Злом на зло

не отвечаем. История про раби Йосефа Дова Соловейчика (Бейт-Алеви). Когда, еще в свою бытность в Бобруйске, раввин разводился со своей первой женой, он отказался взять от тестя компенсацию за развод. Есть такая возможность, она указана в законе, но молодой рав не захотел воспользоваться своим правом. Впрочем, наш рассказ не об этом.
Итак, молодой раввин развелся с женой – и даже оставил в семье бывшей жены все подарки (кроме талита), которые получил от тестя к свадьбе.
В результате, он остался без средств к существованию. Потому что бывший его тесть был богатый человек, помогал многим, взялся содержать на всем готовом и бывшего своего зятя, чтоб тот продолжал занятия Торой, – но не сложилось.
И тут появился какой-то посторонний богач, который сходу предложил раву за три рубля в неделю вести ежедневно три часа Талмуда для его двух сыновей. При этом обязался снабдить его жильем и полным обеспечением – питанием и пр.
Но Бейт-Алеви (отказался.
К нему тут же пришел его друг, раби Барух Мордехай Этинге, главный раввин Бобруйска, и стал его уговаривать. Сказал, что стоит согласиться – хотя бы на два месяца – пока не появится другой заработок. И еще добавил, что это очень почетная работа – преподавать законы и Талмуд детям и юношам. Недаром учитель того поколения, раби Хаим Воложинский, всегда ставил после своей подписи слово меламед.
Бейт-Алеви ответил, что не считает должность учителя хедера непочетной, но у него есть причина отказаться от предложения того богача.
Что за причина? Оказывается, богач был конкурентом его бывшего тестя. Они часто вступали в конфликты, спорили, не общались мирно. И как он догадывается (так сказал рав Соловейчик), для того он его и нанимает в учителя своим сыновьям, чтобы досадить врагу. Поэтому он не может участвовать в этом деле, считая его недостойным.
Рав Этинге с доводом согласился.
**
Похвальное качество – не вступать в конфликт с теми, кто сделал нам плохо. Более того, следует взвесить возможность за зло отплатить добром.
Недельный раздел Вайигаш.
Берешит 45:5: Йосеф сказал братьям, когда открылся им: "Но теперь не досадуйте и не сердитесь на то, что продали меня сюда… ибо для спасения жизни послал меня Всевышний".
 Мало того, что Йосеф простил братьям то, что они бросили его на погибель в яму и затем продали купцам. Так нет, наоборот, он отнесся к ним, будто они сделали ему доброе дело. Впрочем, так и обернулось: Всевышний повернул их расчет к добру для всей семьи. И братья сами были спасены тем, кого недавно бросили на погибель.
Так и нам надо поступать. Принцип: "сделай из врага друга".
Это сильней принципа "не поступай с врагами плохо – и по крайней мере, не радуйся их бедам". (Самый общий принцип – это минимум: "не делай другому то, что…")
Три ступени есть у этого качества:
1) Сделали тебе больно – не мсти, найди в себе силы простить. Для этого попытайся понять, почему он тебе так сделал. Вторая попытка: попытайся понять, почему тебе так сделал Всевышний.
2) Когда тебя поносят – попытайся простить (и понять) тут же. Это более высокий уровень.
3) Кроме того, что ты прощаешь, попытайся ответить добром на зло.
Все это далеко от христианского прощения. У них – полюбить врага, целовать руку, которая тебя бьет. У нас – отвести удар, но дать врагу проявить свои полож. качества, исправиться, сделать его хорошим человеком.
Лучше быть обижаемым, чем обижающим. Третьего не дано.
Подробности видеописьмом.


Рецензии