Кто же, скрывался под псевдонимом Сандръ?

Занимаясь поисками информации о деятельности "таинственного" Совета старейшин в Уральском казачьем войске (УКВ), мне невольно пришлось подробнее ознакомиться с материалами по "Бунту"  1874 года, имевшему место быть в УКВ, в связи с введением "Нового положения о военной службе и общественном управлении, высочайше утвержденного 9 марта 1874 года" (НВП). Не буду вдаваться в подробности этого события, потому что до сих пор существуют диаметральные мнения, что было на самом деле: бунт, мятеж или ненасильственное сопротивление части уральских казаков реформам царского правительства, в частности, принятию НВП. Главное, что у меня на руках оказалась статья "Уральцы" в Туркестанском крае" подписанная псевдонимом "Сандръ".

Статья мне очень понравилась. Автор, явно имел надёжный источник информации, что позволило ему детально описать не только историю самого "Бунта" 1874 года, но и дальнейший ход событий и судьбу ссыльных уральцев на протяжении трёх десятилетий. Естественно, мне захотелось узнать кто же этот загадочный автор, скрывший своё имя под псевдонимом "Сандръ". Некоторые историки и исследователи событий 1874 - 1881 гг. в УКВ, склонны считать, что "Сандръ" - это, никто иной, как писатель В. Г. Короленко. Статья "Уральцы" в Туркестанском крае" была напечатана в 1905 году в журнале "Русское богатство", который редактировал В. Г. Короленко (1904 - 1917) и он, вполне, мог скрыть своё имя под псевдонимом "Сандръ".

Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921) - известный писатель и публицист. Почти десять лет его молодой жизни прошли в тюрьмах и ссылках. В 1876 году студента В. Г. Короленко выслали под надзор полиции, потом ссылка в Вятскую губернию. За отказ от присяги новому царю Александру III (1881) был выслан из Перми в Якутию и провёл три года в Амгинской слободе. В 1885 году ему разрешили поселиться в Нижнем Новгороде, где он занялся журналистикой и литературной деятельностью. Как общественный деятель, он устраивал бесплатные столовые для голодающих в Нижегородской губернии. Его газетные статьи об организации помощи голодающим в своё время дали ряд важных практических указаний. Десятилетие, проведённое в Нижнем Новгороде, оказалось очень плодотворным для писателя. Здесь он получил читательское признание, а также познакомился с литераторами А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Н. Г. Чернышевским и др. Вокруг Короленко образовалось своего рода "учреждение", в котором сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое "Мултанское дело", когда, благодаря неутомимой энергии писателя - публициста и грамотно построенной защите, были спасены от каторги, обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки (удмурты). Несмотря на успех в суде, нервы у Короленко "сдали" - началась тяжелейшая бессонница, которая испортила пару лет жизни ему и его семье.

Для начала подробнее рассмотрим непосредственно статью Сандра. Хочу обратить внимание на стиль и манеру написания, а также на источники, которые использовал автор под псевдонимом "Сандръ". Порой любая "мелочь" может стать ключевой, если пристально к ней приглядываться.

Взять, хотя бы, эпиграф: "Свежо предание, а верится с трудом!.." Нет указания на источник, откуда взята цитата. Случайно ли? Наверное, нет. Слова принадлежат  А. С. Грибоедову, но такую же фразу можно встретить и у Ф. М. Достоевского.

У А. С. Грибоедова в "Горе от ума" (действ. 2, явл. 2) Чацкий говорит эти слова для сравнении прошлого и настоящего, якобы в прошлом, чтобы выслужиться, было достаточно, заискивания и преклонения перед начальством:

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,

Как не в войне, а в мире - брали лбом -

Стучали об пол не жалея!

Александр Сергеевич Грибоедов (1795 - 1829), русский писатель и дипломат. В 1826 году находился под следствием по делу декабристов. В 1828 году назначен послом в Персию, где был убит религиозными фанатиками. Написал комедию "Горе от ума" (1822 - 1824), многие образы из которой стали нарицательными, а отдельные стихи - поговорками.

Грибоедов длительное время проживал на Кавказе, в Тифлисе, где друзья - грузины называли его ласково, - Сандро. Возможно, автор статьи "Уральцы" в Туркестанском крае" умышленно не стал указывать источник эпиграфа, взяв грузинское прозвище А. С. Грибоедова - "Сандро", в качестве литературного псевдонима: "Сандръ". Вполне, логично и объяснимо для деятельности писателя В. Г. Короленко, который в глазах полиции всегда имел репутацию "неблагонадёжного". Известно, что после разгрома революции 1905 года, повлёкшего за собой массовые аресты и казни, Короленко всеми силами пытался поднять гражданский дух общества и дать массовый отпор убийствам и пыткам.

В "Записках из Мёртвого дома" Ф. М. Достоевский писал: "Поручик Жеребятников любил сечь... Были и кроме него исполнители в старину, разумеется, в ту старину, о которой свежо предание, а верится с трудом, любившие исполнить своё дело рачительно и с усердием". Если следовать принципу, что эпиграф поясняет идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица, то складывается мнение, что Короленко - Сандръ писал свою статью с чьих то слов, то есть использовал "чужие" мысли, более сведущего человека. Действительно, в статье "Уральцы" в Туркестанском крае" автор широко пользовался материалами, "любезно предоставленными редакцией газеты "Вестник Казачьих Войск", трудами В. Н. Витевского и Вс. Крестовского, а также письмом "уральцев" из Казалинска и другими "интересными" документами.

За годы скитаний по тюрьмам и ссылкам В. Г. Короленко встречал разных людей: убийцы и жертвы часто менялись ролями в зависимости от обстоятельств. Если это, действительно, он скрывал своё имя под псевдонимом "Сандръ", то цитату из Ф. М. Достоевского можно понять, как основную идею статьи, показывающую тяжелую судьбу ссыльных "уральцев" в Туркестанском крае, которых били и истязали "палачи в погонах", исполнявшие "своё дело рачительно и с усердием". С уральскими казаками писателю довелось познакомиться, ещё, в 1900 году, во время поездки в Уральск и по некоторым верховым посёлкам Уральского казачьего войска, вплоть, до станицы Илецкой. Результатом той поездки стал очерк "У казаков" (1901), который почему то, не получил широкой огласки в биографии В. Г. Короленко. Возможно, сам писатель не захотел "афишировать" свою дружескую связь с уральскими казаками.

К моменту написания статьи о ссыльных "уральцах" (1905), Короленко уже имел опыт публикаций, связанных с судебным процессом над группой крестьян - удмуртов села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии, обвинявшихся в человеческом жертвоприношении языческим богам. Процесс продолжался в течение 1892 - 1896 гг. Клеветническое обвинение было выдвинуто полицейскими властями с целью разжигания национальной розни. К следствию, проходившему более двух лет было привлечено 10 человек. Суд, состоявшийся в декабре 1894 года в г. Малмыже, оправдал троих, признав виновными в ритуальном убийстве и осудив на каторгу 7 человек. Сенат, по жалобе защиты, отменил приговор. Повторный процесс в сентябре - октябре 1895 года в Елабуге подтвердил первый приговор. Однако, новая кассационная жалоба защиты в декабре 1895 года была удовлетворена Сенатом. На третьем разбирательстве в мае - июне 1896 года в г. Мамадыше Казанской губернии обвиняемые были оправданы. Большую роль в оправдании удмуртов сыграли выступления в печати и на последнем разбирательстве в качестве защитника В. Г. Короленко.

Своё участие в "Мултанском деле" В. Г. Короленко отразил в ряде статей, самой замечательной, из которых является очерк "Мултанское жертвоприношение" (1896). Писатель - гуманист показал в нём всю абсурдность и надуманность обвинений, выдвинутых полицией против вотяков. Очерк заканчивается стихами:

Это видели два стража,

Баба, шедшая на рынок,

Да причетник кафедральный,

Возвращавшийся с поминок.

По сути, в заключительном четверостишии Короленко показал на каких сомнительных доказательствах строилось обвинение ни в чем не повинных вотяков. Полиция и правосудие собрали множество слухов, связанных с религиозно - обрядовыми особенностями удмуртов (вотяков), которые не касались непосредственно  Старого Мултана, но, несмотря на это сыграли в процессе решающую роль. Обвинение, по сути, коснулось всего удмуртского народа. Аналогичную ситуацию Короленко усмотрел и в Уральском казачьем войске, когда казаков - старообрядцев в 1874 - 1876 годах отправляли в  ссылку по надуманным обвинениям "непринятия" НВП. 

Вышеизложенное наводит на мысль, что писателя В. Г. Короленко попросили заняться судьбами нового поколения "уральцев", выросшего на берегах Сыр - Дарьи и Аму - Дарьи, которое "совершенно неповинное в грехах родителей, но тем не менее несущее тяжелое бремя ссылки, нужды и нестроения, со всеми тягостными последствиями бесправного положения". Такая просьба могла исходить от ихтиолога Н. А. Бородина, служившего в тот период в Петербурге и посетившего берега Аму - Дарьи с рабочей поездкой, связанной с рыболовным промыслом. Они были хорошо знакомы друг с другом, об этом Короленко подробно рассказал в очерке "У казаков".

Николай Андреевич Бородин (1861 - 1937), статистик, ихтиолог и общественный деятель. В 1870 году поступил в Уральскую войсковую гимназию, откуда в 1879 году поступил в Петербургский университет, который окончил в декабре 1884 года.  Будучи студентом примкнул к народовольческой группе Благоева. По окончании университета поступил на службу делопроизводителем войскового хозяйственного правления в Уральске. В 1886 году арестован, а потом освобожден под надзор полиции. Позднее - крупный специалист по рыбоводству, рыболовству и холодильному делу, работал в Уральске и Петербурге. Трижды был Уральским областным председателем съезда выборных от станичных обществ; заведовал переписью и статистико - экономическим исследованием Уральского казачьего войска. Основатель газеты "Уралец", редактор - издатель "Уральского обозрения" и "Вестника казачьих войск", сотрудник "Русских ведомостей" и "Новой Жизни".

Изучая биографию и деятельность В. Г. Короленко, случайно натолкнулся на статью Ольги Викторовны Чирковой "Участие В. Г. Короленко в Мултанском деле ( по материалам фонда редких, ценных и краеведческих документов)", в которой заведующая отделом редких, ценных и краеведческих документов Глазовской публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко пишет: "В июньском номере "Русского богатства" за 1896 г. была напечатана статья "Толки печати о мултанском деле и о приговоре по делу г. Жеденева" за подписью О. Б. А. (т. е. оба - Николай Фёдорович Анненский и Владимир Галактионович Короленко)..." Писатель Короленко, оказывается, не так прост, как о нём думали. Там, где надо было скрыть своё имя, как автора статьи, он прибегнул к "оригинальному" псевдониму: О. Б. А. Пойди, догадайся, что скрывается за такой аббревиатурой. Возможно, он взял в соавторы своего нижегородского друга литератора Н. Ф. Анненского чисто из этических соображений, ведь, в тексте статьи несколько раз упоминается имя В. Г. Короленко.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что соавтором Короленко мог быть Н. А. Бородин. Псевдоним "Сандръ" можно, ведь, трактовать как С андр (еевичем) (т. е. Владимир Галактионович Короленко с Николаем Андреевичем Бородиным, - это их совместное произведение).

Становится понятным, почему в статье многое взято из работы В. Н. Витевского "Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно - гражданской власти". Владимир Николаевич Витевский (1845 - 1906), педагог, историк и публицист; в 1870 - 1874 гг. преподавал русский язык, историю и географию в Уральской войсковой гимназии. Учитель юного гимназиста Николая Бородина, с которым он не прекращал поддерживать "деловые" контакты.

Летом 1885 года Н. А. Бородин опубликовал в газете "Уральские войсковые ведомости" Краткий обзор литературы об Уральском казачьем войске, где есть ссылка на статью "Корреспонденция из Сыр - Дарьинской области" [Восточноe обозрениe. 1883 г., № 35], рассказывающая об Уходцах. "Между прочим, - писал Бородин, - корреспондент указывает на то, что Уральцы способствовали развитию в Туркестанском крае торговли и особенно рыболовства, которое достигло со временем появления там Уральцев, широких размеров. Забавно, что автор считает наших казаков принадлежащими к секте "нетовщинцев". Уральцам предлагают переселяться на родину и выдают желающим по 50 руб. денег, - некоторые уезжают".

Далее, Н. А. Бородин упомянул в Кратком обзоре также произведение Всеволода Крестовского "Степное гнездо" [С.П.Б. Ведомости. 1884 г., №№ 66, 72]. "То же об уходцах - в Джулеке, - утверждал Бородин, - есть любопытные сведения о том, как  они вели и ведут в ссылке. Оказывается, у них там явились свои школы, своя почта, свои старики для отправления христианских треб. и т. п. В виду крайней бедности вообще сведений об уходцах, и подобные краткие заметки имеют значение".

Материалы из редакции газеты "Вестник казачьих войск", где Н. А. Бородин являлся редактором - издателем и мог найти всё "нужное" в архиве редакции журнала, ещё, одно подтверждение участия Бородина в написании статьи "Уральцы" в Туркестанском крае".

Письмо "уходцев" из Казалинска, также мог привезти Н. А. Бородин из служебной командировки на Аму - Дарью. В 1899 году Бородин переехал в Петербург, где стал служить старшим специалистом по рыболовству департамента земледелия. С 1900 - 1904 гг. Н. А. Бородин исследовал такие районы рыболовства как Азово - Донской, Черноморско - Кубанский, Аму - Дарьинский, Каспийский. Наконец, раздел в статье, касающийся занятий рыболовством ссыльных уральцев, несомненно, написан таким грамотным специалистом, как Н. А. Бородин.

Таким образом, соавторами статьи "Уральцы" в Туркестанском крае" можно считать В. Г. Короленко и Н. А. Бородина, которые скрыли свои настоящие имена за псевдонимом "Сандръ". По сути, это был "тандем" пламенного публициста и уральского историка - статиста, специалиста по рыболовству, написавшие большую и достоверную статью, которую с интересом изучают специалисты по истории УКВ.

PS. С. В. Колычев в своей диссертации пишет следующее: "Авторство статьи ("Уральцы" в Туркестанском крае - прим. Н. П.) долгое время приписывали главному редактору журнала В. Г. Короленко, однако, вполне вероятно, что это утверждение ошибочно. Автор исследовал разнообразные источники, которые показали масштабность и трагичность случившегося с казаками и те сложности, с которыми пришлось столкнуться властям при введении реформы. В ходе работы над диссертационным исследованием было установлено, что "Сандръ" - это А. В. Тавасштерн, и именно его перу принадлежит статья об уходцах в "Русском богатстве" от 24.06.1905 г. (по старому стилю)".

Про А. В. Тавасштерна известно очень мало. О нём упомянул в своей статье, лишь, С. Штутман: "Ряд сведений о конвойной службе в дореволюционной России, - пишет Штутман, - можно почерпнуть в обстоятельно написанном очерке А. В. Тавасштерна, помещенном в упомянутом выше труде ("Энциклопедия военных и морских наук", под редакцией ген. - лейтн. Г. А. Леера - прим. Н. П.), подготовленном к 100 - летию Военного министерства (т. XII., ч. III)". Какое отношение А. В. Тавасштерн мог иметь к написанию статьи "Уральцы" в Туркестанском крае" или к журналу "Русское богатство", об этом, к сожалению, у Самуила Штутмана ничего не говорится.

Источники:

Бялый Г. А., В. Г. Короленко. - М., 1949.

Изюмов А. И., Н. А. Бородин - исследователь уральского казачества, "Этнографическое обозрение", 1992.

Колычев С. В. Военно - гражданские реформы Александра II в Уральском (Яицком) казачьем войске в 1874 - 1877 гг. и их социальные последствия. М., 2008.

Короленко В. Г. Собр. соч. в 6 - ти т. Т. 5. Очерки. - М., 1971.

Короленко С. В. Книга об отце. - М., 1968.

Сандръ. Уральцы в Туркестанском крае//Русское богатство. 1905. № 6.

Советская историческая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973 - 1982.

Уральские войсковые ведомости. 1885 г. № 28.

Фокин Н. И. Жизнь и труды "рядового интеллигента" моего земляка Николая Андреевича Бородина. - М., 1994.

Чиркова О. В. Участие В. Г. Короленко в Мултанском деле.- http://vmkor.ru/index.php?id=144

Штутман Самуил. На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811 - 1917) (стр. 3) - ModemLib.Ru

    

               


Рецензии
Занятная и познавательная история, прочёл с интересом. Замечательно то, что вы об этом пишите. С уважением.

Геннадий Коваленко 1   27.02.2015 19:44     Заявить о нарушении
Спасибо!

Николай Панов   27.02.2015 23:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.