2 плюс Ку -кольный этюд

Из Новосибирска мы стартанули где-то в половине третьего дня. До Томска нам предстояло преодолеть порядка 250-260 километров.

Из колонок магнитолы  по салону автомобиля разливалась ненавязчивая музычка от попсы до шансона, за окнами мелькали картинки природы и небольшие населённые пункты. Сквозь ветви деревьев, уже изрядно поредевших от сброшенной окрашенной осенью разноцветной листвы, мелькало, ослепляя, неласковое осеннее солнце. Темно-серая лента дороги с разделительной белой полосой то петляла, извиваясь, то выпрямлялась как стрела, подчиняясь особенностям местного рельефа.

А погода подчинялась своим законам. В середине осени переменчивость её особенно заметна и контрастна. Только что светило яркое солнце на лазурно-голубом небе с барашками белых облаков, а вот уже, откуда не возьмись, налетел ветер, и полнеба затянуло серой громадой туч, из которых сыпала то мелко моросящая дождевая влага, то валил самый настоящий снег. И совсем уж по-зимнему переметало его через дорогу, а  окрестности покрывались тонюсеньким белым покрывалом. А через некоторое время всё повторялось снова: солнце-дождь-снег…

Оставив позади Новосибирскую, срезав уголок Кемеровской, вскоре мы въехали на территорию Томской области.  Ещё немного поколесили по дорогам, проложенным сквозь густые леса. Дачные пригородные посёлки запестрели разнообразием архитектурных и цветовых  решений от простых досчатых серых домиков до поистине  шедевров новорусского зодчества…

А вот и Томск! С первого взгляда, сумбурно выстроенное нагромождение зданий на противоположной стороне Томи, после прохождения моста через поблёскивающую в лучах заходящего солнца, испускающего их сквозь дымку сероватых облаков, неспокойную поверхность реки, при въезде в город, уже приобретают вполне чёткие линии улиц и массивы кварталов. Пробравшись по навигатору в какой-то тупичок, застроенный вперемешку с хрущёвскими пятиэтажками разнокалиберными и разно бюджетными домиками частного сектора, металлическими гаражами и сарайчиками, мы спешились.

Дальше только пешком, так как по склону, круто уходящему вниз в сторону реки, проехать было невозможно. Ну да ладно – пешком, так пешком! Заморосил дождь и, то спускаясь, то подымаясь, перескакивая по островкам остатков асфальтового покрытия в густой грязи вперемешку с опавшими листьями, мы добрались до места.

Перед нами стоял самый обыкновенный деревянный дом, сложенный из брёвен, с крышей из досок, покрытых рубероидом, без окон и с одной, обитой зелёным дерматином дверью. Нет, всё же одно окно было, над входом. Простой рубленый дом с деревянным настилом вместо крыльца, так как склон, на котором выстроен этот чудо-дом был довольно-таки крутым, и внушительной поленницей возле него. Но необычность его при первом рассмотрении, всё же, бросалась в глаза.
 
Первое, что привлекло меня это надпись на стандартном листе в обычном полиэтиленовом файле,  пришпиленным прямо на одну из стен, она гласила: «Люди добрые! Постарайтесь вести себя осмотрительно в наших окрестностях. И всё будет хорошо!»  На углу дома красовалась сколоченная из струганных досочек афиша, по форме напоминавшая ленту из вставок в закладке «автофигуры» в Microsoft Word. На ней в два ряда были прикреплены на кнопки анонсы спектаклей театра, выполненные в цвете на листах формата А3 - «Жан из стручка», «История одной куклы», « Жан в Подземелье», «Про Ёжика», «Маленький принц»… А верх этого сооружения венчала конструкция из очищенных от коры и подрезанных,  диаметром сантиметров по 3-7,  веток.  Т Е А Т Р. Именно - театр! В классическом восприятии театров, безусловно, его внешний вид много отличался своей неожиданной архитектурой, но… дальше - больше! А что ж там внутри?

А внутри нас ждала СКАЗКА!

Протиснувшись в тесноватую прихожую, одновременно служившую гардеробной и кассой, мы услышали из угла приветственную речь, произнесённую сидевшей на «кассе», представлявшей из себя простой мешок с соответствующей красной надписью, куклой. Это была бабулька в очках и вязанием в руках. Искусно вырезанные из дерева голова  и кисти рук, двигались в такт её речи. Она что-то там пролепетала по поводу билетов. Сняв верхнюю одежду и повесив её на импровизированные вешалки, выполненные в таком же стиле из дерева, как и надпись над афишей, и положив в «кассу» нужную сумму, мы прошли дальше. За ширмочкой был туалет с сидевшей за шторочкой куклой с заготовленной для посетителей его речью. Все стены были увешаны куклами разных размеров и всякими предметами театрального антуража. Многие куклы двигались, приводимые каким-то непонятным образом, произносили пространные речи и казались живыми. Потому-то и театр называется Театр живых кукол «2+Ку».

…Безусловно, побродив по просторам всемирной паутины, я нашёл и прочитал несколько статей про этот удивительный, необычный театр. Поначалу он был домашний театр для узкого круга зрителей близких его создателям людей. Двое + куклы – именно так звучит полная версия названия театра. Кому интересно, нет ничего сложного, чтобы найти и также прочитать об этом театре в интернете. Я ж привожу здесь свои личные впечатления…

Зрительный зал представляет собой четыре ряда подвесных лавок, обитых зелёной тканью, несколько деревянных лавок на «балконе» - это такой деревянный настил над прихожей, с деревянным же ограждением, который связан переходом с балконом над кулисами. Правда, по этому переходу на балкон попасть было проблематично. Квадратного сечения кирпичная печная труба этакой колонной поднималась к потолку и выходила своим жерлом наружу. А сама печь, да и не печь вовсе, эта конструкция больше походила на камин, выложенный из крупного черного булыжника с гротом, источающим жар. На балкончике располагался ансамбль таких же живых кукол – это и Айболит с обезьянкой Чи-чи, и голова Берлиоза из «Мастера и Маргариты» и какое-то зелёное приведение с огромными глазами и всё это двигалось и говорило… С балкона на «сцену» вела деревянная лестница с перилами из цельных, очищенных от коры ветвей. Внизу перед столом сидел дедушка и, энергично вертя головой и вращая руками, тоже, что-то там заумное вещал зрителям. Закулисье отделялось от зрительного зала и «сцены» неброской, коричневой ткани в полоску, шторой. По сути это было одно большое помещение, не считая туалета и закулисья. Так органично, необычно, а главное уютно и с душой всё сделано, что чувствуешь себя в домашней доверительной обстановке.

Было ещё помещение, совмещённоё с основным. Оно было светлым, в отличие от основного, которое освещалось светом рампы, небольшими точечными светильниками и светом из единственного окна над входом. Это был так сказать, в театральном понимании, буфет. Вся внешняя стена этого помещения от пола до потолка была застеклена витражным стеклом, открывая вид на окрестности. Справа за окном в некотором отдалении возвышается цилиндрического вида, как бочка, обшитая доской и покрытая металлической крышей, здание мастерской, где изготовляются куклы и где в них вдыхают жизнь… Четыре стола из струганных широких досок с закруглёнными углами, с ножками из необработанных массивных ветвей придают сказочный вид и этому помещению. Здесь нет говорящих кукол. Зато здесь есть приветливые молодые люди, за импровизированными столами-стойками, на которых стоят разные по цвету, форме чайные пары. На блюдцах, небольших тарелочках на салфеточках блинчики, печенья, кусочки пирога, выпеченные здесь же. В глиняных чайниках заваривается чай с травами, в углу выложена из кирпича печь-камин, которая топится дровами из той самой поленницы перед входом в театр. Натоплено так, что становится даже жарко.

 - Чай! Зелёный, чёрный! Кофе, можно с молоком! – зазывает посетителей молодой человек с приятной улыбкой.

- А сколько стоит?

- Угощайтесь! Ну, а если есть желание можете положить в мешочек бабушке! – отшучивается «бармен».

Попив чёрного чаю с травами, мы занимаем места в зрительном зале. Народ всё прибывает и вскоре все предусмотренные места заняты, для прибывающих зрителей сверх лимита, предлагаются  табуреты, скамеечки в непосредственной близости от «сцены». Ну, сцены как таковой нет. Это полукруг, оставшийся свободным после занятия всех мест, включая, сверхлимитные, радиусом метра в 2-2,20.
Первый звонок! Это тоже нечто! Небольшая кукла домовёнка с лохматой копной на деревянной голове, сидящая на краю балкона над кулисой, вращает маховичок динамо-машинки, от которой вспыхивает светильничек, а другой дёргает за верёвочку с колокольчиками и напоминает о скором начале представления.
После третьего звонка свет меркнет. Затем рампа освещает сцену, которая от поднятой за полы шторы, немного расширяется внутрь. В центр сцены выходит поджарый мужчина в седой аккуратной бороде и такой же, с залысинами, вьющейся шевелюре. Он одет в рубашку черного цвета с расстегнутым воротом, темные брюки и кожаные коричневые шлёпанцы. Как дома!

Это ж он, тот самый дяденька, что ходил по театру, беседовал со зрителями, шутил, острил… И вот он на сцене! Единственная деталь, появившаяся в его домашнем облачении – тоненький чёрный провод, торчащий из-под правого уха с небольшой «шишечкой» компактного радио-микрофона.

«Маленький принц» Экзюпери –  именно этот спектакль нам предстояло посмотреть.

Началось действо! Мастер, позволю себе его так называть (ведь именно его руками созданы многие из этих удивительных кукол, вложены в тела, оживляющие их электронные  начинки, созданы тончайшие механические приспособления, приводящие их в движение…), начал свой монолог.

Вот он ЛЁТЧИК, облетевший пол-Земли и сделавший вынужденную посадку в пустыне Сахара. А когда по ходу представления вновь меркнет свет, а затем опять зажигается, на правой руке у Мастера появляется простая, на первый взгляд, но очень сложная, по сути, конструкция. На указательном и среднем пальце миниатюрные чёрного цвета башмачки, а на тыльной стороне ладони металлический каркасик, прикреплённый к руке где-то под рукавом рубашки Мастера. К каркасику прикреплены филигранно выполненные из дерева ручки и немного непропорциональных размеров безволосая деревянная головка с заостренными к верху ушками и удивлённо-задумчивым выражением лица. Маленький механизм внутри каркасика и едва заметные приспособления, с помощью которых Мастер управлял крохотными пальчиками на ручках Маленького ПРИНЦА.

Это был он - Маленький ПРИНЦ, единственная кукла, участвующая в этом спектакле. Мастер, немного изменив тембр голоса почти до детского, исполнял и его роль. Завязался диалог ПРИНЦА с ЛЁТЧИКОМ, который вёлся одним человеком с самим собой. Со стороны он мог показаться проявлением умопомешательства, но был настолько органичен, что у зрителя не возникало никаких сомнений, что ведётся именно диалог. Диалог двух живых существ.

И по ходу спектакля диалоги Маленького ПРИНЦА  с разными персонажами отличались только чуть изменённым тембром голоса Мастера. РОЗА, КОРОЛЬ, ДЕЛОВОЙ, ФОНАРЩИК, ПЬЯНИЦА, ГЕОГРАФ – жители его планеты и шести небольших планет по соседству с планетой Маленького ПРИНЦА. Сами планеты представляли собой светящийся матовый шар, прикреплённый к маленькой скамеечке, перемещаемой из-за кулис по полукруглой «орбите», проложенной по сцене. Меняется планета – изменяется цвет. Всё так просто, без ошеломляющих сложных спецэффектов. Вообще, весь театральный антураж был бесхитростным – простые скамеечки и табуреты, кусок ткани на палочке и обыкновенный бытовой вентилятор…

ГЕОГРАФ посоветовал Маленькому ПРИНЦУ посетить Землю, которая имеет хорошую репутацию. Там он встречался с цветами, змеей и ЛИСОМ, которого по его просьбе приручил, произнёсший известную фразу: «Ты в ответе за всех, кого приручил!»  и с ЛЁТЧИКОМ…

Прозвучала последняя фраза ЛЁТЧИКА, с финальными аккордами музыкальной композиции, зал взорвался аплодисментами и овациями…

Я просмотрел это представление на одном дыхании. После окончания спектакля зрители тепло благодарили Мастера – Владимира Захарова, основателя, главного режиссёра и исполнителя почти всех главных человеческих ролей репертуара этого удивительного театра. Одна из моих спутниц спросила меня:

- Ну как?

- Необычно! – это единственное что нашлось мне в тот момент  в ответ.

Многие продолжили экскурсию по театру, а нам предстоял обратный трёхчасовой путь в Новосибирск. На улице было совсем уже темно, пятно от света лампочки над входом в театр было не очень широким, так что пробирались почти на ощупь, ориентируясь по тусклому свету в зашторенных окнах близлежащих домов.

Уже сидя в машине, я начал понемногу осознавать увиденное и услышанное, то к чему только что прикоснулся. Такого мне ещё не приходилось видеть.  Всё это было действительно необычно. Без громких анонсов и многоквадратнометровых афиш и растяжек по всей округе, без звучных имён знаменитостей, занятых в спектаклях, без просторных зрительных залов с партерами, бельэтажами, балконами и ложами с мягкими креслами, без богатства отделки костюмов, без огромных сверкающих люстр свисающих с высоких потолков…  Здесь, в этом маленьком, таком уютном, домашнем, каком-то, с первого шага внутри него, родном театре всего этого великолепия и не нужно вовсе. Вся его атмосфера проникнута такой добротой и открытостью, которой так не хватает в каждодневной мирской суете. Побольше бы таких вот островков культуры, полных  человеческого тепла и понимания, где можно просто отдохнуть, отвлечься и вместе с тем погрузиться в мир сказки, созданный добрыми и умелыми руками…

Ноябрь 2014 года                г. Енисейск-4


Рецензии