вы думаете? К Агьмеду – бывшему зятю Жижи, намного старше Мерзият, с которым, после смерти дочери, были порваны всякие отношения. Это предательство и стало последней каплей в горькой судьбе Жижи. Ее хватил удар. Некогда крепкая и энергичная Жижи слегла   на долгие восемь лет.

Здесь у читателя могут возникнуть вопросы: События вокруг домов, приведшие к разрушению отношений между братьями и события, которые привели семью младшего из них на грань уничтожения – это звенья одной цепи или случайное совпадение? А может то, что случилось с семьей Бешира – это результат зависти со стороны тех, кто посчитал, что ему слишком уж легко достался самый лучший из домов? А может это божья кара за нечто такое, что было между братьями, о чем мы не можем знать?   Сегодня ответы на эти вопросы знает только Аллах и, вряд ли, еще кто.

Однако мы продолжим свое повествование…

Джабраил, единственный сын Абдурахмана, брат семи сестер был самым младшим в семье. Как известно, когда в семье много женщин, всегда есть опасность вырастить сына - баловня. Но в этой семье была обстановка не только любви, но и уважения, замешанного на постоянном напоминании сыну о том, что он единственный наследник мужского пола и поэтому, рано или поздно, груз ответственности по дому и семье целиком и полностью ляжет на его плечи. Кстати, этого не пришлось долго ждать. При перегоне овец из кишлака в горы погиб от несчастного случая Абдурахман. Не успев даже жениться, Джабраилу пришлось примерять на себе все тяготы чабанской жизни и принимать ответственные решения. К тому моменту, когда будущую тещу Жижи хватил удар, он жил с матерью Зильфи и уже засватанной сестрой.  Быстро сыграв сестре свадьбу, он приступил к решению вопросов своей женитьбы.
После череды несчастий в семье невесты и тяжелобольной Жижи, ему с дядей Агъаверди показалось неуместным шумное и большое мероприятие и они, посоветовавшись, сыграли небольшую, относительно своих возможностей, свадьбу.
И на следующий день, Джабраил со своей молодой женой, матерью Зильфи и всем своим хозяйством, перешел жить в, печально известный из нашего повествования, дом.
Джабраил уверенно взял бразды правления в свои руки. Для Жижи и Зильфи он выделил отдельную комнату. Зильфи стала ухаживать за Жижи, две старые женщины подружились. Жижи, после долгих  лет постельного режима, смогла встать на ноги. Она прожила еще лет десять активной жизнью,   пережила  и свою подругу и «къавумдин паб»5 Зильфи..
В доме, вырвавшемся из плена черных дней, постепенно зарождалась большая семья. У Джабраила и Мелейки родились восемь детей – 6 дочерей и 2 сына. Баракат и благословение Аллаха стали возвращаться в этот дом. Для многих односельчан (и не только) стало честью породниться с этой семьей. Шаг за шагом восстановились и отношения с родственниками жены. Джабраил, даже, смог женить своего старшего сына Абдурахмана - названного этим именем в честь  деда, на внучке Къурбана юзбаши. Правда, они вскоре разошлись. Но на отношения между родителями этот развод никак не повлиял.
Бурные и печальные события, происходившие, образно выражаясь, вокруг и внутри дома, постепенно ушли на второй план, и дом в народе получил совершенно новое название: «Джабраил бубадин кIвал» («Дом дедушки Джабраила»).

Ирония нашей жизни в том, что к названию дома привязали имя человека, никак изначально на него не претендовавшего, а не тех, кто ломал копья, чтобы им овладеть. Но он это, безусловно, заслужил!

Примечания
диде1 – мать (обращение к взрослой женщине, лезгинский яз.)
тха2 – брат (обращение к старшему мужчине, лезгинский яз.)
«КьвечIел къван»3 -  огромный камень, величиной 5ти этажный дом, одиноко стоящий на горном выступе, выше села Джаба, своего рода, сельская достопримечательность.
садакьа4 – благотворительная  раздача  (на многих дагестанских яз.)
«къавумдин паб»5 – сватья (лезгинский яз.)


Рецензии