Портрет Джулиано Медичи

"Однажды я увидела его во сне – неизвестного молодого мужчину с темными волнистыми волосами, одетого в алый бархатный плащ.
Он медленно шел по старой каменистой дороге туда, где в небе гасли последние лучи догорающего солнца.
Как это часто бывает во сне, я откуда-то знала, что там, за горизонтом,незнакомца ждет беда, и мне нужно остановить его, удержать. Я что-то закричала ему вслед, громко и отчаянно. А потом заплакала от безысходности. Мне показалось, что он не слышит меня, уходит все дальше и дальше туда, где прячется смерть.
Солнце полностью погрузилось во тьму, отороченную алой, словно залитой кровью, полосой.
Внезапно незнакомец остановился и обернулся. Лицо его, странно знакомое мне лицо, бледным пятном выделялось на фоне заката. Он улыбнулся и что-то ответил мне, но я не расслышала.
Незнакомец повернулся и продолжил свой путь во тьму.
Сон приходил снова и снова, и потому мне захотелось узнать, кто же этот человек. Но как его найти? Я перелистала десятки альбомов с картинами, перечитала справочники, просмотрела каталоги выставок, но ничего не обнаружила. В конце концов, я решила, что такого человека никогда в реальности не существовало, а странные сны о нем - просто плод моей фантазии.
Я перестала искать незнакомца. И тогда он сам нашел меня.
Однажды, когда я «сидела в интернете», на экране появилась картинка – портрет молодого мужчины в старинной одежде. Сначала я не обратила на него внимания, мало ли какой спам всплывает на экране!
Но это лицо чем-то притягивало меня. Я вгляделась внимательнее и поняла, что это лицо незнакомца из моих снов, того самого молодого мужчины в бархатном плаще, с темными волнистыми волосами.
Я кликнула на картинку и узнала его имя - Джулиано Медичи. Передо мной был знаменитый портрет работы Сандро Боттичелли.
Я принялась жадно читать все, что написано о моем герое, времени и людях, которые его окружали.
Джулиано Медичи жил во Флоренции эпохи Возрождения. Его брат – Лоренцо Медичи Великолепный. Его возлюбленная – Симонетта Веспуччи, знакомая нам по картинам того же Боттичелли – «Весна» и «Рождение Венеры». А еще рядом с ним были Леонардо да Винчи, Америго Веспуччи, Антонио Верроккьо, Доменико Гирландайо, Анджело Полициано, Марсилио Фичино.
Все они жили в прекрасное и жестокое время, которое сегодня мы называем эпохой Возрождения, сражались в кровавых войнах и нежились в роскоши, любили беззаветно и коварно предавали, писали стихи и доносы, отдавали жизни за друзей и безжалостно мстили врагам, строили великолепные соборы и поклонялись древним богам.
 Я читала, и мне казалось, что все это я знала раньше. Что я лично знакома с героями, они доверяют мне, посвящают в свои тайны и хотят, чтобы я рассказала о них. Рассказала о том, что прежде было скрыто, а теперь пришло время приподнять завесу тайны.
И однажды я села и написала эту книгу.
Сначала мне было просто интересно погрузиться в атмосферу того времени, ощутить то, что чувствовали мои герои, понять чем и для чего они жили. Но постепенно, по мере погружения в сюжет, я стала понимать, для чего и для кого пишу. Было столько невероятных совпадений, столько раз я придумывала что-то, а потом  находила подтверждения тому, что так и было на самом деле, столько раз я задавала вопросы и тут же получала ответы. Словно кто-то держал меня за руку и вел сквозь толщу лет туда, в средневековую Флоренцию, чтобы я увидела все своими глазами и что-то поняла.
Постепенно я стала понимать, что пишу книгу не для моих героев, а для себя, что это нужно не братьям Медичи, не Сандро Боттичелли, а мне, только мне.
И вот теперь, после того, как я написала книгу, после того, как разгадала тайну портрета Джулиано Медичи, этот портрет привезли на выставку в Пушкинский музей.
Сейчас я иду на встречу с Джулиано. И очень волнуюсь, потому что чувствую, что случится что-то необычное. Я знаю, что он проделал долгий путь из Бергамо в Москву через всю Европу, через десятки городов и музеев, проведя в дороге несколько лет, ради встречи со мной, и теперь ждет меня в холодном и равнодушном музейном зале среди мертвых статуй и картин. Живой среди мертвых.
Я иду, Джулиано, я уже иду к тебе!"

Она распечатала только что написанный текст и вложила лист в книгу, словно обернута в картину Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов», с надписью – «Рисую Бога золотым».
Потом положила книгу в маленькую алую сумочку на тонкой цепочке, и, уже выходя из дома, бросила взгляд на свое отражение в зеркале.
Белый плащ, накинутый на алое платье из плотного шелка, алые туфли с золотистой пряжкой на высоком толстом каблуке, алая помада на бледном лице, темные волосы, собранные в пучок – она сегодня нравилась себе.
Выйдя на улицу, она с наслаждением вдохнула пьянящий аромат сирени, которой были полны парки и сады, и направилась к метро.
Солнце уже садилось, теплый вечер постепенно заполнял улицы города, превращая все вокруг в нечто загадочное и таинственное.
Она шла и вспоминала некоторые эпизоды своей жизни, связанные с написанием книги.
Вспомнила, как поехала во Флоренцию, чтобы понять этот город и ощутить его очарование. Рано утром она вошла в главный собор города лилий  - Санта Мария дель Фьоре. Народу было немного, нашествие туристов ожидалось часа через два.
Под круглым куполом Брунеллески, перед распятием, стояла большая корзина, наполненная белыми лилиями. Она увидела корзину и вдруг осознала, что ноги привели ее сюда 26 апреля, в день убийства Джулиано Медичи, которое произошло здесь, в этом соборе, более пятисот лет назад.
Она произнесла шепотом: "Значит, здесь тебя убили, Джулиано? И неожиданно почувствовала легкое дуновение и услышала, как кто-то тихо произнес: "Она вспомнила о Медичи! Она вспомнила о Медичи!" Оглянулась, но никого не было рядом. Она почувствовала, как слабеют ноги, поняла, что теряет сознание и, собрав последние силы, добралась до мраморной колонны, находящейся в нескольких шагах. Прижалась щекой к холодному камню, и это привело ее в чувство. Потом она вышла из собора, не оглядываясь, и долгое время сидела за чашкой кофе в уличном кафе, пытаясь взять себя в руки.
Она вспомнила, как долго не могла описать первую встречу Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи, не могла представить, где и как они встретились. Было бы логично представить, что это произошло на каком-нибудь балу во дворце Медичи, но эта сцена как-то не писалась, не хотела превращаться в реальность.
Однажды друзья пригласили ее на концерт Вивальди в католическом соборе, что на Большой Грузинской. И когда зазвучал Concerto Grosso, она явственно увидела, как навстречу ей летит всадник, прекрасный, словно греческий бог. Она стоит и ждет его, и ощущает биение своего сердца и невероятную радость, и понимает, что это – судьба. Слышны звуки охотничьих рожков и лай собак, она видит, как испуганный олень стремительно пересекает поляну и скрывается в лесу. Значит, встреча Джулиано и Симонетты произошла в лесу, во время охоты! Так она и написала в своей книге.
А через некоторое время нашла и прочла "Стансы на турнир Джулиано Медичи".  Автор - Анджело Полициано – поэт и близкий друг братьев Медичи - в этом произведении описал первую встречу влюбленных – на охоте в лесу!
Она вспомнила, как совершенно случайно придумала имя одному из своих персонажей – лекарю и отравителя – Парре. Просто придумала, и все. А потом в одной из бесчисленных книг, посвященных магам Средневековья, которые она изучала, обнаружила, что маг с таким именем действительно жил в Италии в это время.
И еще множество совпадений и угадываний того, что она знать не могла, но оказалось, что знала. Их было так много, что она даже перестала этому удивляться.
И вот теперь, после того, как она написала свою книгу, портрет Джулиано Медичи привезли в Пушкинский музей. Вернее, она думала, что Джулиано появился для того, чтобы поставить точку в этой истории, поблагодарить ее и попрощаться навсегда. Увы, это значит, что она подошла к концу своего пути. Ее путешествие завершается. Выставка закончится, и все войдет в прежнее русло. Но как она сможет жить прежней серой жизнью, без открытий, озарений, угадываний? Без счастья и восторга, которые она испытала, взяв в руки в первый раз свою книгу?
Она вспомнила, как помчалась в редакцию поздно вечером, после работы, узнав, что книги, наконец, привезли из типографии, Это было настоящее волшебство – из ничего, из мыслей, стихов, фантазий, догадок и фактов возникло НЕЧТО -  великолепное, романтичное и печальное.
Она взяла книгу в руки и прижала к себе. Это был ее роман, ее ребенок – прекрасный и беззащитный в своей невинности и чистоте.
Ребенок, которого она создала, которого она растила, холила и нежила долгое время. Ребенок, который выходил в свет, такой безжалостный и жестокий. И она не могла его защитить.
Она сидела в вагоне метро и листала книгу, и перечитывала ее, и … плакала.
Она плакала, радуясь, что получился столь прекрасный роман, такой, как она хотела, - искренний и красивый.
Она плакала, печалясь, что закончились дни, когда она писала его, используя каждую свободную минутку, и придумывала, и искала исторические справки, и подбирала стихи и картины. Когда она жила внутри этого романа. Когда разгадывала тайну портрета Джулиано и свою тайну.
И вот теперь портрет Джулиано Медичи здесь, в Пушкинском музее.
Она вошла в музей и купила билет на выставку шедевров итальянской живописи из Бергамо.
В зале народу уже было немного, но она все равно не сразу подошла к Джулиано, а присела на свободную скамейку, листая книгу в ожидании, когда от портрета отойдет группа поклонников таланта Боттичелли во главе с опытным экскурсоводом - сухой седовласой дамой.
 Она рассказывала о том, что до сих пор этот портрет хранит свою тайну. Джулиано нарисован с закрытыми глазами на фоне распахнутой двери. Обычно, в эпоху Возрождения, подобным образом изображали уже умерших людей. Но картина написана в 1476-77 годах, когда Джулиано был жив. В углу изображен одинокий голубь, сидящий на сухой ветке. Согласно существовавшей в те времена легенде, голубь, потерявший свою подругу, остается одиноким навсегда и садится только на сухие ветви деревьев. Возможно, портрет был заказан самим Джулиано в память о его возлюбленной, Симонетте Веспуччи, умершей в 1476 году. В память Прекрасной дамы, Несравненной, как ее называли во Флоренции. Но как же Несравненная сможет оценить вечную любовь Джулиано, его скорбь, его верность? Возможно, этот портрет  – послание в будущее, надежда на то, что где-то и когда-то Симонетта увидит этот необычный портрет и вспомнит о своем возлюбленном!
Джулиано заказал этот необычный портрет, а потом его убили. В главном соборе Флоренции, во время праздничной пасхальной мессы 26 апреля 1478 года. Как Цезаря  - двадцатью одним ударом. Он не ожидал нападения, а потому не защищался. Джулиано упал после первого удара в грудь, и в него, уже мертвого, убийцы воткнули ножи еще двадцать раз для верности. Так погиб Принц Юности.
Наконец, группа перешла к следующей картине, негромко обсуждая рассказанное экскурсоводом.
Она почувствовала устремленный на нее взгляд и, оторвавшись от книги, повернула голову направо, туда, где находился портрет Джулиано.
Глаза на портрете были открыты. Джулиано улыбался хорошо знакомой ей улыбкой. Она оставила книгу на скамеечке и побежала к портрету, вернее полетела к нему, как тогда, в лесу. Она взяла руки Джулиано в свои и… оказалась внутри картины. Дверь была распахнута настежь, открывая взору зеленые просторы Тосканы и ослепительное небо. Они переступили порог и шагнули на древнюю землю, согретую весенним солнцем. Голубь, поднявшись с засохшей ветки, полетел вслед за ними и через мгновение растворился в синеве. Симонетта скинула свои нарядные туфли на высоком каблуке и засмеялась, коснувшись мягкой травы. Взявшись за руки, они направились к зеленым холмам, за которыми их ждала прекрасная Флоренция.
Еще несколько шагов и перед ними откроется столь памятный и чарующий Город Лилии, с его мощёными узкими улицами и каменными домами, роскошным куполом собора посреди главной площади, медленной зеленой рекой в ожерелье мостов, сверкающей под лучами весеннего солнца. Еще несколько шагов…
Дверь на картине закрылась, словно занавес в театре по окончании спектакля, и теперь ничего не было на старом холсте, кроме этой закрытой двери.
На скамейке в зале музея осталась лежать книга, раскрытая на странице с изображением фрагмента картины Сандро Боттичелли "Весна".
Юная девушка, уставшая от бесконечного разглядывания шедевров, присела на минуту, чтобы немного передохнуть, и обратила внимание на книгу.
Страничка неожиданно перевернулась, словно для того, чтобы заинтересовать ее. Девушка взяла книгу в руки и прочитала стихи, набранные курсивом

В каком лесу взошли гвоздики эти,
Что так великолепны и свежи
В руках моей прекрасной госпожи?
Откуда аромат такой в букете?
Каких они ветров лучистых дети?
Какой росой вспоил ты их, скажи,
О небосвод, не ведающий лжи,
Каким дождем, прозрачнейшим на свете?
Нет, не Природа выбрала в саду
Цветы, нежней которых не найду,
А милая рука, что сердце злое
Смирила добротою неземной.
Гвоздики, позабудьте же былое
И благодарны будьте ей одной!

                Лоренцо Медичи.

Она улыбнулась и положила книгу в свою сумочку.


Рецензии
И мне его что-то жалко. При этом мне кажется, что я знаю, кто был заказчиком преступления.

Каменная Мессалина   07.02.2015 22:41     Заявить о нарушении
Тайны летят к нам сквозь века, чтобы когда-нибудь их раскрыли. Тому, кто рядом, достаточно только протянуть руку, чтобы тебя уничтожить, а ты до последнего мгновения не поймешь этого

Лариса Тразанова   08.02.2015 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.