Над временем и местом

В орловском «Доме художников», 2-я Посадская 26 открыта выставка Владимира Еленецкого под названием «О любви».  В экспозиции 67 работ разных лет, выполненных темперными  и акриловыми красками.
   «Осенняя мелодия», «Осенние музы», «Весенние грации»- романтичные названия. Женские образы –аллегории парят над городской суетой. Подобная идея не нова. Ею не раз пользовались художники. В прессе Еленецкого назвали «Смоленским Шагалом». Однако, помимо летучести персонажей, имеется слишком много различий. Смотришь на картины Шагала и испытываешь эстетическое наслаждение, умиротворение. Тех, кого изображает, Шагал видит изнутри. Это мягкие, нежные, по детски- безгрешные, танцующие, готовые сменить форму и очертания, души- сущности.  Отсюда- успокаивающее впечатление, ощущение вечности.
       Парящие женщины в картинах Еленецкого- это и вызов спокойному, мещанскому укладу жизни горожан. И нечто, совершенно естественно присущее городу. Как странной формы облака. Просто, отвыкшие от чудес, горожане почти не замечают необычное. Натужность, напряженность, шаржевость, а иногда и карикатурность на холстах высмеивают человеческое левополушарное несовершенство, объясняют жёсткость, конкретность живописного стиля. Курящие парень с девушкой у церкви, ростом выше куполов…Птица- так птица, бутылка- так бутылка… Но, добавлю, со всей любовью и симпатией художника к людям. Ведь ни один шаржист, тем более использующий элементы наивного искусства не может быть односторонне критичен. Тогда шедевр перестанет быть шедевром. С необычайной фантазией художник изображает смешных людишек, залезающих в печные трубы, вытворяющих всё мыслимое и немыслимое. Но они так  проявляют свою свободу. Музыкант играет, сидя на крыше, свободный и защищенный от чертикообразных существ, находящихся рядом…
Ночная бабочка, незаметная в суете дня.  А ночью переворачивающая всё представление людей о жизни… Эксцентричное, шаржевое мартовское солнце, изменяющее своей силой погоду, воздух, состояния, настроения людей… Теплый дождь, в виде  обнаженной, невинной  красавицы падающий на городских старожилов… Динамика созданная символическими объектами на картинах перерастает в динамику зрительских душ, совершая удивительные внутренние преобразования.
Театральность, декоративность присуща работам смоленского живописца. И можно наблюдать, как во многих картинах из пустоты, пестроты декора нежданно вырастает нечто важное. На полотне «Художник и натура»- современно выглядящая натурщица уже вне времени. Сценическая смена дня и ночи в театральных масках чем-то напоминает сказку. Реальность не настолько плоска … И некие сущности, подобно мифологическим, участвуют в жизни мира…
Кошки, появляющиеся в картинных действах - мыслящие, чувствующие, познающие мир. Нет, реальность гораздо шире, чем думают обыватели, только приглядитесь…
                24.06.12                Ольга Сокова
 
 


Рецензии