Соль земли

Милостыня от смерти избавляет,
и тая очищает всяк грех.

Книга Товита

Случилось так, что в одном селе исчезла вся соль. Однажды утром проснулись люди, собрались щи да кашу варить, а соли-то и нет. Как жить без соли? Стали сельчане думать и гадать, в чём таком они провинились перед Богом, за что Он послал им такую кару.

После долгих споров да разговоров, ничего не надумавши, решили идти в скит к прозорливому старцу Зосиме. Пришли они и рассказывают, так мол и так, вдруг в домах не стало соли. Что делать?

– Я буду молиться, чада мои, – отвечал им старец, – и, если будет на то воля Всевышнего, дам вам ответ через три дня.

Три дня и три ночи молился преподобный Зосима в своей келье, с колен не вставал, всё читал акафист Богородице. На третью ночь осиял его свет яркий, неземной, а в свете этом явился ему Ангел и сказал:

– Отче! Ступай на кладбище и найди могилу человека, спасённого Богом. Пойди к отцу Захарию, настоятелю Успенской церкви, и вели отпеть покойника по христианскому обычаю. Велик и милостив Господь к чадам своим.

– Господи, как же я разыщу среди прочих могилу этого праведника? – спросил Зосима.

– Под сенью вечной плакальщицы ты найдёшь её, отче…

Сказал это Ангел и исчез. Не медля ни минуты, отправился преподобный Зосима на сельское кладбище. Без труда разыскал он могилу под сенью зелёной скорбно поникшей ивы. Но каково же было его удивление и разочарование, когда вместо праведника старец нашёл могилу человека, известного на всё село своей непомерной скупостью и жестокосердием. Это была ещё свежая могила одного помещика, умершего внезапно ночью и не оставившего после себя потомства. Ужаснулся Зосима и, ни слова не сказав людям, пришедшим к нему в этот день за ответом, снова заперся в своей келье и молился, чтобы Бог открыл ему участь жестокого помещика. Во время молитвы вознесён был старец в Царство Праведников и поставлен среди обителей святых, из которых каждая подобна была царскому чертогу со множеством светлых комнат. В одной из таких обителей увидел Зосима и неправедного помещика, а увидев, спросил, как удалось ему миновать небесные мытарства. На это помещик ответил так:

– Ты спрашиваешь меня, преподобный отче, за что такой великий грешник, как я, сподобился от Бога подобной милости? Я расскажу тебе обо всём. Слушай же, как было дело. Той ночью я проснулся от леденящего холода, а проснувшись, увидел вокруг своей постели страшных демонов в обличье эфиопов с горящими как уголья глазами. Один из них, самый главный, гигантского роста эфиоп, подошёл ко мне с Книгой жизни и стал зачитывать мои грехи с самой юности. И каждый зачитанный грех камнем ложился мне на сердце, всё сильнее придавливая к земле. А когда я уже совершенно изнемог от мучений, по правую сторону от меня явился Ангел в сияющих одеждах, с золотыми волосами и ясным, как солнце, лицом. Увидев его, я понял, что это мой Ангел-хранитель. Ангел сурово посмотрел на меня, однако же сказал бесам: «Оставьте этого человека. Его душа принадлежит не вам». Что тут началось, отче! Визг поднялся, крик, гам, а я лежу ни жив ни мёртв, чувствую, как душа с телом расстаётся. Вдруг вижу: подходит ко мне Смерть с огненным мечом. Прикоснулась к ногам – отнялись ноги, к рукам – руки, потом размахнулась и отсекла голову, а душа вышла через рот. Смотрю я на себя со стороны и дивлюсь. Человек я при жизни был высокий и тучный, а душа маленькая, ростом не выше пятилетнего ребёнка. Подхватил меня мой Ангел-хранитель на руки, а бесы кругом нас столпились, визжат, стонут, лапы свои когтистые к нам тянут, однако достать не могут.

Стали мы с Ангелом моим подниматься всё выше и выше, пока не достигли первого мытарства. Выскочили нам навстречу бесы с бесенятами, притащили с собой весы выше роста человеческого с большими золотыми чашами и давай перечислять мне грехи празднословия. Каждый грех камнем ложится на чашу весов. Начал я было оправдываться, смотрю, а мои слова только веса прибавляют и на мою погибель идут. Скоро мера весов переполнилась, и тогда понял я, что пропал. Но тут вынимает Ангел из-за пазухи золотой мешочек и кладёт на весы. Смотрят бесы, а мешочек-то перевесил. Делать нечего – пришлось им отпустить нас. Поднимаемся на следующую ступень. «Что в этом мешочке, Ангели Божий?» – спрашиваю я у моего спутника, а он мне: «Молчи впредь, ничего не говори в своё оправдание, позже узнаешь, кто за тебя Бога молит».

Следующее мытарство – мытарство лжи. Здесь та же история. Перечисляют бесы мои нераскаянные грехи и кладут на чашу весов, а меня с каждым словом страх берёт – вот сейчас они схватят мою душу и увлекут за собой в огненное озеро. Но мешочек снова выручает нас, и мы с Ангелом беспрепятственно летим дальше. Так проходим мы все девятнадцать ступеней, а на двадцатом мытарстве – немилосердия и жестокосердия – бесы мне столько камней на чашу кидают, что, боюсь, и чудесный мешочек не спасёт. Ведь я, сколько себя помню, ни разу милостыню никому не подал, потому что жадный до денег был и страшно скупой. Смотрю с мольбой на Ангела, а он улыбается мне в ответ и вынимает из-за пазухи последний мешочек да ещё краюху чёрствого хлеба. «Нет, – говорит бесам, – эта душа не ваша. Он бедняку краюху хлеба подал, а тот, узнав о скоропостижной смерти своего благодетеля, денно и нощно Бога молит, чтобы зачлась покойнику эта милостыня». А дело было так, отче. В прошлом году под Рождество стучится ко мне в ворота бедняк, просит дать ему на пропитание. Я тогда навеселе уже был, подвыпивши. «Бросьте, – кричу, – этому пройдохе краюху чёрствого хлеба, пусть проваливает подобру-поздорову!» Как с собакой я с тем человеком обошёлся, а он, как оказалось, мою душу у Бога вымолил.

После того как прошли мы все мытарства, был мне показан и ад, куда я чуть было не угодил. «Неужели все эти люди грешней меня?» – спрашиваю я Ангела. «Нет, – говорит, – но у каждого своя мера». «Что же всё-таки было в тех мешочках, Ангеле Христов?» «В каждом мешочке было по пуду соли, – отвечает мне Ангел, – а соль эта – слёзы облагодетельствованного тобой человека. Благодари Бога за такой выкуп». Вот, значит, как. Перевесили те святые слёзы и моя скупая милостыня все грехи, достигли мы Престола Всевышнего, и на сороковой день поселился я в Его святой обители. Передай же, отче, всем обиженным мной людям, чтобы не держали на меня в сердцах своих зла и остерегались жить подобно мне.

Очнулся преподобный Зосима от видения, поспешил в Успенскую церковь к настоятелю, рассказал обо всём, что открыл ему Бог. Испугался отец Захарий, что взял на себя право судить человека, считая его недостойным быть погребённым по христианскому обычаю, и в тот же день отпел покойника как полагается. А едва закончились слова заупокойной, как на земле там и тут выступила соль. Можно было подумать, что теперь зима и повсюду белым погребальным саваном лежит снег.

«Это соль земли, – говорили друг другу люди. – Бог совершил чудо по молитвам преподобного старца Зосимы». А те, кто уже слышал историю о кончине неправедного помещика, знали, что эта соль – знак особой милости. Символ прощения и освобождения грешной души от мытарств.

Уже больше века сельчане передают эту легенду из уст в уста, так она дошла и до нас.


Рецензии
Дарья,здравствуйте!С большим удовольствием прочитал ваш рассказ.
Прямо скажу,что прочитав первое предложение (Случилось так, что в одном селе исчезла вся соль.),сразу вспомнил сказу Николая Носова "Приключения пончика". Там как раз сюжет завязан на том,что Пончик открыл для жителей иного государства ценность соли.Но у вас совершенно иной сюжет.
Дарья,хочется вас поздравить-отличная притча! Написана отменным литературным языком.Даже не вяжется ваш юный образ на фотографии с такими мудрыми высказываниями и взглядами!
Не обессудьте,почитал рецензии. Мнения всегда будут разные.Сколько людей,столько и мнений,тем более,если читающие еще и писатели! Прислушиваться можно,и где-то нужно,но идти надо своей дорогой и писать, как вам подсказывает сердце,а не другие читающие.
Удачи вам во всех ваших делах и начинаниях, в том числе творческих!
Рад знакомству с вами на этом сайте! Милости прошу и вас на мою страничку!Буду только рад!

Сергей Владимирович Петров   27.04.2015 09:30     Заявить о нарушении
Мне было очень приятно услышать Ваше мнение. Спасибо!

Дарья Березнева   27.04.2015 15:45   Заявить о нарушении
Дарья,буду ждать вас на своей страничке!Кстати,фото у вас просто на заглядение!

Сергей Владимирович Петров   28.04.2015 10:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.