Рецензия на спектакль Калека с Инишмана

"Калека с Инишмана" ("Театр на Таганке")

"Добрым быть не больно"

Сергей Федотов. Имя, известное, наверное, многим театралам и вот уже 10 лет гремящее на всю страну. Имя, которое наизусть знает любой отечественный почитатель творчества знаменитого ирландского драматурга Мартина МакДоны. Человек-знак качества. Человек, чьё имя на афише гарантирует получение максимального удовольствия от посещения театра.
И вот, в пятницу, мне снова посчастливилось попасть на очередную постановку Федотова, но в этот раз не его театром "У моста", а "Театром на Таганке", пригласившем Сергея Павловича в режиссёрское кресло.
А речь, собственно, идёт о постановке замечательной пьесы под названием "Калека с Инишмана" - первой из трилогии об Аранских островах.
Речь в этой трагикомедии идёт о маленьком полузаброшенном ирландском островке и его жителях, уже давно наскучивших друг другу и только и мечтающих о том, чтобы поскорее вырваться из этого богом проклятого места, где не происходит ровным счётом ничего, а главная новость дня - что на соседнем острове родилась овца без ушей. Калека Билли - самый умный, но к несчастью, и самый малообещающий житель острова, инвалид по рождению, всю жизнь грезящий избавлением от гнёта издевательств и навязчивой жалости, преследующих его с момента появления на свет. И вот, однажды, такой шанс ему выпадает - на остров приезжают режиссёры из Фабрики Грёз для проведения кастинга для их нового фильма об Ирландии.
Собственно, если говорить о пьесе, то она написана абсолютно в духе остальных МакДоновских пьес - жёстко, прямо, остро, откровенно и абсолютно вне каких-либо рамок. Жизнь показана такой, кокая она и есть - совсем не милой и не розовой, но по-житейски беспощадной, приземлённой и суровой. Все диалоги филигранно выверены, ритм действия не даёт расслабиться ни на миг, а чувства героев обнажаются до предела.
И как гениально и точно смог Сергей Павлович вместе с актёрами "Театра на Таганке" передать зрителю тот самый истинный дух настоящей Ирландии, заставив весь зал на три часа забыть про то, где они находятся, заставив поверить в происходящие на сцене события и искренне переживать за персонажей, плакать и смеяться вместе с ними!
Сама постановка и режиссёрский подход, а также работа декораторов и художника по костюмам заслуживают отдельной, огромной серьёзной похвалы. Тут идеально действительно всё! Шикарнейшие, очень правдоподобные декорации, создающие самую настоящую, до предела аутентичную атмосферу, безупречная работа со светом, добавляющая реализма и настроения постановке, гениальные, не побоюсь этого слова, костюмы - одно только обыгрывание травмы Калеки Билли чего стоит! Великолепно подобрано и музыкальное сопровождение спектакля - ирландская народная музыка как нельзя лучше вписалась в тот настрой и те события, что разворачивались на сцене. Особенно порадовала идея с видеорядом и громадным экраном, то и дело появляющимся над сценой - по-моему, шикарная, очень органично смотрящаяся задумка. Также порадовали и абсолютно реалистично смотревшиеся предметы реквизита, полностью соответствовавшие своей эпохе, и ставший привычным уже для постановок Федотова реализм в отношении происходящих на сцене действий - будь то разбивание яиц или курение персонажей. Даже речь героев - и та была предельно аутентична и шокирующе натуральна. Ну и конечно же - настоящая, неподдельная атмосфера Изумрудного острова!
Отдельно остановлюсь на актёрской игре. Я пока не видел постановку "Калеки" Федотовским "У моста", но с уверенностью могу сказать, что "Театр на Таганке" справился со своей задачей на твёрдую пятёрку! Игра просто гениальна!
Взять того же Калеку Билли Филиппа Котова. Я уже имел счастье видеть Филиппа в роли Иешуа и был искренне поражён его талантом, но Билли... Здесь он превзошёл сам себя! Это фантастическая актёрская работа, полное погружение в своего персонажа и невероятно реалистичная, до дрожи, игра!! У меня честно отвалилась челюсть и не хотела подниматься обратно все три часа действия! Речь, манеры, походка, движения - всё было настолько по-настоящему, настолько неподдельно, трогательно и сильно, что дух захватывало и слёзы на глаза наворачивались! Филипп - браво!! Гениально! Неповторимо! Шикарно!! Низкий поклон и громаднейшая благодарность за эту роль!! Ты был великолепен!
Поразила и Елизавета Высоцкая в роли Хелен - этакой бой-девчонки, грозы острова и просто Чумы. Она была шикарна, задириста, ярка и попросту неподражаема! Такие эмоции, такой накал страстей! Поразила и та лёгкость, с которой Елизавета превращалась из Чумы в нежную и ранимую девушку, а потом - обратно. А сколько заряда позитива и энергии она подарила зрителям! Потрясающая игра и харизма актрисы! Единственное - было заметно, что Елизавета боится бить коллег по сцене, и когда её героиня проявляла свой характер, побои Хелен порой выглядили не очень-то убедительно - и тут, конечно, есть над чем поработать. Правда, учитывая взрывной характер Хелен и её манеру вести диалог, может так статься, что в таком случае одним калекой спектакль не обойдётся.
Очень понравились мне и Анастасия Колпикова с Екатериной Рябушинской в роли сестёр Кейт и Эйлин - вот уж по-настоящему титаническая работа по столь реалистичной и натуральной передаче таких нелёгких и требующих максимальной искренности персонажей! Они были просто неузнаваемы в своих ролях и настолько правдоподобны, что буквально с первых секунд заставили зрителя проникнуться к ним самыми натуральными жалостью, сочувствием и некоторой симпатией. Браво! Прекрасная и очень живая игра! Невероятные и настоящие образы, бесподобное вживание в роль!!
По-настоящему порадовал Сергей Трифонов в, наверное, самой сложной психологически, роли пьесы - сплетника ДжонниПатинМайка. Скажу честно - когда я читал МакДону, то представлял себе старого Джонни совсем не таким, но лишь Сергей вышел на сцену и произнёс свою первую реплику... все мои прошлые убеждения полетели к чертям! Его Джонни вызывал те самые ощущения, что возникали при чтении, он был так органичен и естественен в своей роли, что хотелось выбежать на сцену и надавать хорошенько ему по болтливой роже, прогнать с глаз долой и с острова вон. Словом - безупречная игра и потрясающий, шикарнейший персонаж, один из лучших в спектакле! Браво!!
Отдельной похвалы стоит и исполнитель роли шаловливого братца Хелен - юного Бартли. Не хочу раскрывать имени артиста, но на это действительно стоит взглянуть - шикарная, яркая игра и, по-моему, отличная передача образа!
Весьма органично в своей роли Малыша Бобби смотрелся и Константин Любимов - настоящий, брутальный моряк, сильный и отлично переданный образ!
Как и доктор Сергея Подколзина - не самая большая роль спектакля, но Сергей успел впечатлить своей блестящей игрой и порадовать зрителя.
А вот отдельных громких речей заслуживает Мамаша Марины Полицеймако - настолько безупречно исполненная роль, настолько натуральная и искренняя игра! Великолепный персонаж и попросту потрясающее его изображение! Великолепная, очень яркая, запоминающаяся и позитивная игра!! Море самых положительных эмоций, подаренного смеха, веселья и самых сильных чувств! Низкий Вам поклон, Марина Витальевна и спасибо за эту Мамашу!!
Так что должен сказать, что спектакль получился действительно славным и вечер был проведён просто потрясающе! Нечасто попадаешь на постановку, каждый из актёров которой по-настоящему дышит своей ролью. Ну и конечно же, сама пьеса - острая, беспощадная, полная сурового ирландского чёрного юмора, произносимого с абсолютной серьёзностью в голосе и на лице. Фирменный МакДонаховский реалистичный, жизненный стиль, неожиданные повороты, накрученность эмоций и фонтан чувств, реальные проблемы реальных героев и максимальная близость тематики жизни простых людей - таких же, как и мы с вами! Нереальная реальность происходящего и живые чувства и эмоции, звучащие в унисон с нашими с вами чувствами и эмоциями. Абсолютно шикарная постановка!
Единственные небольшие недочёты, которые бросились в глаза - это слишком мягкий, и от того местами неестественный для героев пьес острого на словцо МакДоны язык (зацензурированный по самое "не могу") и достаточно серьёзно изменённая оригинальная концовка пьесы. Да, отличная и интересная - для тех, кто не знаком с оригиналом, но абсолютно меняющая настрой и финальный аккорд родного текста автора. Зачем это было делать - я так и не понял, в результате чего испытал небольшое разочарование. Хотя, не думаю, что хоть кто-нибудь ещё в зале заметил эту вольность режиссёра.
Кстати, о зале. На спектакле было действительно очень много народа. И немалую часть из них составляли школьники, студенты и прочая молодёжь - не самая приятная публика в плане уважения к зрителям, актёрам и театру. Но даже эта бескультурная толпа утихла, полностью погрузившись в атмосферу постановки, когда актёры приступили к своей работе.
На самом деле, постановки, захватывающие и уволакивающие зрителя с самых первых минут, всегда поражают. И надолго остаются в памяти, в сердце. А "Калека с Инишмана" - именно такая постановка! С неё не хочется уходить, не хочется, чтобы она кончалась. И на неё тянет прийти снова и снова. Каждый актёр здесь - это жемчужина! Режиссёр с труппой смог создать самый настоящий волшебный портал, переносящий зрительный зал в маленькую, всеми забытую деревушку где-то на изумрудных просторах прекрасной и свободной Ирландии. И Сергей Федотов - это именно тот человек, который сможет поставить любую пьесу (а уж тем более, самого МакДону) так, что дух будет захватывать!
Так что обязательно советую сходить на эту абсолютно потрясающую постановку, взрывающую мозг своей откровенностью, прямотой и беспощадностью, своей реалистичностью и ритмичностью. Оно того однозначно стоит!

"Наверное, Ирландия не такая уж дыра, раз акулы сюда плывут."


Рецензии