Ч. 75 Своих не сдаём!

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/12/19/1013

Часть 75. Своих не сдаём!

Пока переписывались со столичными властями и собирали всё необходимое для экспедиции, наступил 1832 год. Зима оказалась очень затяжной, устье реки очистилось ото льда только 19-го апреля (все даты приводятся по старому стилю), в плавание, отслужив молебен, отправились 11-го мая.

Бумаги экспедиции Карелин подписывал уже не отставным артиллерии прапорщиком, а титулярным советником министерства иностранных дел.

В его подчинении находились четыре казачьих офицера, артиллерийский подпоручик, три топографа, три коллектора «для собирания предметов естественной истории», фельдшер, сто сорок шесть казаков и четыре бомбардира. По согласованию с астраханским губернатором из Астрахани приехал для ведения вахтенного журнала штурман, отставной штабс-капитан Иван Васильев. Лоцманом наняли опытного местного морехода Ивана Мазлова.

Экспедиция следовала на четырёх больших двухмачтовых плоскодонных судах, с артиллерией. Все казаки были вооружены до зубов. Об этих «мелочах» в географических изданиях обычно не упоминают, упирая, в основном, на научные исследования. Большие плоскодонные суда могли поднимать до четырёх тысяч пудов груза. В состав «флотилии» Карелина входили также шесть лодок и две байдарки.

Первая трудность, с какой столкнулась экспедиция – отсутствие необходимых приборов. Компасы и барометры прислали из Петербурга, но дорога была такая, что пришлось заниматься их ремонтом. При этом выяснилось, что барометры не подлежат восстановлению.

Хронометр, свой собственный, пожертвовал генерал Сухтелен, но его угробили ещё по дороге из Оренбурга в Гурьев. Обратились за помощью к военным морякам в Астрахань. Те ответили, что могут только посочувствовать, мол, барометры и хронометры нужны самим. Счастье ещё, что хоть секстанты были исправны. Словом, штурманской прокладке доверять не приходится.

Осмотр начали с близлежащих островов, сосредоточившись, прежде всего на сборе яиц, гнездившихся на их берегах птиц, и на охоте на тюленей, чтобы навялить мяса. В свою очередь, вся экспедиция стала добычей туч комаров редкостной свирепости. На пикник эти вылазки не походили из-за отвратительной погоды.

Ветер отгонял воду, и лодки, оставленные на якорях у берега, оказывались далеко на суше. До воды приходилось тащить их по вязкой тине, доходившей до пояса. Сильный холодный ветер, периодически сопровождался проливным дождём. Ни обсушиться, ни пищу приготовить. Ветер всё время срывал с кольев тяжёлые намокшие палатки.

19-го мая наконец-то прекратился ветер, уровень воды повысился, на лодках добрались до своих судов. Там Карелин встретил трёх туркменских старшин, которых послал ему хан Букеевской орды, чтобы они помогали в экспедиции.

Ловить рыбу от Гранного бугра до устья Урала, категорически запрещалось. За этим смотрели специально назначенные и получавшие от государства зарплату смотрители.

Но Григорий Силыч и его подчинённые увидели, что всё это пространство было сплошь заставлено браконьерскими сетями.

«…преступные промышленники, - писал в отчёте Карелин, - договорились платить смотрителям заповедных вод известную сумму за каждую сетку, расположенную между двумя косами, и потому, чтобы поймать рыбы больше, а заплатить вдвое меньше, вязали вместо одной сети, по две. Мы беспрестанно переезжали через сети наполненные рыбою, и если бы хотели их пересматривать, то могли бы набрать многие пуды икры и клею».

Всего они насчитали порядка восьми тысяч сетей. Борьба с браконьерами не была задачей экспедиции, поэтому Карелин решил после возвращения сообщить о массовом хищническом лове красной рыбы и судаков в войсковую уральскую канцелярию. Он удивлялся, почему  там не пресекли хищническую деятельность браконьеров.

Григорий Силыч, наивная душа, послал хорунжего Мостовщикова с захваченными браконьерами, лодкой и орудиями лова к смотрителю эмбенских промыслов поручику Романову с просьбой сообщить, кому принадлежат расставленные в заповедных водах сети. Смотритель прислал ответ, что ничего не знает о непозволительном промысле, но сети, действительно, увидел.

Доживи Карелин до нашего времени, его удивлению не было бы границ. В России меняются общественные формации - царский строй сменился советским, советский - капиталистическим, но традиции бережно сохраняются.

 Иногда имена высокопоставленных браконьеров, отстреливающих с вертолёта животных, занесённых в Красную книгу, становятся известными широкой публике, но всё оканчивается ничем. «Своих не сдаём!», - сказал один большой начальник.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/12/23/1464


Рецензии
Здравствуйте, Владимир.
Тема варварского отношения к природе - животрепещуща...
И не важно - бессмысленный ли расстрел медведицы с малышом с вертолёта или пальто из меха бельков...
Здесь я с Вами совершенно согласна - законы должны быть жёсткими и неукоснительно исполняться. И голос совести нужно слушать. Может тогда многое изменится?..
Наша планета так мала...
/
С теплом и уважением,

Наталья Николаевна Максимова   21.05.2020 20:13     Заявить о нарушении
Наталья, я очень рад, что понимаем друг друга.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   21.05.2020 22:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.