Николай Лысенков. О важности слов и дел

Жизнь, поистине, мудра: когда надежды встретить светлых людей начинают таять, она преподносит подарок. Таким подарком для меня стало общение с очень интересным человеком, восьмиклассником Колей, который полтора года назад переехал с мамой из Москвы в Сочи. Новоиспеченный сочинец не на шутку увлекается съемками – он и оператор, и монтажер, и сценарист, и режиссер, и продюсер. Он даже учит этому других! Скажу больше – со своими единомышленниками Коле удалось открыть в нашем городе первую Школу кино и мультипликации. Вы удивлены? Ему есть, с кого брать пример творческого отношения к жизни и любви к выбранному делу. Оказалось, Николай – сын певицы и композитора Сабины Мурадян, победительницы первого конкурса «Утренняя звезда», и известного телеведущего, автора программы «Сам себе режиссер», профессора Академии телевидения при Останкино Алексея Лысенкова.

- Папа – режиссер, ведущий, актер, преподаватель, мама – певица, композитор. Съемки, сценарии, монтаж – это было неизбежно при выборе любимых занятий? Почему и когда вы стали этим всем увлекаться и заниматься?
- Пришел я к этому, наверное, благодаря тому, что всегда рядом была творческая атмосфера. Папа – режиссер, мама – певица и композитор. С детства они мне прививали любовь к творчеству. Любопытно, что когда я был маленьким, хотел стать кардиохирургом. Не знаю, почему. Хотел помогать людям, спасать жизни. Но… я не дружу с точными науками, сколько ни старайся. Видимо, не дано мне это. А вот предрасположенность к творчеству была. Совершенно случайно в возрасте восьми лет меня отправили в кинолагерь «Орленок», там проводился кинофорум «Бумеранг». Там я впервые познакомился с кинематографией. Сначала попробовал свои силы в качестве актера, меня снимали, но работу по каким-то причинам не показали. Но при этом меня взяли, я прошел все кастинги. Сказали, что я хороший актер. Смена была очень большая. Нас разделили по группам: телевидение, кино и мультипликация. Как активный человек, я решил ознакомиться со всеми. Отправился в кино, попробовал быть актером. И вдруг мне в руки дали камеру и сказали: «Попробуй что-нибудь снять». Это была большая тяжелая камера Sony HTV с кассетой. Мой первый кадр – закат. Когда работу посмотрели, сказали, что я правильно выбрал экспозицию кадра и, видимо, у меня предрасположенность снимать. Но тогда меня это не очень заинтересовало. И я отправился на телевидение. Не продержался в кружке телевидения и трех дней. Не понравилось. На мой взгляд, телевидение – это творческий конвейер. Кино же – это искусство, где себя полностью нужно посвящать выбранному делу. Мультипликация. Когда вошел в помещение, где проходили занятия, первое, что почувствовал, - запах паленого пластилина. Его разогревали в микроволновой печи, чтобы он стал податливым строительным материалом. Из него делали героев… Я почувствовал, что попал в сказку.  Мне дали пластилин и листочек с ручкой, сказали: «Делай свой мультик». Я почувствовал полет и свободу. Сделал мультик, там были зайчик, лисичка, волк, девочка и колобок. Сюжет не помню. 
- Вы спрашивали, хотел ли я стать режиссером. Да, в какой-то момент было такое желание. Я занимался режиссурой упорно лет до 12-ти. Но потом понял, что  хорошим режиссером можно быть тогда, когда у тебя есть свое мировоззрение, твердая позиция по отношению к миру. Мне нужно набраться жизненного опыта. Сейчас в основном занимаюсь видеооператорством и монтажом. Долгое время я занимался этим на уровне любителя: не зная правил, снимал, как хотел. И в какой-то момент понял, что пора идти и заниматься этим более упорно и профессионально. И начал учиться в Академию кино в Москве при Останкино. Ездил туда на автобусе после школы. Папа там профессором работал. Там мне показали другую сторону видеооператорского мастерства.  А первый термин, который я узнал, - это золотое сечение – как правильно выстроить экспозицию. Помню, профессор Шлиимак сказал, что мне нужно знать золотое сечение, потому что я знаю и вижу, как снимать. Но все равно меня научил. Также меня научили планам в кино – гипер крупный, крупный, средний…
- Вы спрашиваете про американское и российское кино. Да, принципы отличались. Дело в том, что американское кино построено на том же принципе, что и наше телевидение, - «жвачка». Они не готовы отдавать все свои силы на создание кино. Безусловно, в американском кинематографе есть яркие вспышки: «Апокалипсис сегодня», «Пролетая над гнездом кукушки», «Однажды в Америке», все фильмы Чаплина. Русский кинематограф до определенного момента был намного гениальнее, мощнее, продуманнее. И главное – это все же творчество, а не математика. Важны чувства. И всегда видно, когда режиссер посвящал всего себя кино.  Кино было не поверхностное, а глубокое. Мне кажется, американские режиссеры часто навязывают свою точку зрения зрителю. А мне нужна пища для размышлений.
- В Академии кино также я узнал много о камерах, какие они бывают. Во взрослой группе нас, детей, было двое – я и Артем, нам было лет по десять.
- Чем вы хотите поделиться со зрителем, когда обдумываете сценарий и идею нового проекта?
- Придумать фильм на раз-два, и чтобы гениальная идея появилась вдруг и сразу – это не каждому дано. Бывает, все происходи быстро и легко, но это редкость. Однажды я снял фильм «Любовь с первого взгляда» за два дня: написал синопсис, нарисовал раскадровки. В итоге, ничего не понадобилось: держал все необходимое в голове. Кстати, тогда я впервые попробовал себя в качестве актера, как это делали Чарли Чаплин и Джеки Чан в своих фильмах. Короткометражки, которые я снял и снимаю, возникают на основе духовной пищи, которая во мне есть. Я не могу не снимать. Самое страшное для меня – сидеть дома и ничем не заниматься. Осознаю, что я еще юн и мало чему могу кого-то научить. Чему я могу научить человека, у которого внушительный жизненный багаж? Поэтому, работая, снимая, я набиваю руку, получают опыт. 
- Кто ваши любимые режиссеры (если они есть) – российские и заграничные? Какие их фильмы особенно нравятся? И просто – любимые фильмы.
- С детства много чего посмотрел. Фильмы конкретные называть не буду, назову режиссеров, потому что именно их мировоззрение и манера снимать мне близки. Их много. Самые-самые. Это Алексей Герман - старший, гениальный режиссер. Из американских – Стивен Спилберг. Также нравится Милош Форман, у него неповторимая манера съемки, глубина смыслов невероятная. Он умеет передать суть происходящего и чему-то научить. Это может показаться странным, но мне нравятся индийские фильмы: никаких гениальных планов, порой снято очень коряво, неправильно, но… в то же время чувствуется неповторимая атмосфера – любви, радости, волшебства, света.  Сейчас много говорят о молодых российских режиссерах, которые становятся популярными. Не спорю, есть сильные фильмы, они беру за живое. Но эти режиссеры чаще всего строят карьеру на скандалах. В их фильмах показана безысходность действительности, они тяжелые. Вопрос: что мне даст этот фильм? Мы эту реальность и так видим.
Любимые фильмы:  «Пролетая над гнездом кукушки», «Однажды в Америке», «Апокалипсис сегодня», «Господин никто», «Охотник на оленей».
- Мультфильмы… Какие смотрели в детстве, какие сейчас? Интересно себя попробовать в создании мультфильмов?
- Не люблю голливудские мультфильмы. На мой взгляд, они слишком взрослые и мало чему учат детей. Огромным счастьем для меня в детстве было смотреть «Ну, погоди!». Русские мультфильмы всегда смотрел с упоением. Персонажи такие яркие, со своими целями, чувствами. Советские мультфильмы прекрасны! Собираюсь ли снимать мультфильмы? Да! Совместно с актрисой и режиссером Маргаритой Макаровой мы открыли первую в Сочи Школу кино и мультипликации. Она существует уже второй год. С Маргаритой у нас взаимопонимание, мы что-то планируем вместе, потом реализовываем. Наша задача – не просто развитие творческого потенциала учащегося, а помощь в создании собственного портфолио. Мы не учебное заведение. Мы даем базовые знания. Мультипликация… Все что, есть в голове, образы, сюжеты. Мы поможем все это реализовать. Многие взрослые смотрят хорошие мультфильмы. Ведь с ними приходит радость, светлые воспоминания из детства. Замечу вот еще что: в мультфильме, как и в фильме, очень важна речь. А во многих неплохих заграничных мультфильмах используют сленг. В нашей школе несколько направлений и несколько возрастных групп. Уже идет запись желающих. Мы сняли два фильма, сейчас идет монтаж третьего. Проект называется «Дети в каждом». В нашей школе я преподаю киноведение. Многие взрослые мне говорят: «Тебе 14 лет. Почему ты преподаешь?». Я отвечаю так: «Преподаю и учу в том случае, когда мне есть, что дать». Понял еще вот что: преподавание – это огромная ответственность, и одно слово может изменить будущее человека. Мы стараемся поощрять наших учеников. Мы верим в них. Дети очень многогранные – они открытые, честные. Они еще мало знают мир со всеми его прелестями и жестокостью. Наша задача – помочь детям открыть для себя мир творчества и помочь быть готовыми к различным ситуациям, трудностям. С этого года мы ввели предмет мультипликация. Работа над мультфильмом развивает моторику, фантазию. Планируем развиваться, вводить новые направления. 
- Первый ваш фильм. О чем? О ком? И недавний.
- Мой первый фильм – «Талант в помощь». Снимали в «Орленке». Я собрал огромную съемочную группу – 250 человек. Нам выдали необходимое оборудование. Мне десять лет, ничего толком не знаю: как снимать, что сделать? Голос исчезал постоянно, приходилось ходить с чашкой горячего, с леденцами. Мне нужна была помощь взрослого. И случайно встретил Куликову Марину Геннадиевну. Мы толпой шли по улице, я ее случайно задел. Она спросила, кто мы и куда идем, я все рассказал. Она предложила свою помощь, несмотря на то, что в тот момент у нее было много своих проектов. Марина Куликова - представитель киностудии в городе Орел. Она повлияла на меня очень сильно. Этот человек привил мне любовь к творчеству. Именно она мне показала, как снимать кино, научила монтировать. Вместе с ней я снял свой первый фильм. Продолжаем общаться по Skype, каждый год летом встречаемся в «Орленке». Недавняя работа – фильм «Бедный богатый». Снят фильм хорошо, монтаж отличный, но вот актерская игра не очень: у нас не было времени на полноценный кастинг актеров. Пока я еще не до конца научился делать так, чтобы меня понимали актеры, сценаристы, операторы. Да, кино, вроде бы, нормальное, но могло быть и лучше. Поэтому, видимо, я пока и отодвину режиссуру. 
- Где вы учитесь, в каком классе? Любимые предметы. Что еще интересно?
- Полтора года назад мы с мамой переехали в Сочи. Я учусь в восьмом классе 23-го информационно-медицинского лицея. Нам сказали, что это одна из лучших школ города. Папа настаивает на получении мной хорошего образования. Очень пугает то, что в Госдуме хотят принять закон о работе по специальности и запрете работы не по специальности. Мне это кажется абсурдным. После получения базового образования в зрелом возрасте к человеку может прийти вдохновение и он начнет творить в другой сфере. Так ведь часто бывает.  Мои любимые предметы – русский язык, литература, история, география. С огромным уважением отношусь к нашим учителям, думаю, они работают в меньшей степени из-за денег, а в большей, чтобы нас чему-то хорошему научить. Учитель географии Эвелина Михайловна – наш классный руководитель, она замечательный педагог. Непросто мне даются геометрия и алгебра. Кажется, в нашей семье ни у кого не было предрасположенности хорошо понимать алгебру.
- Что читаете? Любимые произведения. Что непременно хочется прочесть? Какую музыку слушаете? В каких странах бывали? Где хотели бы побывать?
- Любимые писатели – Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой. Обожаю читать «Капитанскую дочку» Пушкина, 2Войну и мир» Толстого. Заграничных писателей особо любимых пока нет. Сейчас начал читать второй том «Графа Монте Кристо» Александра Дюма. Нравится. Из поэтов мне близко творчество Анны Ахматовой. Хотя порой трудно читать: в ее поэзии так много страданий.
Музыка… Я меломан. До десяти лет обожал классику. Бетховен, Бах, Моцарт, Чайковский… Сейчас мне нравится музыка композитора Людовико Эйнауди, он работает по золотой секвенции. И я большой поклонник творчества моей мамы.  Она начала сочинять музыку очень рано. С 4-х лет, в восемь родители привезли ее из Баку в Москву учиться. Она сначала окончила ЦМШ при Московской консерватории по классу арфы и фортепиано, а потом в Академию имени Гнесиных - эстрадный вокал.  В первом проекте «Утренняя звезда» она завоевала гран-при. В детстве мама мне сказок почти не читала, в основном она читала биографии музыкантов, писателей. Так я узнал композиторов, начал слушать их музыку, понял, что мне нравится. Я уговорил ее преподавать в нашей школе кино и мультипликации. У нее интересная методика.  Сейчас она записывает новый альбом.
Также слушаю различные ретро-песни, для меня очень важны слова. Мне нравится душевная музыка.
- Путешествую я в основном с папой. Мы уже много где успели побывать. Любимая страна – Франция. Помню Париж, Эйфелеву башню, Нотр Дам де Пари, маленькие улочки, Диснейленд. Это сказка! Если бы был там сейчас, не выпускал бы камеру из рук. А тогда сделал лишь пару кадров. Думаю, всем творческим личностям необходимо хоть раз в жизни побывать в Париже. Очень понравилась Французская Ривьера: Монако, Ницца, Канн. Да, там дорогая еда, особняки, машины. Но какая там яркая природа! Понятно, что не простые люди там живут. Но как там следят за всем! Понравилось в Италии, особенно в Риме, Ватикане. Да вся Европа хороша. Занимаюсь горнолыжным спортом, в четыре года папа поставил меня на лыжи. Обожаю Альпы, Австрию.
Съездить хотел бы в Китай. 
- Город Сочи и вы. Что вам в нем нравится, почему?
- Впервые побывал в Сочи, когда мне было лет семь. Потом мы были здесь с мамой, когда мне было одиннадцать. Мама сказала: «Коля, я влюбилась в этот город, мы будет тут жить». Мама приняла решение, и мы переехали. На уровне ощущений, мне кажется, Сочи – это город, где приятно что-то создавать. Я много где был в России: на Камчатке, на Уральском хребте… И здесь море! Мне комфортно и легко. Да, в Сочи есть некоторые особенности у людей в плане восприятия нового, также обращает на себя внимание воспитание и поведение детей.  Наверное, такой менталитет. Но все поправимо. Важны положительные примеры и терпеливая направленная работа.
Вы спрашиваете о Москве? Москва – тяжелый город, он не для творческих людей. Это город возможностей – 1001 предложение. Это город для бизнеса. А Сочи для созидания, для полета фантазии. У мамы в Сочи вдохновение.
- Вы благодарный зритель? Можете потерпеть скучные моменты, чтобы понять суть фильма или сразу переключаете внимание на что-то другое?
- Я благодарный зритель. Во-первых,  благодарен за то, что есть такой фильм. Знаю, что это за труд. Всегда смотрю фильм до конца. Вдруг там что-то есть такое, что может зацепить. Если не понял, могу пересмотреть.
- На ваш взгляд, по каким признакам можно определить, хорошее кино смотрит человек или обычное? Вы эти признаки и критерии для себя как-то выделили?
- Лично для меня очень важна музыка в кино. При видеоряде среднего уровня гениальная музыка может вытянуть фильм. Есть еще много чего… Недавно меня впечатлил фильм о Елизавете Английской, которая «вышла замуж» за свое государство. Ее историю так гениально рассказали, что не осталось никаких сомнений о силе характера этой женщины. Еще фильм делает шедевром хорошая актерская игра.
- Среди взрослых вы чувствуете себя талантливым ребенком или взрослым?
- Мне кажется, у меня непростой характер. Со мной легко общаться, но непросто дружить и работать. Я могу быть жестким. Буду откровенен: во мне сразу уживается и ребенок, и взрослый. Когда я на переговорах и на работе, я взрослый. Когда я среди своей семьи, я ребенок. Раньше вопрос возраста меня волновал сильнее, потому что посторонним людям трудно было воспринимать меня всерьез. Но по мере возрастания моей уверенности в себе и своих силах и способностях, этот вопрос сал менее актуален.
- Как вы можете охарактеризовать время, в которое мы с вами живем?
- Борьба между злом и добром шла всегда. Разложу по полочкам. Начну с политики. Сейчас очень опасная ситуация. Один неверный шаг… Если говорить об обществе, о людях, меня очень расстраивает потеря духовности. Нужно укреплять веру в любовь, в добро. Люди научились эффективно использовать друг друга, лгать ради выгоды. Основной девиз сейчас – КЗС – каждый сам за себя. Почему люди стали объединяться только в крайнем случае, когда все слишком плохо? Мало людей, которые готовы сотрудничать ради созидания, ради долговечного результата. Поражает вседозволенность. Я вижу и это грустно, что общий уровень образования в нашей стране падает, грамотность падает. Мировая культура и ее ценность… все это тает, растворяется. И противопоставляется зазомбированной толпе, для которой плохое – хорошо и наоборот. Люди разучились созидательно самовыражаться. Тяга к творчеству есть в каждом, но не каждый попадет в благодатную для развития атмосферу. Не каждый человек может сказать «нет» натиску толпы и стереотипов. Думаю, мне очень повезло: я родился в прекрасной творческой семье, где мне давали свободу творчества, где я видел примеры реализации. Да и характер у меня жесткий. Я не прогибаюсь под тем, что не приемлю. Знаю, что многие гениальные личности были очень ранимы. И именно таких в любые времена, а сейчас особенно нужно оберегать. Надеюсь, постепенно к людям начнет возвращаться духовность, возродятся моральные ценности. Обладать вещами – это не самое главное.
-  С кем вы делитесь своими идеями, планами, открытиями?
- С мамой, папой и Маргаритой.


Рецензии