Пустошкинские достопримечательности

Пустошка,  как  населенный пункт,   создана  в 1901 году, в момент начала строительства автомобильных и железных дорог. Ей предназначалось место в хранении всевозможных материалов.  В 1925 году ей было присвоено звание города.
Наибольшее население составляло 6400 человек, а сейчас оно составляет 4200.  Умирает  районный центр, как и сельское хозяйство в этой местности.
Государство отказалось видеть единоличное сельское хозяйство, как производителя сельхозпродукции, отказавшись у них покупать выращенные продукты на приусадебных участках.
На фоне умирания сельской жизни выделены две достопримечательности, описанные в рассказах «Лесной человек» и «Дендрарий».

Сентябрь 2014г.

ЛЕСНОЙ  ЧЕЛОВЕК


Беженцы, как и перелетные птицы, при появившейся первой возможности почувствовали потребность возвращения домой на Родину. Детская неокрепшая память  выхватила да и зафиксировала на всю жизнь отдельные моменты.
На перекрестке дорог Ленинград – Киев и Рига – Москва  американский «Студебеккер» долго стоял. возможно, в желании быстрее ехать, детский взор зафиксировал, что все взрослые столпились возле кабины машины, а он сидит в кузове на каких-то узлах. Машина поехала, но дальнейшие впечатления, не зафиксированные памятью, исчезли в бездне небытия.
Две деревушки Батурино и Концы даже в послевоенное уже благоустроенное время не насчитывали более тридцати дворов. Во время войны все жилые дома были сожжены, только лишь школа начальных классов частично уцелела. построена школа, как пятистенка, на две раздельные площади. Две стены у одной из построек сгорели.
Первоначально жизнь не изменяла картину помещения.  В 1948 году в обгоревшей части помещения устроили жернова для помола муки. Два каменных жернова, сложенные друг на друга и представляли производство. Нижний жернов не подважен, а верхний нужно было вращать с помощью прикрепленной к нему палки.
Попробовал сам вращать, не получилось – силенки было маловато. Мать предоставила возможность участия в мукомольном производстве – гусиным крылом сметать муку по бокам жерновов. Они вызвали удивление – а как самый крепкий материал могли обработать в конкретные размеры?
Из приготовленной ржаной муки в русской  печи пекли хлеб. Ручная выпечка имеет возможности для превосходства вкусовых ощущений над хлебом машинного промышленного производства, при условии вложения души. Крыло гуся и здесь находило применение. Им выметались остатки золы. Выметать  ее гусиным крылом удобно с неровных поверхностей, а загнет и не был абсолютно ровной поверхностью.
Ушли в небытие и гусиное крыло в качестве опахала, и жернова, и мельница, и людей тех времен осталось мало, приходит все новое. Жизнь это движение – абсолютно так утверждают, и вряд ли  нужно цепляться за уходящее старое, возможно оно кому-то останется милым, но суть его нужно знать, чтобы правильно определять приходящее на его замену. Многим уже не известно, что такое «загнет», «помело» и другое. Оно уже многим и не нужно.
Большинство согласно с таким утверждением, что нужно знать откуда ты вышел. Как бы ты не был богатым, знаменитым в общественном мнении, но пока еще всегда есть прозябающие, мучающие и оскорбленные, не проходи безучастно мимо них.
Детское воображение представляло малый круг обстоятельств огромного, непознанного еще окружающего мира. Оно формировалось с 7-8 километров озера Рудо, с одного его берега деревни, все знакомое и понятное. А другой берег – сплошной лес, называемый бораж. Походы за грибами и ягодами позволяют видеть и представлять крайнюю часть его, а остальная не только не понятна, но и страшит, и пугает своей неизвестностью. Разговоры о колдунах, леших, чертях, домовых, дьяволе и боге, все, принадлежащее к религиозной темноте, нужно пропустить через себя и оценить, и дать своему поведению надлежащее направление.
Особенно будоражащими в проявлении загадочности были мельница и вид на Черень (название местности в конце озера). О мельнице слишком часто вели разговоры взрослые. Вид на Черень примерно с 4-х километрового расстояния – вид на сплошной хвойный лес, он сопровождался серовато-зеленым оттенком, а от него на небосклоне выделялась обрамляющая, довольно широкая полоса темного-темного света, впечатления иконы, сопровождающая озарением изображенного лица.
Представлялось, что в этом темно-темно синем пространстве и большей частью закрываемой  Черенью, находится вся загадочность религиозной и суеверной жизни с ходячими вымыслами. Всем этим рождался испуг и страх.
И вот, в десятилетнем возрасте, вместе с матерью едем на мельницу на телеге, запряженной лошадью, везем не больше десяти мешков. Поразило колесо на мельнице, вращаемое водой речки Уща.
Грузный, хромающий мельник, предупреждает, сославшись на плохое здоровье, что таскать мешки на второй этаж не будет. Мать это не страшит. Лестница на второй этаж в один марш, с низкими и широкими ступеньками.
Насмотревшись на тяжкие муки вдовы, выбившейся из сил, мельник подпихивает мешки, которые затаскиваются наверх. Зерно засыпается сверху, а мука выбирается снизу.
Мать просит мельника  поступить с ней честно и не оставлять в жерновах часть муки. Он обязуется честно поступать.
Результаты поездки дают уверенность в завтрашнем дне на целый год. Мать считает, что  маловато для надлежащего кормления живности, но и члены семьи постоянно будут до нового урожая с хлебом на столе.
Еще во время мальчишеских странствий в поиске грибов   мы  попали на мельницу, ее уже не было. В 1951 году она была передана в колхоз и вот результат – ее не стало, видели колесо от мельницы на берегу речки. Вызвало удивление и огорчение – почему такой мощный инструмент стал ненужным. На 65 году, по истечении времени встречи с мельницей при размоле зерна, психологическая потребность отдать память детству и юности.
Водитель подвозит к двухэтажному зданию, вытянутому в длину из красного кирпича. Навстречу выходит мужик и с яростным лаем бросается собака. На лице у мужика удивление и можно прочитать его:
- А что вам здесь нужно? Мне вы не потребны.
Он не узнает никого из прибывших.
Водитель, вроде бы оправдываясь за приезд, сообщает:
- Вы меня не узнаете? Я перевозил Вам пчел.
Лицо мужика изменяется, уже наполняется какой-то добротой.
На просьбу женщин посмотреть на мельницу откликается согласием.
- А что там смотреть? Старая мельница полностью находится в зарослях, и нет никаких признаков, что там была мельница. А местонахождение новой на берегу речки, чистое от зарослей. Есть признаки, что здесь что-то было, но утверждать по состоянию территории, что тут была мельница, тоже не возможно.
Прихожу в удивление, почему не знал, что  были старая и новая мельницы? Зерно мололи на старой  мельнице. Привлекает вид самого двухэтажного здания, в первую очередь его состояние. Широкий проем заложен кирпичом, становится ясно, что кирпич времен советского  времени. Торцевая часть имеет тонкие отколы, а в самом теле кирпича мелкие трещинки. А вот кирпич, изготовленный задолго до Октябрьской революции, не имеет никаких изъянов.Архитектурных излишеств здание не имеет, но есть какой-то орнамент с характерными выступами и впадинами, края кирпичей этого узора не имеют никаких дефектов, ни трещин, ни отколов.
При возвращении водитель сообщает, что его мать сохранила документы на право собственности кирпичного здания, и сын вселился в него. Рядом с помещением не менее десяти лет находилось советское строительное произведение – пионерский лагерь имени Валентины Терешковой. Во время перестройки ликвидировали его. Все было разобрано, остался лишь железобетонный монумент с названием исчезнувшего учреждения.
Острое чувство любопытства, что именно заставило человека запереть себя в этом глухом медвежьем уголке? Какие обиды общества перенес он, чтобы удалиться от общества в уединение?
Нашла свое разрешение и другая загадочность – темно-синее озарение над лесом Черени. Участок дороги Москва – Рига от Пустошки и до Великих Лук обрел свое асфальтовое покрытие и дорого режет поперек склон большой возвышенности, и она уже разгадка.
Вид из деревни Батурино – они накладываются друг на друга, а фактически их разделяет низина до 15-20 км, а воздушное пространство дает свои окраски каждому объекту. Как часть неизвестного, подвергаясь всевозможному толкованию, в том числе суеверности, и выглядит таинственным с участием сверхъестественных сил, и как оно просто при познании его реальности.
Через год незапланированная встреча с «лесным» человеком... Находимся за одним столом в течение 30 минут, без угощений и выпивок. В это время водитель решает какую-то свою проблему в деревне. Возникает желание,  как можно больше узнать, наталкиваясь на нежелание собеседника разговаривать о себе. В беседе получается заминка, проявляется неспособность как вести себя дальше.
Кратковременное молчание прервалось.
- А что за книжка в Ваших руках?
- Только что купил в районном центре. Особого интереса она не представляет, но ее изюминка заключается в том, что в этой маленькой книжке есть фотографии всех предателей Советского Союза. Автор книги деятель периода перестройки Собчак.
В оценке тех событий оказываемся единомышленниками. Разговор пошел живее и откровеннее.Он поведал о следующем:
- Еще задолго до революции предки соорудили там мельницу и занимались производством кирпича, который поставлялся в Петербург. В сохранившемся до настоящего времени здании, кроме семьи хозяина, проживала и прислуга, и наемные рабочие.  В 1927 году, когда началась коллективизация, Шарыга умер от сердечного приступа. Наступающих преобразований и целей их осуществления он не понимал. Мать и он проживали в трудностях (а кому тогда было легко). Окончил советский институт, работал главным инженером технологического проекта. Под этой формулировкой могли быть опосредствованы различные предприятия.
После возможности наследовать в свою собственность помещения, поменял место жительства с города Ленинграда на жизнь в лесу в одиночестве. С женой развелся, детей нет. Понимаю, что без женщины в таких условиях жить плохо. Но кто пожелает идти в лес жить? Ведь даже в условиях цивилизованности и обеспеченности женщина умеет выражать мысль: «Ты мне жизнь загубил».
Хотя субъективно человек – есть проявление объективного мира. И по признакам объективности можно раскрыть его субъективный мир.
Все же «лесной» человек  не позволил заглянуть ему в душу и проявил впечатление сильного, умного человека, вид его моложавости не соответствовал его большим годам.
К советской власти он относился плохо. Не мог понять, что она в своем чудачестве не разрешала трудовым людям иметь в собственности даже коня, не говоря уже о других средствах производства. Считает, что в таких условиях легко было забрать власть у большевиков. Но ее захватили не представители народа, а бандиты, и положение в лучшую сторону не изменилось.
Возможно, этот сильный, волевой человек заявляет о том, что уход внебытие объектов материального мира, в том числе и человека, бывает преждевременным, а они еще могли бы служить делу прогресса.


Октябрь 2014г.


Рецензии