Дейстие и противодействие демократии

   Баня топилась. Оставалось решить – сколько нужно в последний раз подбросить поленьев дров, чтобы получить нужную температуру. Старший отправился во внутреннее помещение, в парилку, чтобы посмотреть набежавшую температуру и возвратившись открыл топку, определил – только пять поленьев.    
   Перед топкой оставались три полена. Обратился к меньшему: – Беги за дровами. Меньший, пребывая в прежнем положении – сидя с закинутой одна на другую ногой с интересом спросил:
; А какая температура?

   Старший в добродушном состоянии:
; Какая ни есть, а подбрасывать надо.

; А все-таки, сколько градусов? – не унимался меньший, но уже настойчивым тоном. Добродушие слетело со старшего и с нотками угрозы:
; Для тебя сейчас температура измеряется не в градусах, а в поленьях, а количественное измерение предпочтительно три – два в топку, а одно по голове.
; Понял, – обиделся меньший и побежал за дровами.

   Через несколько часов, когда обоим стало ясно, что баня удалась, и им выразили благодарность за качественное приготовление бани, старший и меньший мирно филофствовали между собой.
; За что ты меня так жестоко и незаслуженно поленом по голове?
; Ошибаешься, справедливо и обоснованно. Есть необходимая связь между действиями и противодействиями. В механике есть объективнейший закон – действие равно противодействию. Мое действие – принеси два полена дров, твоя необходимая реакция, т. е. противодествие по терминам механики – исполнить это. А ты решил нарушить этот закон с использованием демократии.

; Как же я нарушил, мне хотелось обсудить, нужны ли эти два полена, может они не нужны, и без них требуемая температура набежит.
; Будь искренен до конца, не это тебя, в конечном счете, интересовало, в парилке все равно ты не будешь, этим поводом ты хотел укрыться, чтоб спрятать свою лень и нежелание идти за дровами. Ты сейчас хочешь обвинить меня в нарушении, демократии и проявлении авторитарности. Может быть, мы бы собрали всех 15 работников и обсуждали этот вопрос, пока в топке не сгорели бы дрова полностью. Ты хотел применить демократию там, где ей нет места, во вред дела. Демократия в нашем деле состоит в том, чтобы вы все могли в конце дня выразить свое мнение – что плохо руковожу вами и нужна замена на более способного.
   Наше многострадальное государство в своем руководстве обществом применяет свой принцип.
   Каждая Марья Ивановна получила право тыкать свое мнение туда, куда не надо. Может грубовато, но есть такое изречение – со свиным рылом в калашный ряд. Перейдем к примеру. Туристическая группа в количестве 15 человек совершает маршрут по пересеченной местности.
   Под группой можно понимать и государство. Туристам необходимо вброд пересечь реку и остановиться на привал. В составе 15 человек есть один человек, который досконально знает брод, а остальным о нем ничего неизвестно. Кто будет решать, как перейти речку вброд? Конечно он. А мы организовали такую систему руководства обществом, когда каждый из 15 человек кричит, что он на это способен. Один руководил переходом реки, все обошлось благополучно. Привал возможен – либо на берегу реки под палящими лучами солнца, либо на определенном удалении от реки, но под тенью деревьев. Как должен решиться вопрос, конечно мнением большинства, все выражают свое мнение, но подчиняются большинству. Кажется, простые истины, но в нашем обществе они не поняты.

21.01.2003 г.


Рецензии