Великое переселение

               
     Вот оно, свершилось. Не прошло и тридцати одного года,  как, наконец - то меня начали сносить. В начале апреля девятого года третьего тысячелетия от рождества Христова пришла ко мне домой едва приметная женщина с клочком бумажки от администрации. Суть бумажки была таковой: меня ждут в управлении по жилью по поводу сноса моего барака. Разговор о сносе шел давно. Как я только замуж вышла, уже тогда обещали скорый снос весьма перенаселенного ветхого дома. Моя бабка Прасковья в четырнадцатом году из этого дома, а тогда это был постоялый двор, провожала на Германскую первую мировую моего деда. Постоялый двор находился на окраине города, с которой начинался Московский тракт.    
        Одно радует, я хотела сделать капитальный ремонт, но не успела, всё деньги копила. Уже глаза мои не глядели на окружающее меня безобразие. Всё сыпется, отваливается, рушится. Обои закопченные, т.к. целыми сутками топили газовую плиту, чтоб как-то обогреться в лютые морозы, которые не заставили ждать себя этой зимой. Проводка коротила несколько раз. Холодный туалет, в котором сильно не задумаешься. Многое раздражало.
        Не так всё просто, как казалось на первый взгляд. Пришла в администрацию, там цербер на вертушке охраняет покой работников от террористов, что б не прорвались. Но и простым гражданам просто так не пройти. А я как чёрт. Меня выпихивают в дверь, я лезу в окно. Сказала караульщику - по сносу. Как говорили на моей бывшей работе, наглость – второе счастье. А пенсионерка там была одна, Вера Павловна, так она добавляла: «Первое, девочки, первое». В той записке, что мне принесли, меня поразила фамилия, да что говорить, и имя и отчество ответственного лица по сносу. Я раньше с этой фамилией была тесно связана по работе, и даже однажды помогла ей немножко взобраться по служебной лестнице. На самом деле это ответственное лицо оказалось мне хорошо знакомым и меня сразу признало.
        Начались мои хождения по мукам. Сначала предложили квартирку на восьмом этаже в строящемся доме в престижном районе, но такую малюсенькую, что мои вещи, нажитые непосильным трудом, туда просто не вмещались. Пришла я домой, прямо скажем, в полном упадке духом. Три дня плакала. Опять поплелась в администрацию. Хорошо, хоть какое то знакомство иметь. Меня встретили как родную. Можно сказать – обласкали. Подкатили квартиру  в доме практически на самом краю города, тоже на восьмом этаже. Высунув язык, еле доплелась до места назначения. Зашла в коридор и обалдела. Огромная квартира, кухня – сроду таких не видала. Мысленно принялась расставлять свою  старую и новую мебель. Вышла на балкон – с моего окна Лямбиря гора видна. Потащила смотреть новостройку всю свою родню. Услышала от них только одно: «Мы сюда не пойдем, далеко от цивилизации». Ну что ж? Здравствуй дорогая администрация. Привет  заинтересованным лицам. Прошу, ною, что б посмотрели ещё чего-нибудь подходящее. Вот оно счастье. Нашлась жилплощадь в хорошем районе, но на десятом этаже. Прикидываюсь практически умирающим лебедем с надорванным сердцем и слабым здоровьем. Умоляю дать первый этаж. Знакомое мне лицо пощёлкало клавиатурой и поведало – есть таки квартирка на пятом этаже, а вдогонку намекнуло, много я капризничаю и роюсь, как в сору, в этих квартирах. Несусь со всех ног по адресу. Там последний этаж лепят. С прорабом нахожу свою будущую жилплощадь. И о, разочарование! Комнаты маловаты. Т.е. спальня ещё пойдет, но зальчик мал. Хоть бы на метр пошире. Прихожка -  целая комната. Но восемь дверей и множество бестолковых углов. Уговариваю себя: цивилизация под боком. Для младшенького – развлекательный  центр в соседнем доме, для старшенького – чепок  через дорогу. И как сказала моя младшая сестра: «Чего тебе ещё надо? Аптека рядом, больница рядом». Только не добавила – морг рядом. А то можно было бы не заезжая в квартиру – сразу в морг отправить. Так вот, захожу внутрь, темно. Ищу балкон – есть, на месте, правда небольшой. А прораб мне говорит, там еще один балкон. Всё, это вилы. Это последняя капля в чашу перевеса в пользу данной жилплощади. Вхожу на лоджию – красота, видок что надо. Большая, можно весь сарай там поместить, с велосипедами в придачу. Но получается так, что моя лоджия смотрит на все балконы  этого дома, т.к.  он построен в форме буквы  «Т», и стык буквы – мой угол. Я опять расстроена. Будет темно. Но по дальнейшему размышлению прихожу к выводу: южная сторона, солнцепёк, стало быть,   несусветная жара, духота и пр. А так, солнце пришло и тут же зашло за ножку буквы «Т». На семейном совете порешили остановиться на этом варианте.
        Так получилось, что документы на жилье я ждала почти год. За это время успела заболеть сама, чуть не попала под нож, сынок наконец таки выбрал себе даму по сердцу, бабахнул мне известие, что будет жениться. Все нервы измотал. То будет жениться, то на следующий день уже не хочет ничего. В осень мать заболела серьезно. Привезли в город. Хоть и не одна ухаживала, но это неприятное обстоятельство отнимало много сил и времени по уходу за больным человеком. В ноябре всё же состоялось бракосочетание, хвала Богу, успели. Всё собрали к свадьбе и денег нашли. А в декабре мать умерла. Весь год прожила как на вулкане. Похудела на два кило. Тут квартиру срочно подоспело оформлять. А на работе что творилось! Кто только не собирался меня перевозить. Замотали. Каждый божий день спрашивали, когда буду переезжать. Ладно бы только свой коллектив меня пытался перевезти, с соседнего цеха набивались в помощники. Не отступала от меня и моя кровная родня. Каждый день поступали звонки с вопросами о переезде. Меня не покидало ощущение, что все вокруг боятся, вдруг я передумаю и останусь навсегда в бараке. 
        Кроме всего прочего, пришлось отвлекаться на сопутствующие недоделки  новой квартиры. Я думала, им не будет конца. Как только в моих руках оказались надлежащие документы, сразу бросилась исправлять строительные ошибки. Квартира была холодная. Находиться там без верхней одежды грозило простудой. Хотела прибавить тепла на вентиле, сейчас такие батареи делают на жару и на холод, только это не мой случай, тут же потекла батарея. Вызвала слесарей. Стала отмывать ванну, под ней натекла лужа, сливной сифон оказался худым. Вызвала слесаря. Купила за свой счет новый сифон. Слесарь пришёл, долго возился, отругал, почему сами не поставили, не исправили недоделки. Нам ведь, бесплатно дали квартиру, а он за свою заплатил полтора миллиона. На другой день песенка повторилась. Под ванной – лужа. Опять этот же мастер пришёл. Стал проверять течь, на него из трубки вода брызнула. Он таким тоном мне  сказал, будто знал меня много лет, и вроде я ему не меньше жены прихожусь: «Я сказал тебе, трубку отключай». Мне даже слегка приятна была такая наглость.
        Потом перевела телефон. Ходила в головной офис, заплатила деньгу, и ждала неделю, когда по новому адресу установят. Все службы не торопились  экстренно бежать ко мне и выручать из беды. Это проходило не за день и даже не за два дня, уходили недели. Оформила отпуск. В пластиковых окнах до жути завывал ветер. Оказывается, строители забыли вклеить резинку по периметру. Парень пришёл, но не сразу, ждала, когда у него по нашему дому заявок больше накопится. Обещал вернуться ещё раз, да только ищи – свищи ветра в поле. Окно воет до сих пор, как в лютую вьюгу. Мало того, что унитаз привалился к задней стенке, так он был обгажен сверху донизу. Сунулась в кладовку – та же песня. Слава Богу, холодная вода была всегда.
        Заказала я новую дверь в квартиру. Опять всё наперекосяк. Надо было промерить все размеры. Тем более мастера – установщики делали промер бесплатно. Но мне надо скорей. А, как известно, поспешишь – людей насмешишь. Приехала моя дверь в назначенный срок аж из Йошкар-Олы, да толку мало. Большая очень. Пришлось отказаться от неё, заказать новую, по размеру. И ждала я энное количество дней, пока одну дверь заберут назад, другую привезут вновь, и влетело мне это удовольствие в копеечку.  Может,  ждала бы я до тепла, не спешила с переездом, но как заплатила по квитанциям за две квартиры сразу, вывод о переезде назрел немедля. Хотя горячей воды не было, и газ только через месяц включили.
        Подходил к концу март. Вооружившись календарём, стала просчитывать, когда лучше назначить день переезда. Выходной выпадал на последний день марта, следующий  - на праздник пасхи, а это неудобно всем. Основная часть предполагаемых помощников разъедется по деревням праздновать. В срочном порядке обзваниваю всю родню, надо же знать, сколько будет народу, кого еще просить о помощи. Хорошо ума хватило, часть вещей перевезти заранее. Просила всех родственников с машинами при подходящем случае переправить пожитки на новое место жительства, по мере их упаковывания в коробки и мешки. Все крупногабаритные предметы, поддающиеся разборке, раскрутили и разложили на составляющие части. Благодарна самой себе, что за несколько лет до этого шабаша складывала картонные коробки и пенопласт, всё думала – пригодится для упаковки вещей. Так оно и случилось. Мои запасы тары и перевязочного материала сослужили мне добрую службу. 
         Наконец день переезда настал. С вечера, всё, что можно было упаковать, собрала. Приготовила еду и питьё. Подготовила холодильник. Накануне супружник мой позвал  помогать мужика со своей работы. На пожарный случай. Вдруг кто–то из родни  не сможет прийти. Хотя машину заказали на час дня, товарищ подошёл к половине седьмого утра. Я после сна  не успела глаза продрать, а он тут как тут. Теперь уже два друга принялись слоняться по всем комнатам и углам. Пришлось в срочном порядке находить им работу, чем-то занять. Заставила их снять занавески с гардинами. Послала подальше за коробками под вещи. Пришли, скажем так, коллеги  через два часа с коробками и здорово навеселе.   
          К часу дня вся рабсила прибыла к пункту назначения. Приехала машина. И понеслось. Действо погрузки вещей походило на маленький кошмар. Пьяный супруг стал хватать все подряд вещи и выволакивать их наружу. Перед крыльцом образовалась подтаявшая наледь. И на этой воде немедля оказались комод, следом шкаф. На комод взгромоздили металлическую сетку, сразу же ободрали верхнюю плиту. Кто-то что-то хватал, как попало кидал. Такой вселенский переполох. Со стороны смотреть – похоже  на начавшийся пожар, или спешку срочной эвакуации, когда немцы с бугра наступают. По моему, никто не соображал, что творил. У меня просто опустились руки. На своё переселение я смотрела безучастно, со стороны. Прибывала в лёгком трансе. В сенцах на проходе множество снующих туда сюда ног натоптали порядочную слякоть вперемежку с мокрой грязью. Ни с того, ни с чего сестра схватила маленький диванчик, он хоть и не тяжёлый, зато громоздкий, потащила его к машине, но не донесла. Диванчик оказался в проходе, лёжа спинкой в слякоти. Я только успела вымолвить: «Дивану каюк». До сих пор не могу понять, куда так все спешили? Неужели для меня составило бы проблему заплатить шофёру лишних триста рублей, нежели покупать заново всю мебель?
        Некоторые из моих сестёр предложили вообще оставить часть с их точки зрения старых, ненужных, некрасивых вещей на месте, т.к. стеснялись переносить их. А вдруг какой-нибудь знакомый увидит, что сестра несет не итальянскую изящную банкетку, а обыкновенную самодельную табуретку или таз. Машину загружали в два приезда. Я видела только одну сторону медали. Что творилось на новой квартире – история умалчивает. Вся моя живность, на ту пору две кошки, разбежалась. В последний заход забрали меня и некоторых  товарищей по погрузочным работам.
        Подъехали к подъезду. Все как муравьи бросились перетаскивать скарб. Первое, что я увидела, на площадке  валялся новый шкаф. Гопкомпания ждала моих указаний, куда его ставить. После незамедлительных ЦУ, БЦУ и ЕБЦУ народ принялся расстанавливать мебель. Кухонные ящики взгромоздили друг на дружку. И тут все разом захотели есть. Давай, мол, сестра, готовь жрачку.
        Быстро достала кое-какую посуду из ящиков, спроворила закуску, разложила по чашкам,  самое главное – поставила водочку, и народ мой повеселел. Поели, попили, и дошло дело до песен. Наступила всеобщая расслабуха. Рухнул мой Петрович, как подкошенный, на кровать совершенно в недееспособном состоянии. Завечерело. Родня постепенно начала расходиться по домам. Я устала смертельно. Оглядела царящий хаос. Ни присесть, ни прилечь. Раскидала мешки и ящики. Очистила пространство пола. Разложила диван. В совершенном одиночестве среди разрухи лежу на диване, смотрю в окно. С неба на меня глядит одинокая, как я, яркая звезда. Занавеска на окне появилась только через два месяца. С одинокой звездой мы стали подружками. Потом она пропала. Может закатилась, может Земля сменила орбиту. Или звезда нашла себе нового приятеля.
         Утром следующего дня стала осматривать ледовое побоище моей мебели. Углы зеркал сколоты. Дверцы покарябаны. Не одна не закрывается. Углы ящиков отбиты. Декоративная отделка по бокам отлычилась. Мебель стояла на мокром льду, ДСП моих шкафов размокла. Я принялась ликвидировать урон, нанесенный переездом. Развела крутую марганцовку, закрасила царапины и сколы. Где-то получилась маскировка, а где-то нет.
         На следующий день я вернулась на старое место. Поймала кошку. Перевезла её в мешке домой. На другой день привезла ещё одну. И стали мы с кошками жить бок о бок.
         Я их воспитываю, они не хотят жить по-новому, привыкли к свободе. Каждый день с утра начиналось одно и тоже. Я с тряпкой хожу по квартире, подтираю лужи, убираю кучки. Мои домашние животные с завидным упорством продолжают их делать, прямо при мне. Кошка, что моложе, быстро поняла, чего от неё хотят. Но её мамка мстила мне каждый день за потерянную свободу. Однажды среди ночи я проснулась от того, что меня нещадно драла когтями кошка. Какая именно, не узнала. Они были похожи, как картинки, где написано: «Найди десять отличий». Сначала не поняла, почему я мокрая, причем с двух сторон? Оказывается, эта зараза меня описила с ног до головы. Ради профилактики я отхлыстала мокрой простынёй обеих. В три часа ночи начала стирать всю постель. Замыла матрас, кошачий дух нельзя запускать, не выветрится долгие годы. Промолчала. Стерпела эту гадость. На следующее утро захожу на кухню, а там подарочек меня ждёт, свёрнутый из покрывала, прямо на диване. Кошка наделала подлое дело, да вдобавок, обмочила, завернула всё это калачиком. Я опять молча срочно убираю подарок, замываю диванчик. Всё также молча иду на балкон за мешком. Когда проснулся Петрович, вкрадчиво его спрашиваю: «Как ты сегодня идёшь на работу? Пешком или на транспорте? Захвати дорогой мешок со скотинкой. Выпусти на свободу ближе к частному сектору». Я поняла простую истину – доброта и отзывчивость хороша в разумных пределах, без ущерба своему здоровью и семье.
        Постепенно поток моей жизни входил в размеренное русло: работа, дорога, дом. По весне кошка начала линять. Её волосы витали в воздухе, кучками перекатывались по полу, на стульях, табуретках, диванах – везде была волосяная подушка. Хорошо только с одной кошки. А если бы с двух?
         Потихоньку разложила тряпки по шкафам. Долго подгоняли дверцы. Вроде пол ровный, однако то там застрянет, то тут не открывается. Повесели полки. Расставила книжки. Квартира стала приобретать жилой вид.
         Теперь меня часто спрашивают, рада ли я новой квартире? Может кому то покажется странным, но я не испытываю никаких эмоций. У меня нет ностальгии по-старому месту жительства, хотя я прожила там почти тридцать два года. Просто не была там счастлива. Я не испытываю радости от новоселья, т.к. лучшая и большая часть жизни прожита как попало, впереди старость, дряхлость, болезни. Дали бы мне эту квартиру тридцать лет назад, Богу бы молилась за того человека. Возможно, по-другому сложилась бы моя жизнь. Но у истории нет сослагательных наклонений.

                Июль. 2010года. Фото автора.
               


Рецензии
Утра доброго Вам, Елена!

да уж, воистину верна поговорка, что переезд сродни стихийному бедствию.
А уж, когда речь идет о переезде по "улучшению жилищных условий", это справедливо, наверное, вдвойне. У нас же вечно работают с населением по принципу "Дареному коню в зубы не смотрят", поэтому и никакого удовлетворения человек не чувствует - устает до чертиков приводить "новое" жилище в порядок.
Увы, у нас это в порядке вещей...

С уважением,

Сергей Макаров Юс   08.08.2022 07:02     Заявить о нарушении
Спасибо за визит. За 12 лет уже привыкла, И кошка ещё жива. Хотя, иной раз доводит меня, прямо убила бы. Но, когда вытягивается всем своим кошачьим ростом вдоль моего болевого места, прощаю ей всё. Не отвечайте. Е.К. Перевожу кратко: Елена Константиновна Маскинскова.

Елена Конста   10.08.2022 08:13   Заявить о нарушении