Подача

… Небольшой завод, расположенный в одном из городов Донбасса, стоял почти полгода — с того момента, когда бывшее начальство, числившееся теперь «в бегах», отправило в неоплачиваемые отпуска вверенный ему коллектив.
   Но вот, в середине весны, на завод пришли люди в камуфляжной форме с крансо-сине-черными нашивками.
   Эти люди называли себя Ополченцами и были вооружены автоматами и винтовками. Их командир куда-то позвонил — и вскоре пыльная черная машина с наглухо затонированными стеклами привезла на завод исполняющего обязанности директора. И командир ополченцев долго о чем-то совещался с ним за закрытыми дверями его кабинета...
   Собрание, на которое, по телефонам, пригласили всех отправленных в отпуска работников, состоялось в тот же день.
   Заводчан пришло много — ведь все надеялись, что завод снова запустят, у них появится работа, а значит — и зарплата, без которой ныне было особенно тяжко.
   Ополченцы, одетые в камуфляжную форму с нашивками в виде флага ДНР, присутствовали в «президиуме» собрания.
   Они говорили о сложной, нелегкой ситуации в стране, о нехватке исправной тяжелой бронетехники в войсках и проблемах с запчастями для трофейных боевых машин, привезенных с полей сражений.
   Затем их командир — плотный, смуглый, с горящими черными глазами и курчавыми короткими волосами, зачитал — для присутствующих в зале инженеров завода -  документ, в котором оговаривался предлагаемый заводу заказ и спросил — возьмется ли завод за этот заказ?
   Нужно было изготовить новые узлы гидравлического оборудования для установок систем залпового огня «Ураган».
   Пока инженеры и присутствовавшие здесь же токаря размышляли, командир ополченцев пообещал, что скоро на завод привезут несколько образцов изношенных узлов гидросистем и несколько новых, чтобы конструктора могли снять с них размеры для нужных че6ртежей, а технологи — вникнуть во все тонкости устройства их деталей. Пообещал командир и помощь людьми и своевременную оплату труда...
   Исполняющий обязанности директора завода, Павел Вильямович Гребнев, прямой потомок первых, еще царско-русских, служащих завода, подумав, согласился выполнить задание для войск ДНР.
   Возражать ему не стал никто.
   Вскоре на завод прибыла «фура», которая привезла несколько отработавших свое или поврежденных в боях гидроцилиндров для установок «Ураган».
   С этого же дня прибыли и люди — тоже в камуфляжной форме и с нашивками ДНР и Новороссии на рукавах с автоматами, а многие — уже с боевыми наградами.
   Эти люди стали к некоторым станкам, сели за рули электрокаров, взяли в руки штангенциркули и чертежные линейки и эти же люди вбросили первый уголь в топки котлов заводской котельной.
   Завод заработал.
   Завод, что называется, «пошел»...
   Спустя два дня заказчикам уже передали первые два собранных гидроцилиндра.
   А через день Гребнев уже узнал, что эти изделия воюют под Горловкой, внося свой вклад в отражение атак рвущихся к городу безжалостных вурдалаков. Качество новых узлов прошло военную проверку и было одобрено, командир ополченцев выразил надежду на продолжение сотрудничества.
   Завод жил.
   В его цехах, где, казалось, навсегда уже поселились их величества Безлюдье и Запустение,
   Теперь снова стал слышен людской, иногда беззлобно-матерный, говор, сливались воедино различные «железные» звуки — деловитое звонкое «Бам-бам-бам-бам!!» гидравлического пресса, медлительный низкочастотный гул «Финала», вой сверлильных и токарных станков, звуки работающих мостовых кранов и звон привозимых к станкам и выгружаемых из тачек заготовок. Появились и усилились запахи, от которых люди уже начали, было, отвыкать — запахи нагретого масла, охлаждающей эмульсии и горячего металла...
   В один из таких рабочих дней по цеху механической обработки шел Павел Вильямович Гребнев, взявший за правило лично обходить цеха в начале смены.
   Его внимание, среди других, неожиданно, привлек  щуплыый и низкорослый паренек у видавшего виды револьверно-токарного станка «Комсомолец».
   Павел Вильямович почти минуту, как завороженный,  вглядывался в этого паренька и наблюдал за его работой.
   Он видел, как вздувались, в огромном напряжении, мускулы под кожей этого паренька,  когда тот вручную, с натугой и выверенной осторожностью поворачивал штурвал ручной подачи станка. И как каждые несколько секунд шипела пневмоцанга и на стол рядом со станком ложилась новая готовая деталь.
   Проходя, затем, дальше по цеху, Гребнев, все же, сделал для себя заметку в уме, пообещав себе разораться в том, почему токарь на «Комсомольце» работает вручную...
   Когда Павел Вильямович, закончив обход, вернулся в свой директорский кабинет, эта умственная заметка заставила его позвонить начальнику цеха механической обработки.
   Когда тот поднял трубку, Павел Вильямович спросил его: «У тебя на «Комсомольце» парень вручную осуществляет подачу инструмента на станке. Почему?».
   Тот не сразу ответил, замялся, затем Павел Вильямович услышал его слова: «Возможно, на станке неисправна коробка скоростей. Я обращу на это внимание слесарей.».
   Исполняющий обязанности директора завода Гребнев сказал: «Только сначала побеседуй с тем парнем. Возможно, он укажет путь к решению проблемы...».
   Разговор окончился.
   А вскоре к парню, работавшему на станке «Комсомолец», подошел мастер цеха, Леонид Владимирович Гирин и спросил: «Андрей, почему сверло вручную подаешь? Подачу выбивает?».
   В цеху было шумно, приходилось почти кричать.
   Так же, почти крича, Андрей ответил: «Технологи, а может, литейщики, промазали — сталь очень тверда, сверло ее с трудом берет на механической подаче, два уже сломал. А дело делать надо.».
   Мастер цеха спросил: «А до конца смены так, на «ручном приводе», вытянешь? Не запаришься?».
   Тот, снимая со станка очередную деталь и устанавливая новую, ответил: «Ничего. Мускулы поднакачаю. Сменное задание я дам. Главное, чтобы «Ураганы» стреляли...».
   И помолчав, добавил: «Если не будут стрелять наши «Ураганы», то по нам будут крыть «Ураганы» вурдалаков. Понятно?».
   Мастер кивнул.
   Отходя от станка, он повернулся и посмотрел на токаря Андрея, не отрывавшегося от своего рабочего дела во время этого разговора.
   Тот снова, напрягшись, вращал штурвал подачи своего станка и мастеру подумалось, что Андрей сейчас похож на рулевого, пытающегося во время шторма совладать с натиском волны, бьющей по рулю корабля...
   Когда смена окончилась, контролер ОТК и мастер цеха перед всем коллективом объявили, что токарь Андрей Юзов на «отлично» выполнил сменное задание, изготовив за смену триста пятьдесят присоединительных деталей для гидросистемы установки «Ураган». Изготовил так, что придраться было не к чему...
   ...Осаждавший город враг ежедневно обстреливал из своего тяжелого оружия Куйбышевский район города.
   Враг был уверен в своей силе и безнаказанности и мстил жителям города за их стойкость.
   Через несколько дней после того, как завод выполнил данное ему задание, в ответ на вражеский залп, обрушившийся в восемь часов утра на жилые кварталы, на позициях врага начали рваться ракеты «Ураган», выпущенные батареей, установки которой своевременно получили запчасти с завода.
   От оплаты выполненного заказа коллектив завода отказался...

   
    

   
   

   
   


Рецензии
Как же видится будущее, Андрей? Положению рядовых жителей можно только сочувствовать.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   27.10.2015 18:46     Заявить о нарушении
А будущее, уыважаемый Владимир, видится только таким: Новороссия победит, ведь по другому быть и не может. Города восстановим из руин, откроем новые предприятия и будем жить все лучше с каждым месяцем!! И в этом будет заслуга и военных и рядовых жителей. Ведь и наши воины вышли из числа тех, кто вчера водил не танки, а троллейбусы, сжимал рукоятки не ЗУшкиной гашетки, а станка...
И те, кто не воюет - они помогают Республике - выпекают хлеб, добывают уголь, лечат больных и раненных...
Именно их, мирных жителей, труд ведет нас к новой, счастливой жизни.
С глубочайшим уважением к Вам.

Андрей Северьянов   27.10.2015 18:20   Заявить о нарушении
Андрей, Вы полагаете, что это будет самостоятельное государство?

Владимир Врубель   27.10.2015 18:48   Заявить о нарушении
Исходя из политической обстановки - думаю, да. Самостоятельное государство со своим путем.
Большего пока не могу сказать, так как не здесь место для высказываний таких суждений.
С глубочайшим уважением к Вам.

Андрей Северьянов   27.10.2015 20:45   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Андрей.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   27.10.2015 22:29   Заявить о нарушении
И Вам спасибо за понимание, уважаемый Владимир!!
С искренним уважением к Вам.

Андрей Северьянов   28.10.2015 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.