Пестяковское озеро и Вова Панов

Моим детям и детям моих сверстников

Пестяковскую церковь, где потом был сельский клуб, как и положено, построили на пригорке, мимо которого текла маленькая река Пурешка. Когда-то на реке был омут, но этого никто не помнит, и нигде об этом не написано.

Реку ниже пригорка запрудили, соорудив стометровый земляной вал. И на месте омута образовалось Пестяковское озеро. Шириной метров 250 и длиной метров 700. Хорошее озеро.

И Свято-Успенский храм был когда-то прекрасным. Но энергичные комсомольцы, под руководством целеустремленных коммунистов, сломали высокую колокольню. Но вот на вторую башню, стены которой были потолще, - пороху не хватило.

Среди пацанов ходила легенда, что самый большой колокол скатился в омут, и до сих пор лежит там.

На противоположной от церкви стороне – маленький взгорок, окруженный болотистым лесом. Вид со взгорка - изумительный.

Когда-то место понравилось помещику Ступину, и он построил там свою усадьбу и лодочную станцию. От этой постройки следов уже не осталось, но место сохранило название Ступина Коковка.

Каждую осень озеро и река на короткое время превращаются в шикарный каток, пока его не занесет снегом.

Все дети в это время, вместе со своими родителями, высыпают на лед. Каждые выходные дни – гулянье. Кроме традиционных коньков, санок и других скользяшек, у мальчишек было еще одно развлечение – протыкать и поджигать подледные пузыри, наполненные болотным газом. Пламя, вырывающееся из пузыря, очень напоминает огонь, извергаемый фокусниками изо рта.

В тот роковой год озеро встало как обычно, но морозы ослабли – и лед никак не набирал крепость. Мы каждый день бегали на реку пробовать лед. В результате этих многочисленных проб родилась детская забава. Удалец разбегался по берегу что есть мочи – и скользил поперек реки на калошах по инерции. Лед прогибался под тяжестью смельчака и гудел, но не проваливался, если скорости хватало доскользить до берега.

Если же кто-то в последний момент трусил, ослабляя толчок, то он останавливался, не достигнув берега, и проваливался. После чего бежал домой сушить валенки. Моя мама ничего не знала об этих забавах, иначе не отпустила бы меня одного в том году.
Прошлые годы, гуляя с мамой по озеру, я видел издали, как поджигают пузыри, но сам этого никогда не делал, и даже не подходил близко. А очень хотелось.

В тот год я с нетерпением ждал этого события и с упоением обсуждал с моими приятелями, братьями Пановыми: Володькой, Борисом и Стасиком,- как это делается. Щадя мое нетерпение и любопытство, братья решили продемонстрировать мне принцип у себя дома. Я удивился, как это возможно - и пришел к ним с недоверием.

Началась демонстрация. Один из братьев становился на четвереньки, натягивая шаровары на ягодицы, - и все ждали. Потом тот, который на четвереньках, давал команду приготовиться. Кто-то зажигал спичку и подносил её к его заднице стоящего на четвереньках. Тогда тот пердел, что есть мочи, - и пламя извергалось. Почти как у фокусников.
 
Мне показали этот фокус много раз. К сожалению, как я ни пыжился, у меня ничего не получилось.

Я частично удовлетворил своё любопытство, но меня заинтересовала следующая проблема: почему огонь не оставляет следов подпалины на штанах.

Лед на реке еще продолжал гудеть от прогиба, а смельчаки уже начали бегать по нему у берега озера, там, где не было родников. Лед на озере из-за более слабого течения всегда был чуточку толще, чем на реке.

Володька Панов выбежал на тонкий озерный лед, и с восторгом, первым побежал по нему, не слушая предупреждающих окриков. Народу на берегу было много.

Вовка провалился правее Ступиной Коковки, напротив большого родникового ручья, про который он забыл или не знал.

Было видно, как Вовка пытается вылезти на лед, постоянно обрушиваясь в воду и постепенно приближаясь к берегу. Издали казалось, что до берега совсем чуть-чуть. Все напряженно ждали. Но прошло совсем немного времени – и Вовка затих.

Началась паника.

Мужики пытались спустить лодки, стоящие на берегу. Но лодки все оказались на замках. Искали лестницу, или хотя бы шесты, но ничего не находилось.

Стасик Панов побежал по берегу.
 
Найдя какую-то длинную палку, он подполз по льду к брату и протянул ему ветку. Но Вовка уже обессилел от борьбы. Холод сковал его мышцы, и он не мог шевелить руками, только опирался ими об лед.

Стасик моложе меня на год, ему было всего 6 лет, и он не мог вытащить четырнадцатилетнего брата.

Вова, замерзая, приказал Стасику оставить его и ползти к берегу.
Когда Вову вытащили, он был уже мертв. Ему в этот день исполнилось 14 лет.

Я наблюдал эту трагедию с берега, из-под церкви. Вселенская жуть сковала мои мысли. Передо мной стоял образ смотрящего на меня и отдаляющегося Вовки, но это был уже не Вовка.

Вместе с Вовкой от меня удалялся образ Бога.

Смерть Вовки была ошибкой Бога. А Бог не имеет права на ошибку.

Когда лед встал окончательно, я каждый день ходил на то место. Оно оказалось совсем не так близко к берегу, как казалось тогда, издали.
Я представлял себя на месте Вовки – и мне становилось жутко.
В тот год снег не ложился очень долго.

Нижний Новгород, декабрь 2014г.

С другими публикациями автора можно познакомиться на странице http://www.proza.ru/avtor/vleonovich сайта ПРОЗА.РУ.


Рецензии