Полдник

    Школа… Первые классы – начальная школа.
Вспоминается очень многое с теплотой о том времени. Школа моя одна из старейших: бывшая гимназия в царской России, лучшая  в советское время и опять ставшая гимназией в новой России. Несколько строк и цифр дадут читателю некоторое представление о гимназии.

     Вот как рассказывается история моей школы-гимназии на интернет-ресурсе  Википедии: «Смоленская гимназия имени Н. М. Пржевальского — одно из старейших светских учебных заведений Смоленска.

     Начало гимназии относится к 1786 году:
2 августа 1786 года последовало «Высочайшее повеление» Екатерины II об открытии в 25 губерниях новых школ — народных училищ.

22 сентября (3 октября) 1786 года в Смоленске состоялось торжественное открытие четырёхклассного народного училища.

В конце июля 1795 года, согласно особой «Записки, какого расположения быть домам для главных народных училищ», здание смоленского училища было отделано заново и расширено надстройкою 2 этажа, в котором свободно разместились 4 класса, библиотека и научные кабинеты, а также большая актовая зала для публичных испытаний учеников.

В марте 1804 года, в соответствии с указом Александра I об открытии в каждом губернском городе гимназии, главное народное училище Смоленской губернии было преобразовано в гимназию; официальное открытие состоялось 26 марта 1804 года. Смоленская гимназия стала третьей, после московской и тверской гимназий.

В 1812 году, после сожжения Смоленска, занятия прервались и были возобновлены лишь в 1814 году, а в полном объёме — в 1816 году.

В 1833 году смоленская гимназия, как и все губернские гимназии, перешла на семилетний цикл обучения.

В сентябре 1847 года три низших класса Смоленской губернской гимназии были разделены на 2 отделения.

В 1851 году было открыт «Благородный при гимназии пансион», в который принимались исключительно дети из дворянских семей.

В 1858 году были собраны средства на строительство нового здания гимназии, которое, при участии императора Александра II, было заложено в том же году 3 сентября.

В 1864 году было построено новое здание гимназии.

С 1918 по 1920 год в здании гимназии находилась 6-ая единая трудовая школа 2-ой ступени, затем, до 1925 года в здании располагались пехотные курсы командования Западного фронта.

В 1932 году школа была преобразована среднюю школу № 7.

В 1961 году,по инициативе,и при активном участии, учительницы географии Евгении Абрамовны Злотниковой, был создан школьный музей.

В 1963 году школе было присвоено имя Н. М. Пржевальского.

В 1986 году в честь 200-летнего юбилея за успехи в области обучения и воспитания подрастающего поколения школа была награждена орденом «Знак почёта». Указ Президента Верховного Совета СССР № 5630-XI от 9.09.1986 г.

В 1990 году по инициативе директора В. Г. Тимофеева средняя школа № 7 была преобразована в гимназию.

В последние годы гимназия неоднократно в течение нескольких лет становилась победителем конкурса «Школа года».

    Вот в такое славное образовательное учреждение первого сентября 1967 года и привела меня бабушка в первый класс «Б».

    Первая учительница запомнилась навсегда, и теперь я часто вспоминаю эту женщину, которая сумела вложить в нас уважение и любовь к своей стране. Марцишина Евдокия Никитична – моя первая учительница в мирное время и снайпер в годы Великой Отечественной  войны.

    Мы были из разных семей, но  в классе стали одним коллективом. И, что самое удивительное, всегда чувствовали некую принадлежность к тем поколениям, которые учились в этих стенах до нас.   

    Как мы учились, и сколько в нас было вложено педагогами, про это вспоминаю с большой теплотой и благодарностью: нас учили учиться, размышлять, фантазировать. Много было смешного и трогательного в это время. Вот, к примеру, вспоминаются наши «полдники» в классе.

     На родительском собрании было сказано о том, что в школе  детей будут поить молоком на большой перемене. В классе было три высоких окна, а благодаря толстым, примерно, метровым стенам, подоконники были широчайшие и принесенные детьми кружки, заняли там место.

    Когда наступало время «полдника», учительница отправляла двоих дежурных в столовую за чайником с топленым  молоком. Это был целый ритуал: дежурные  получали из учительских рук двадцать копеек на пирожки для учительницы и тихо выходили за высокие двери класса в коридор.

    Закрыв тихо дверь, дежурные сломя голову неслись по коридору, перескакивая через  скользские ступени железных лестниц, вылетали на первый  этаж в столовую, где  уже стояла очередь таких же «молочных посланцев».

   Обратная дорога была отмечена молочными лужицами – чайники были большими, а еще надо было донести пирожки учителю. При этом надо было соблюсти «справедливость» – каждому взяться за ручку чайника, а в другой руке нести два пирожка. При таком «справедливом» распределении груза очень трудно было идти  так, чтобы не оставлять след на полу, поскольку весь обратных путь идти было трудно из-за смеха.

     Молоко получала вся начальная школа, а классы были на втором этаже и только теперь я отчетливо понимаю, как выглядел «молочный путь»   из столовой в классы.
Дежурные тихо входили в класс, доносили чайник до учительского стола.

     Учительница забирала из детских рук чайник, подходила к подоконнику, где стояли чистые кружки, накрытые большой салфеткой и начинала разливать молоко.
Дети доставали из портфелей булочки, бутерброды и подходили  за своими кружками. Кружечки были разного размера, видимо, родители выдали кружки в школу, зная отношение своего ребеночка  к молоку.

    А в молоке были  пенки. Пенки! Это отдельная часть  молочного полдника. Я терпеть их не могла, и я была не одинока. Наблюдая за процессом наливания молока, каждый  хотел, чтобы пенка миновала его кружку. И было такое трагичное выражение  лица хозяина той кружки, где  пенка попадалась.

    Учительница на этот случай имела ложку, которой пенка собиралась и….. Учительница, рассказывая о полезности пенки, тут же съедала ее. Со временем, пенка стала убираться еще до наливания в кружки, а потом дежурные стали просить поваров убирать пенку.

Получив кружки, дети рассаживались по своим местам, и наступала тишина.
 В классе был «полдник».


Рецензии