И тундра и море в великом соседстве

Начало - http://www.proza.ru/2014/12/18/1529

О детской поэзии Алексея Пичкова, часть 2


«И тундра и море в великом соседстве.
Так они лежат друг против друга
 на всем протяжении моей родины»
(Алексей Пичков)

Классик ненецкой литературы Алексей Ильич Пичков родился в тундре на полуострове Канин, который с запада омывается волнами Белого Моря, а с востока – волнами Баренцева моря. Школу он окончил в рыбацком посёлке Шойна. Поэтому тема моря в поэзии, даже в детских стихах – не редкость: душа сроднилась и с морем, и с тундрой.


ВЕТЕРОК ПОПАЛСЯ В СЕТИ

Справа тундра,
                слева море.
Слева волны,
             справа горы.
Посередке бережок.
На косе песчаной – сети.
Рано утром,
             на рассвете,
В них попался ветерок.
Долго я глядел с улыбкой,
Как в сетях он бился рыбкой.
Вижу, ветер еле дышит,
Даль над тундрою
                ясна.
Будет к вечеру потише
И уляжется волна.
Выйдем в море мы на лодках,
В сеть
       набьется нам селедка.

Какой свежий образ!  никто и никогда не писал о ветерке, попавшем, как рыбка, в сеть, выставленную сушиться на песчаной косе. Свежесть восприятия русского слова у Пичкова потрясающая.  Никто не рифмовал -  «лодках – селёдка» (и «вёснах – вёслах»).

ЛЕТОМ В ТУНДРЕ

В скалах птичьи разговоры
Не смолкают до утра.
Море бьет в большую гору,
Но не падает
                гора.
А ночами синий ветер
Любит в скалах отдыхать,
Чтобы утром
                на рассвете
Снова волны поднимать.

Край земли, где сошлись море и тундра, где «как дивное диво, прорастает трава» и «ветра хватит на всех» воспет в прекрасных стихах.

В поэзии Пичкова  для детей литературным героем выступает  даже рыба.
С присущим ему юмором, поэт пишет:

РЫБА-ГОЛЕЦ

Сети рву,
                крючки срываю,
Над волной стрелой летаю.
– Как у вас там на земле?
– Что там варится в котле?


В своём творчестве Пичков был голосом родной земли; всё живое обрело голос благодаря поэту. Это ему удалось в поистине, великом  ощущении своего единства с окружающим миром:

Ходят тучи над морем,
Солнца хватит на всех.
Серебрится равнина,
Словно беличий мех.
Руки тропок считают
Голубые бугры.

Вздохи встречного ветра
Словно стрелы, остры...
Солнце в тучах гнездится,
А лучи, как птенцы,
На ветвях тальниковых
Прозвенят бубенцы.

А зима отступает,
В тундре света полно –
Обнимает полнеба
В моем доме окно.


В 50-х годах XX века многие ненцы стали жить осёдло, в посёлках. Выпас оленей, в основном,  производится сменными бригадами. Дети учатся в школах, в школах-интернатах, после школы уезжают получать высшее образование в столицы. Так в своё время  уехал и Алёша Пичков – в Ленинград, учиться в педагогическом институте…

Но пока он вместе с литературным героем – мальчишка и продолжается счастливое детство… Весёлый и озорной мальчишка, для которого летние каникулы - долгожданный  праздник:
КАНИКУЛЫ

На озерах птичьи крики,
И не гаснут в небе зори.
Хороша пора каникул
В нашем стойбище у моря.
А когда аргиш по тундре
Тронет нарты на дороге,
Первыми встречаем утро,
Первыми встаем на ноги.
Только будет жаль немножко
Нам зимой в родимой школе –
Наши летние дорожки,
Это летний день
                веселый.

Постепенно, в меру сил, приобщаясь к будущей взрослой жизни, юные северяне осваивали, в том числе,  и охоту, и рыбалку. Надо сказать, дети у ненцев, русских, коми (да и вообще -  деревенские дети), приобщаясь к посильному труду,  к 6-7 годам умели делать многое. Всему родители учили, как водится, на собственном примере.


Собираю я друзей:
Мол, пойдём ловить язей!
На Печоре этой рыбы, –
Каждый знает наперед, –
Наловить мы все смогли бы,
Да вот только не клюёт!
Поостынем мы немножко,
Наберем себе червей.
Серебристая сорожка –
Эта рыбка поважней!

Дети  привыкали бережно относиться к природе, от которой бралось только необходимое для жизни, пропитания. Ребёнок  рос и  играл не только с ручными оленятами-авками, но, нередко, у него были ручной лисёнок, гусёнок,  чайка. И конечно – собаки. Так он учился понимать животных.

Нерпа-лежебока

Спит нерпа пёстрая на льду.
Тихонько к нерпе подойду.
– Вставай, вставай же,
                лежебока,
Охотник ходит недалёко.
Идёт охотник вдоль припая,
А ты пестреешь на виду.
Ох, как опасно спать, зевая,
На белом, как бумага, льду.

Чувство любви,  умение видеть красоту, воспитывается с детства, так человечность становится нравственным стержнем. Поэтому всё время меняющийся огромный окружающий мир для ребёнка, литературного героя Пичкова -  не чужой, не враждебный, а близкий и родной, «свойский»: «Утром солнцу киваю: /  – Веселее иди!» Это только потом ставший взрослым Алёша Пичков скажет: «Я хотел бы солнце заарканить, / Да тынзей, назло, кототковат».
.

* * *
Там у моря, где чаек
Говорливый базар,
Рано утром встречаю
Зорь далёких пожар.
А огни полыхают,
Хоть дрова поджигай.
Утром солнцу киваю:
– Веселее вставай!
День так день.
По порядку
До еды и мытья.
Будем делать зарядку
У шального ручья.
Раз! – и травы с поклоном
Нагибаются вниз.
Два! – и утки со звоном
Над рекой пронеслись.
Три! – туман прижимает
Травы к мокрой груди.
Утром солнцу киваю:
– Веселее иди!

(Алексей Пичков)


Положительное отношение к жизни, оптимизм естественны у человека, который с детства научился трудиться и любить. Именно этим жизнеутверждающим качествам учат молодых читателей стихи Алексея Пичкова. Когда эти стихи становятся частью духовного мира – это твердь.


Иллюстрация: посёлок Шойна "на краешке милой России", как сказал поэт.

Алексей Пичков в детстве с отцом.

А.Пичков в Ленинграде (2 ряд, справа) вместе со студентами разных вузов из Ненецкого автономного округа.


Продолжение - http://www.proza.ru/2014/12/20/462


Рецензии
Благодарю за удовольствие что получил при прочтении строчек этих:)...

Владимир Мигалев   20.12.2014 12:08     Заявить о нарушении
Рада, что Вы, Владимир, оценили поэзию Пичкова.
С уважением,
Любовь

Любовь Царькова   20.12.2014 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.