Тоня

Тоня проснулась рано. Проснулась рано – это, наверное, громко сказано. На самом деле её разбудила мать.
- Вставай, соня! – сказала мать – Пора корову отогнать в стадо.
Одевшись, она пошла умываться к рукомойнику. Воды в нем не было. Не было её и в ведре, где всегда была хорошая вода. В станице хорошей водой называли воду, пригодную для питья. Нужно было идти за хорошей водой к станичному общественному колодцу.

За окном уже проснулся яркий, весенний день. Была середина шестидесятых годов двадцатого столетия. А события происходили в северной зоне Краснодарского края. Уже отцвели большинство деревьев и вот-вот должна зацвести белая акация. Трава уже выросла и скоро должен начаться сенокос. Осталось чуть-чуть до лета.

 - Пойдешь за водой, - подумала Тоня, замявши у пустого ведра - опоздаешь отогнать корову в стадо. Догоняй потом.
- Прежде, чем выйти из дома, нужно умыться, причесать волосы. – услышала она тихий спокойный голос матери и покраснела. А мать продолжала - Одевая платье, обувь, головной убор и вообще любую вещь нужно её внимательно осмотреть. Надевать на себя одежду нужно только чистую и исправную.

В общем, пока она бегала за водой, приводила себя в порядок, догоняла потом стадо, в школу она опоздала. И началась пора неудач.  Сначала получила нагоняй от классного руководителя за опоздание на физзарядку, которую проводили перед первым уроком в школе. На уроке химии она вдруг запуталась с задачей, еле её решила и потому получила тройку.

- Учебный год шел концу. Тройка была не кстати. - думала она, чуть не плача. –Тройка в аттестате мне не нужна.

Отец пришел с войны покалеченный и больной. После войны прожил не долго, всего-то три года. Не отпустила его война. Мать воспитывала двоих детей, фактически, одна. Надеяться Тоне было не на кого.

Жили они тяжело. Какие там доходы у женщины колхозницы, работающей в огородной бригаде. Весной, как только потеплеет мать рано утром уезжала в бригаду и возвращалась оттуда только вечером и так продолжалось до поздней осени и все это за трудодень. Вернувшись домой и по выходным, она проводила время в хлопотах по дому и огороду. Нужно было и детей накормить, и одежду им постирать и за домашним хозяйством следить.

Платить зарплату колхозникам стали в середине пятидесятых годов. Зарплата мизерная и сильно зависела от урожайности озимой пшеницы. Станица находилась в зоне неустойчивого земледелия и хороший урожай был где-то один раз в четыре года. Существенную помощь в выживании оказывало домашнее хозяйство. Но на нем нужно было много и тяжело трудится.

Достаточно рано Тоня осознала, что они жили бедно. Большая часть жителей станицы об этом не думала. Не думала и все тут. А че думать? Так жили все и в деревне, и в городе.

 Жилище у них было убогое. Хатка была у них саманная, крыша крыта камышом, полов нет, потолки низкие, окошки маленькие, а из мебели две простеньких кровати на пружинах, самодельный стол и несколько самодельных, скрипучих табуреток. Вечером зажигали керосиновую лампу и завидовали тем, у кого в доме была электрическая лампочка. Зимой дом отапливали соломой. И это несмотря на то, что мать, здоровая, сильная женщина работала в колхозе с утра до темна и успевала дома и хозяйство вести, и детей воспитывать. Не пила, не курила и каждую, заработанную копейку считала, по пустякам её не расходовала.  Не на много лучше жили и соседи.

У Тони была мечта. Уехать в город и выйти замуж за богатого, красивого, со своей квартирой, парня. О своей мечте она никому из своих подруг не рассказывала. Она не хотела повторить судьбу матери. Тоня была твердо убеждена, что здесь в станице она не вырвется из нужды и нищеты. Тоня боялась, что мечта не осуществится.

Надо сказать, что Тоня была привлекательной девушкой. Волосы до плеч, вьющиеся, черные с коричневым оттенком. Брови и ресницы густые, черные. Брови дугой. Глаза карие. Носик симпатичный, а под ним алые, нежные губки. Лицо белое, овальное. И фигурой, и лицом она привлекала взгляды и юношей, и мужчин. Да и девчонки, сверстницы, поглядывали на нее своими оценивающими и завистливыми взглядами. Голос у нее был тихий и тонкий, но приятный.

Ни с кем из парней она не встречалась и всякие попытки ухаживания со стороны мужского пола пресекала на корню.
- Дочка, - все время твердила мать – береги честь с молоду!

В городе у не была тетя. Родная сестра матери. Она давно, еще во время войны уехала в город и там осталась. Общались она с матерью редко. Жили сестры каждая своей жизнью. Тоня с некоторых пор стала оказывать ей знаки внимания. Посылала ей в город поздравительные открытки к праздничным дням с длинными поздравлениями. Писала длинные письма. Передавала поклоны и приветы от родственников и соседей. И тетка обратила на Тоню внимание и, в, конце концов, пригласила к себе в гости.

Тоня поехала в город к тетке одна. Все было в первые, а потому было и страшно, волнительно. Сама добралась до железнодорожного вокзала. Сама купила билет в кассе и села в вагон.

В вагоне было много незнакомых людей. Все плохо одеты, с большими мешками и сумками, с которыми они не расставались не на минуту. Тоне, в какой-то момент стало не по себе, она была и лучше всех одета и у нее была одна небольшая сеточка, в которой было два свертка. В одном была курица, которую она самолично зарезала, общипала перья, о смолила и выпотрошила внутренности. В другом курага из жердели. Это были гостинцы для тети. Как-то мать сказала: «Идти в гости без гостинца, себя не уважать» Тоня слова матери запомнила и старалась им следовать.

Поезд двигался медленно, но в город они приехали быстро. Во всяком случае ей так показалось. Тетя так понятно, подробно и точно описала путь от вокзала до своего дома, что, Тоня добралась к ней быстро и без каких-либо сомнений, как будто делала это много раз.

У тети она была не долго, на другой день вечером уехала домой. Обе остались довольны встречей. На тетю напала ностальгия и она целый вечер вспоминала свою малую родину, свою станицу, своих родителей и родственников. Тоня была похожа на свою бабушку, маму тети, и это её удивило и растрогало.
- Как ты похожа на мою маму! – повторяла тетя. – Глядя на тебя, я возвращаюсь в свою юность. И мне кажется, что мне не под пятьдесят, а только шестнадцать.

Провожая Тоню на поезд, она расплакалась. А потом на прощанье, расцеловав племянницу, пригласила её после школы в город, пообещав выделить ей комнату для проживания.

Тоня этому очень обрадовалась. Весь обратный путь она представляла, как после получения аттестата она поедет к тете, как будет учится, как встретит богатого парня, который женится на ней, и они заживут богато.

После школы Тоня, быстренько поделав все домашние дела, взяла учебник химии.


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий! Хороший жизненный рассказ. Как всё это мне знакомо! Творческих Вам успехов! С уважением, Вера. Приглашаю на страницу, советую прочитать "Двойняшки"

Вера Мартиросян   19.05.2018 15:38     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.