Легенда о докторе Фаусте

Мерзлой, промозглой январской ночью спешил доктор Фауст к своему больному, жившему на окраине у городских ворот Нюрнберга. Тысячи раз он совершал подобные прогулки, и сейчас, потуже затягивая плащ, он проклинал бедность, в которой прожил всю жизнь и с которой, видимо, предстанет пред архангелом. Фауст забыл, когда он последний раз ел пирог с мясом (если, конечно, не считать мясом те тошнотворные остатки, что подавала ему хозяйка). Возвратившись в свой проклятый дом, в свою такую же проклятую комнату на чердаке, он вновь предастся грезам и виденьям - хотя его возраст должен был бы отучить его от грез. Вдруг он почувствовал чьи-то шаги рядом. Ночной разбойник? Фауст невольно рассмеялся. Что он сможет отдать вору? Разве что свои долги.
-Да, долги внезапно услышал он и в изумлении повернул голову назад. Ночь была темной, и лишь из природных далей ярко сиял молодой месяц. В этом свечении доктор увидел человека в модной шляпе и костюме, выдававшем его достаток. Медлить с ответом не имело смысла
-Кто вы спросил он своего попутчика
-Кто я, - ответил тот, -  я часть той силы, которая хочет зла, но совершает благо.
Не будем говорить софизмами, -  раздраженно произнес Фауст, -  меня ждет больной. Возможно, он уже отдал Б-гу душу. Неужели вы думаете, что ваше материальное положение (он мог бы сказать резче, но сдержался) дает вам право смеяться надо мной. Не забывайтесь. Даже у такого бедного человека, как я, есть свое достоинство…
Есть! -  насмешливо перебил его человек, -  вы – возможно, лучший врач во всем городе, даже больше во всей Римской империи. Но вы носите штаны, которые десять раз перешиты и плащ, от которого отказался и бродяга.
-Неужели это дает вам право унижать меня! -  гневно воскликнул Фауст
-Тише, тише, доктор, -  произнес незнакомец, -  я могу предложить вам и славу, и богатство
-Что вам нужно взамен? Моя душа? - рассмеялся Фауст
-Ах, христиане, -  меланхолически произнес его спутник, -  они воображают, что ценнее их душ нет ничего на свете. Утешьтесь, потомок Гиппократа. Есть вещи и ценнее.
Затем он приблизился к Фаусту и что-то прошептал ему на ухо.
-Я не могу этого совершить. Это в высшей степени подло, -  в гневе произнес  Фауст. Врач не может ни в чем обмануть больного.
-Доктор,-  ответил ему человек, - не забудьте. Мешочек лежит прямо под его подушкой. Там - чистое золото. Старцу уже не жить. Возьмите золото и живите как свободный человек, а не как раб на галерах. В свою очередь, вы однажды поможете мне.
Чем? -  спросил Фауст, но увидел, что он стоит один посреди пустой и темной улицы.
Он перекрестился и поспешил к больному. Наконец, он увидел свою цель – крошечный домик у городских ворот, в низине. Из окна было видно, что в доме одиноко догорала свеча. Фауст постучался, и ему открыли дверь. При неярком свете он увидел толстую, но очень вертлявую женщину. Она сразу же узнала его.
-Входите, входите, доктор, и пусть с вашим приходом смерть покинет эти пределы. Моему отцу и вправду очень, очень плохо. Я провожу вас в комнату и буду помогать вам
Фауст хотел ответить: « Это обязательно!». Но неожиданно для себя сказал: « Ваша помощь не потребуется. Более того, ваш страдающий вид может ухудшить страдания больного. Ваш дом - двухэтажный.
- Да, наверху есть небольшой второй этаж. Мне подняться туда
Фауст важно и чуть – чуть холодно произнес:
Вы правы. Но что бы не кричал больной, что бы он возглашал - не верьте ему. В бреду такое бывает часто.
Я верю вам, как святому, -  с глубоким уважением проговорила женщина. - вот комната отца.
 Она открыла дверь, и Фауст вошел внутрь. На постели лежал исхудавший старец. Он с недоверием взглянул на гостя и крикнул дочери:
-Опять мужика привела, мотовка. Здесь уважаемый дом, а не проходная.
Вот видите, -  сказал Фауст дочери старика, -  в бреду он не понимает, что говорит. Поднимайтесь на второй этаж, покрепче затворите эту дверь, чтобы не проникал холод ,и поднимайтесь наверх.
Через минуту он услышал, как дочь больного поднимается по лестнице.
Итак, вы - ростовщик Конрад Брауэр? спросил Фауст старика.
Ах, -  рассмеялся старец, обнажив гнилые зубы, -  вам, молодым щеголям, нужен старый Конрад. Что ты принес в залог .
Позвольте мне поправить вашу подушку, -  попросил Фауст.
В изумленных глазах старика он прочитал,  что ростовщик понял его цель
Я закричу, -  прохрипел он, -  я вызову старосту, бургомистра…
Ничего ты не сделаешь, старый дурак, -  хладнокровно ответил Фауст, а затем железной хваткой сомкнул челюсти старика. Минут пять, и он понял, что достаточно. Он опустил ставшую такой легкой голову старика на подушку, не забыв вытащить оттуда холщовый мешочек. Он быстро открыл его и увидел, что тот был до края наполнен золотым песком. Приятнейшие видения промелькнули пред Фаустом. Из ничего возникла позолоченная карета, запряженная четверкой иноходцев; большой и светлый дом в центре города; почтительные лица  бургомистра и членов магистрата и заискивающую улыбку епископа. Но он остановил вертевшиеся счастье усилием воли и позвал со второго этажа дочь ростовщика. Она вбежала в комнату и зарыдала, увидев отца-такого разбитого и  тщедушного! - бездыханным.
-Его час настал, -  сказал ей Фауст, -  он что-то завещал или хотел покаяться?
Женщина разрыдалась, а затем вытерла слезы и проговорила:
-Все время твердил о каком-то мешке. Мол, там все его сокровища. Да что там! Какие сокровища? Гол, как сокол. Разорили его
-Да упокоится он в небесах! по-латыни произнес Фауст и продолжил, опять по–немецки: - Вызывайте священника - пусть тот его отрядит в последний путь. Жаль, что он не успел отмолить свои грехи. Ну, кончим с этим.
Он быстро покинул комнату, не заметив девочку в противоположном углу, недоступном свече. И поэтому не осознал, что у его преступления есть свидетель.
                ***
Ростовщик… гнилые зубы…. потухшая свеча, которая скрыла что-то в углу комнаты.…Кошмар подкрался незаметно и так же незаметно исчез. Фауст открыл глаза; в окна кареты пробивались лучи солнечного света; все говорило о наступлении мая. Но Фауста это не радовало. Пятнадцать лет он разъезжал по  свету; он созерцал античные древности в вечном Риме; в Париже сам король дал бал в честь интеллектуала-богача; гондолы Венеции были такими зыбкими и в то же время такими уютными. Но ничто не утешало состоятельного путешественника. Каждую ночь он видел один и тот же сон, непрестанный и неизменный. Прошло всего пятнадцать лет с того дня; лучшие врачи лечили Фауста но ничто не помогло. Он лишь беззвучно смеялся над эскулапами - ведь сам превосходил их, вместе взятых, своими знаниями. Но он, помогший столь многим, себе помочь был не в силах. Наконец, в последней надежде он вернулся в родной Нюрнберг.
Выйдя из кареты и встав на шелковое покрывало, которое услужливо постелил темнокожий мальчик-слуга, Фауст рассматривал Нюрнберг – соборы, городские строения, высокое здание ратуши. Мысль о благочестии пришла ему в голову, и он направился в дом епископа. Тот мгновенно узнал его и почтительно протянул руку:
-Прекрасно выглядите, мой дорогой, прекрасно.
Фауст лишь горько улыбнулся.
Епископ проницательно посмотрел на него и сказал:
-Вам необходимо жениться
-Мне? недоуменно воскликнул Фауст.
-Да, -  ответил епископ, -  тепло семейного очага утешит любые печали. И у меня есть подходящая кандидатура. Уже много лет я воспитываю девушку, в детстве брошенную родителями. Она ничего не помнит о своем прошлом; я, как истинный христианин, не докучаю ей вопросами. Ее зовут Маргарита. Естественно, взяв на себе ответственность за судьбу этого ребенка, я понимал, что делаю нелегкое дело. Но теперь она истинная дочь нашего города и нашего народа. Конечно же, придерживается догм евангельского вероисповедания, умна, красива и, самое главное, порядочна и послушна.
Фауст неожиданно рассмеялся:
-И когда же я увижу это чудо?
-Через минуту, -  сказал епископ и позвал:
Маргарита, выйди к нам!
Девушка вошла - и Фауст был поражен. Перед ним стояла красавица: с упругими, зовущими к поцелую  губами, длинными -  до плеч-  косами; прекрасная блондинка.
«Вот она - смысл моей жизни», -  подумал доктор.
От внезапного испуга перед величественной фигурой Маргариты у него перехватило дыхание; он был потрясен, и священник это заметил.
-Я оставлю вас наедине, -  предложил он.
Фауст изысканным движением руки предложил Маргарите сесть, а сам опустился на стул напротив. Его речь стала вдруг легкой и свободной, как у горного родника, когда тает сковавший его лед.
Он говорил девушке о своем одиночестве, о своем отчаянии, о тщете его жизни и о горячей любви, которую он питает  к Маргарите. Он воспроизводил, как будто в «волшебном фонаре», Венецию и Рим, Париж и Берлин, и сам удивлялся своему красноречию. Опытный доктор, он забыл лишь об одном - именно в его годы страсть становится подобной пылающему огню
Наконец, он закончил  свою речь предложением руки и сердца.
Маргарита улыбнулась и ответила:
-Я очень хорошо понимаю вас, господин доктор. Я сама  одинока – хотя как можно говорить об  этом,  если мой духовный наставник - человек редкой и стойкой веры. Я давно мечтала о семье и детях; думаю, каждая немецкая девушка хотела бы этого. Если вы предложите мне замужество, я буду только рада. Разница в возрасте меня не пугает. Я знаю вас как порядочного и честного человека, великого ученого и с радостью разделила бы с вами свою судьбу
Ita-  matrimonium (Итак, свадьба)- , сказал епископ, неожиданно войдя в комнату, - Думаю, теперь у вас нет сомнений?
-Нет,  нисколько, - горячо произнес Фауст, - . Я в вашем присутствии обещаю фрейлин Маргарите, что при вашей помощи и помощи нашей матери –церкви, сделаю вашу воспитанницу своей женой.
Он попрощался с епископом и Маргаритой и вышел на улицу.
Май, великолепный май! Как он раньше этого не замечал! Как прекрасны эти покрытые нежной листвой деревья. Как волнующе звучат под его шагами камни брусчатки; как весело и беспечно поют пестрые птицы; как манит к себе прозрачная и полноводная река!
Он углубился в свои мысли и проснулся от грез только тогда, когда чья-то сильная рука хлопнула его по плечу
Он обернулся - и рай, окружавший его, исчез! Фауст с ужасом узнал своего ночного знакомого - и его сердце защемила острая боль… Он понял: близится что-то страшное и неизбежное.
-Да,- сказал, словно прочитав его мысли, гость из прошлого, - вы, действительно,  правы. Теперь вы должны отплатить мне ответной услугой за сделанную пятнадцать лет назад услугу
-Что вы хотите  от меня? обреченно проговорил Фауст
-Ах, люди, - рассмеялся  спутник (и его смех был ужасен!)- добро вы быстро забываете. Но я не забываю ничего. Поэтому обхожусь без предисловий. Вы перенесете мои слова; вы крепкий человек. А хочу я от вас только одного - вы должны отравить на брачном пиру фрейлин Маргариту. Больше мне от вас ничего не надо.
-Безумец, как ты можешь приказывать мне это! Будь ты сам дьявол…
-Я его ближайший помощник – Мефистофель, -  улыбаясь, сказал  страшный знакомец.
-Может быть, вы Фауст, зададите мне вопрос - зачем убивать такое невинное дитя, как Маргарита? Но когда вы отпустили в лучший мир ее дедушку-ростовщика, вы не колебались. Ах, тогда вы не знали, что маленький ребенок, незамеченный вами, вырастет  и станет прелестной девушкой? Наивно!  Скажу больше: если Маргарита останется живой, то ее ребенком будет Мессия, и силы добра одержит над нами свою победу. Дело идет о нашем существовании. Поэтому любые средства хороши! Итак, если вы не сделаете того, что я вам приказываю  (его тон стал ледяным) - весь Нюрнберг узнает о вашем преступлении, и Маргарита тоже. Ах, на башне ратуши скоро пробьет два часа дня. Мне надо исчезать
Он сказал это - и при изумленном взгляде Фауста растворился в воздухе.
Фауст постарел на много лет после этого разговора. Но он знал одно: даже если когда – то он и свершил убийство, он не повторит его. Он перекрестился, отогнав от себя дурные мысли, и вошел в здании ратуши
Здесь его приветствовали члены магистрата и бургомистр. Их лица сияли улыбками. Глава города подошел к доктору и сказал:
-Фауст, вы счастливый человек! В таком возрасте - такое богатство и такая жена.
Он вдруг осекся и вгляделся в лицо собеседника:
-Господи, что с вами! Вы больны?
-Я должен сделать в вашем присутствии, господа, важное заявление, -  медленно, словно чеканя каждое слово,  сказал Фауст. -  Пятнадцать лет назад я убил ростовщика Конрада Брауэра. Мое богатство родилось из мешочка с золотым песком, что был у него под подушкой. Я намеренно сознаюсь в своем преступлении и прошу поступить со мной согласно закону.
Пока он говорил, в ратуше стояла небывалая для этого здания тишина. Затем бургомистр нарушил ее:
-Если вы говорите правду (а что-то заставляет меня верить вам), вы подлежите аресту
Следующий день Фауст встретил в городской тюрьме. Он плохо спал; крысы, бегающие по полу камеры, не давали сомкнуть глаз. Однако он не переживал и не страдал. Он знал, что благодаря его поступку Маргарита будет жива - а это искупало все.
Через месяц городской суд приговорил Фауста к смертной казни за убийство и ограбление.
Он вышел на залитую июльским солнцем городскую площадь. Он понимал, что видит все в последний раз - и толпу горожан, и помост,  к которому вели его, и палача, ударом топора снесущего  ему голову. Он спокойно поднялся на помост, оглядел толпу и вдруг увидел в передних рядах Маргариту. Она смотрела на него с приязнью и состраданием. Сколько он отдал бы, чтобы видеть ее такой всегда!Но он, молча, опустил шею под топор палача и через минуту отправился в мир, где нет ни страданий, ни страстей.


Рецензии