Привилегии русской души. эпизод 4

ВАЛЕРИЙ МЕЛЬНИКОВ,ЛЮДМИЛА МЕЛЬНИКОВА

ХУДОЖНИК  МИРА, ИЛИ  ВАНЯ, СМОТРЯЩИЙ  В  НЕБО
СЦЕНАРИЙ

ПРИВИЛЕГИИ РУССКОЙ ДУШИ. ЭПИЗОД  4

ДЕЙСТВУЮТ

БЕЛОКРЫНИЧНИК
МУЖИК С БОРОДОЙ И В ТУЛУПЕ
МУЗА
ВАНЯ
ТЕНЬ, она же  ВНУТРЕННИЙ  ГОЛОС

МЕСТО  ДЕЙСТВИЯ
ЗИМНЯЯ  ДОРОГА ЧЕРЕЗ ЛЕС В  СТАРОЕ СЕЛО (РОССИЯ)

Зимняя дорога через лес. Тройка  лошадей мчит Ваню в Старое село, что в России. Ваня, полулёжа в санях, вертит головой из стороны в сторону, наслаждаясь окружающим пейзажем. Под пледом ему тепло и уютно. Управляет тройкой мужик с бородой и, как положено, в тулупе и шапке-ушанке. Он то и дело, размахивая кнутом, кричит: «Ох ты! Ай, ай, ай, Матушка Россия!..»  Эхо отбилось около поворота и заставило  стаю ворон изменить направление своего полёта. Выскочивший на опушку заяц, некоторое время наблюдал за летящей тройкой, потом как-то нелепо прыгнул в сторону и помчался в сторону замерзшего лесного озера. Ваня  задремал…

МУЖИК С БОРОДОЙ  И В ТУЛУПЕ (размахивает кнутом)
Ох ты! Ай, ай, ай, Матушка  Россия!..
БЕЛОКРЫНИЧНИК (появляется на фоне лесных массивов)
«Однажды  с далекого острова Тенерифа  пришла по почте чудесно оформленная  книжица. А потом  в Москву из Тенерифа прибыл и ее автор -  Ваня  русский  художник. А чтож в том необычного? Гоген нашел свои  краски в Полинезии,  Матисс в Марокко,  Рерих в Индии... Они  застыли,  пораженные  экзотической  красотой новой земли, воплотив  в ее образах то, что хотели сказать о себе.  Но есть и иной духовный путь, который открыл Иван. Он состоит в особой муке  и привилегии русской души, описанной еще Достоевским: вечной необходимости  искать Бога в самом себе. Искать повсюду, и всегда, даже под щебетанье райских птиц.  Иначе, почему и там, в земном раю, его творчество обращено к фигуре Творца,  мир видится в геометрическом формате византийского канона? Пусть  причудлива
жизнь, но судьба  художника - всегда  являть миру свою  бессмертную душу». *)

Ваня дремлет и видится   ему. Руки на груди крестом лежат. У головы свеча горит большая. Толпы людей вокруг стоят,  о прошлом тела вспоминая. Вот к телу подошли, встряхнув, небрежно взяли, и в гроб сосновый опустив, - в последний путь направив. Медленно на кладбище везли, а люди молча сзади шли. Все тихо идут, не говорят, о Боже!.. Почему они молчат? Откройте гроб! Молчат…

ТЕНЬ
Куда ты лезешь?! Время не пришло… Меня бросаешь?.. Проснись.
ВНУТРЕННИЙ  ГОЛОС
Ваня, ты на Олимп  собрался?  Смотри,художник, не ошибись. За  оводом  следи…
МУЗА (с повязкой на бёдрах, босиком, с луком и стрелой в руках активно движется по  вспаханному  полю. Идёт, как  не пуганная лань. Останавливается, прицеливается и стреляет в небо...)
Ну, здравствуй, Ваня, привет тебе  из Старого села. Это  Россия...
БЕЛОКРЫНИЧНИК (появляется на фоне  художественных  полотен  Художника мира)
«Родившись в советскую эпоху в православной семье, художник Ваня впитал разнополюсные  идеи о светлом будущем, а позже изобразил в картине, объединив своих идолов, и поставил себя — художника рядом и выше, показывая, таким образом, о существовании своей  собственной  веры, где художник как бы искушает себя в творчестве, что искусство - это «Искус», всегда писать истину, даже, если это «запретный плод». Политические и религиозные течения трансформируются здесь в новую художественную идею, где искусство и сам художник занимают уже более значимую позицию в мире, что и соответствует названию: «Герб Мира» - это доброта, отсутствие войны, это человечество, вселенная. Из  названия картины видна  позиция автора – задача  искусства не только создавать красоту и отображать этапы развития общества, но быть в состоянии, при каком бы то ни было политическом строе иметь свою независимую миссию — нести  истину в культуру ради  сохранения человеческой цивилизации».*)
ГЕФЕСТ (появляется  на  вспаханном поле, босой, с посохом. Недалеко зеленеет  лесной  массив... Солнце  склоняется  к западу. Угрожающе).
Ну, здравствуй, Ваня, привет тебе  из  Старого села. Это Россия...
БЕЛОКРЫНИЧНИК (на фоне  художественных  полотен  Художника мира)
«Ваня  был избран Художником Мира в 1989 году на "Весеннем конгрессе авангарда" в Москве. С тех пор он исследует значение этого звания. С каждой новой работой становится яснее значение Художника  Мира для  искусства. С  1994 года Ваня учится в Академии Художеств  в  Штутгарте и параллельно знакомится с Ханс - Юргеном Мюллером. Как стипендиат Фонда культуры  Атлантис  он участвует в создании проекта „Марипоса" на острове Тенерифа, где он узнаёт о художнике Йозефе  Бойсе и его учении».
(Берег океана. Ваня сидит на камне)
Особое воздействие на Ваню произвела работа Бойса "Заяц Мира" – переплавленная  корона Ивана Грозного в золотого зайца. Вернувшись в Штутгарт, он находит эту работу в Государственной Галерее. Соприкосновение   с  этим объектом дало новый  импульс  в его  творчестве...»  *)

Продолжение следует.

*) Каталог  Ивана  Сурикова  «Wanja».


Рецензии
Хорошо написанно. Не ожидал право увидеть тут столь родственную Тень.

Крыша Звездочета   19.12.2014 23:51     Заявить о нарушении
Спасибо. Будем рады Вашему посещению нашей страницы. Валерий Мельников 2

Валерий Мельников 2   20.12.2014 00:07   Заявить о нарушении