Настенька

Жила-была на свете  девушка, звали её Настенька. Красоты она была писаной, а нраву кроткого, добрая да ласковая. Матушка и батюшка души в ней не чаяли, берегли да любили, лелеяли да холили. Как поедет батюшка на базар, так везёт для доченьки любимой  обновы всякие,  ленты атласные, бусы из стекла разноцветного. Так и жила Настенька в любви да в неге.

Однажды налетели  чёрные  вороны, закружили над домом, ударил  страшный гром, сверкнули  от  небес до земли молнии.  Принесли те  тучи в дом  беду,  захворала матушка,  а вскоре и совсем слегла. Ну, а батюшка привозил для неё травы всякие, да зелья целебные, чтобы та поскорей выздоравливала. Теперь Настенька, вместо матушки,  все дела по дому делала: печь истопит, похлёбку сварит, избу подметёт, лишь бы матушке  полегчало. Не случилось того.

Словно свечечка восковая  каждый день она таяла. Позвала один раз к себе доченьку.
- Посиди со мной, дочка милая,  видно мне уже и не встать никогда. Оставляю тебе, моя Настенька, таковой наказ. Там, в сенцах, сундучок стоит, для тебя его припасала я. Коли будет  в жизни тебе тяжело, ты открой его, а из дома уйдёшь, то с собой забери, он тебе  службу добрую сослужить должон,  - удивилась Настенька, но наказ про сундучок тот запомнила.
 
Одну ночь прожила после этого  матушка, а к утру  не стало  её. Загрустила Настенька, уйдёт свою козочку в лесок  пасти, сядет на пенёк, а сама плачет, родную матушку забыть не может. Ну, а батюшка погоревал-погоревал, да  привёл в дом  молодую жену, даже Настеньку не спросил.
 
Невзлюбила злая мачеха Настеньку,  делами  тяжёлыми  нагружала, да словами бранными  посыпала: то не эдак, да это не так. Как ни старается  падчерица, угодить мачехе не может. Терпела Настенька, да молчала, а как с козочкой уйдёт во лесок, там уж волю слезам и давала.
 
Однажды  пасла  Настенька свою козочку, да и заблудилась в лесу. Дело к вечеру, солнышко садится, темнеет в лесу, а дороги домой и не видно. А вскоре и совсем темно стало. Ночная прохлада опустилась на землю, делать нечего.  Прилегла Настенька на мягкий мох, а козочка рядом,  греет Настеньку,  а как  согрелись,  задремали обе да и уснули.

Снится Настеньке её матушка, молодая да красивая, ну, а  доченька, увидав её, в ноги бросилась.
- Моя матушка, тяжело без тебя! – ей пожаловалась.  Улыбнулась  в ответ  её матушка.

- Знаю, милая Настенька! Вижу каждый твой шаг, моя доченька! Я с тобою всегда: ты впереди, а я следом иду! Скоро жизнь твоя  круто изменится, будешь  жить ты в любви, да ласке, и никто не посмеет обидеть тебя, - лишь успела промолвить она и исчезла, как будто растаяла.

Тянет Настенька руки белые,  норовит обнять свою матушку, открывает глаза, видит: лес кругом, и нет матушки,  да и не было, рядом козочка. Удивилась Настенька: сон, как будто явь, она видела, да и слышала всё, что матушка говорила ей.
Выглянуло солнышко, высушило свежую росу на траве, запели птицы, новый день  уж давно  загорается. Встала Настенька, и отправились они с козочкой дальше. Вдруг пред ними тропа появилась, вот по ней и пошли они.

Идут они, долго,  скоро ли, вдруг навстречу им добрый молодец на лихом коне, только пыль клубами  за ним поднимается. Остановил коня  возле Настеньки, да на землю и спрыгнул.

- Это кто же такие вы будете? – вопрошает он, подбоченившись, а глазами – то Настю рассматривает. По душе она в самый раз пришлась, только вот чересчур скромна: опустила глаза, и ни слова в ответ. – Ай,  со мной говорить  не желаете? Я неволить не буду, помочь хотел, коли так, то прощайте!
Испугалась тут Настенька, что уедет тот молодец, и придётся дорогу искать аж до вечера.
- Заблудились мы,  растерялися,  далеко зашли,  и лишь  утром на эту дорожку  вышли, а туда ль идём, и не ведаем,- тихим голосом Настя молвила.
- Ну, а звать – то вас как? – вопрошал добрый молодец.

- Все зовут меня Настенькой, - осмелев чуток, Настя вымолвила.
- Вот теперь ясно стало всё, ну, а я  Елисей! Да не бойся меня, красна девица!
Как  тут Настенька подняла глаза, да как глянула в ясны очи того молодца, утонула в них без остаточка. Да и он такой красоты, отродясь,  не видывал.

Так и вызвался проводить её, вместе  все  они и отправились.  Словно лента,  дорога вилась,  плавно речь молодых лилась, полевые  цветы у дороги им кивали во след, улыбалися.

Спохватилась  вдруг   Настенька, увидав  на  холме свой дом, и обрадовалась.
- Вот и дома я, -  она  молвила.
- Ну, прощай, душа моя Настенька!- отвечал Елисей. – Только жди на днях меня! К твоему батюшке со сватами прибуду я. Полюбилась ты мне,  свет девица, красотою своей, сердцем  добрым. Коли  люб я тебе, так и свадьбу сыграем, а  коль не люб, забудь навсегда меня.

Ничего не ответила Настенька, лишь кивнув головой, в дом  пошла.
В доме сбились с ног: ищут Настеньку. Заподозрил  отец  злую мачеху: не она ли беду накликала на доченьку? Ну, а мачеха божится, клянётся  и плачет, говорит, что  Настеньку домой  вернуть  хочет.

Увидали  её  дома живой и невредимой, обрадовались. Так и  день  тот закончился.
А на  день другой  с утра раннего  поджидает девица красная  дружка милого, а сердечко её так и щемит: не забыл ли он обещаний своих, что для Настеньки давал вчера.
 
Только нет, не напрасно слова  Елисей  ей давал, ровно в полдень  на тройке пожаловал. А с собой привёз  он сватов, да  бы те   красну  девицу  сватали, за него, Елисея, замуж.

Ну, а Настенька  в  сенцы глянула, сундучок тот, что матушка ей наказывала, приоткрыла едва  и  ахнула. Сразу  стол  в избе весь накрыт стоит, родный батюшка в красной рубахе одет, кушаком расшитым подпоясанный. Всех гостей приглашает за стол, ну,  а  гости Настеньку спрашивают, все взглянуть на неё хотят, да увидеть её красоту несравненную, что сразила их добра молодца.

Тут и Настенька вышла к гостям, улыбнулась, словно солнышко в доме том засияло. Елисей на неё не насмотрится, краше прежнего ему она кажется. Усадили обоих их рядышком, словно двух голубков неразлучных  сосватали. Порешили одно: свадьбе быть!
Много-много гостей пригласили уже, если вас пригласят, соглашайтесь, на той свадьбе гулять собирайтесь! Будет пир на весь мир!


Рецензии
Эльвира, нравится мне Ваше творчество. Сказка просто поразила своим языком, образностью, оборотами речи. Прямо настоящая русская народная, но "сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". Сказки учили, как поступать в той или иной ситуации. Одним словом, сказки - это учебник жизни. Мне в Вашей сказке этого поучения как раз и не хватило. Как сказала бы современная молодёжь, "наворотов маловато", насыщенности событиями. А стиль написания просто чудо! С теплом,

Алёна Сергиенко   07.01.2023 16:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Алёна!
Я поняла Вас!
С уважением и теплом,

Эльвира Гусева   07.01.2023 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.