Коммерсант из Норильска

Коммерсант из Норильска.

На дворе перестройка. Народ без ума от новых, свалившихся с неба возможностей! Советский Союз, который всему миру казался незыблемым, неприступным замком – крепостью, рухнул как карточный домик. Он был до того трухляв изнутри, что рассыпался в прах при первом тычке пальцем.
Замок рухнул, а БАШНИ посносило у Всех! У кого больше, у кого меньше… Но, в той или иной мере, выборочно у каждого!
Мы верили в невообразимую херотень! В то, во что нормальный человек в здравом рассудке просто помыслить не может.

Один мой знакомый, ныне как и положено, покойник, любил повторять тогда всем и каждому: «Понимаешь, время сейчас такое. Главное успеть! Сейчас можно хорошенько поднапрячься, поработать годик. А потом, всю остальную жизнь, просто ходить, смотреть на окружающих и ХОХОТАТЬ ДО УПАДА!» И доморощенные бизМЕСНЕНЫ всецело поддерживали его эйфорию.

Никому и в голову не взбрело элементарно подумать: КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО! Кто будет работать, если все будут хохотать до упада? Да, состояния делались за один день, за один миг!!! Я свидетель. Все мы, современники, были тому виной!!! ОДНАКО… Это был дутый, спекулятивный капитал. Никто не понимал, что деньги – просто фантики! А когда дело дойдет до реальных благ, до обеспечения этих фантиков материальными ресурсами! На всех, мягко говоря, не хватит! Вспыхнет крупная драка. Очень страшная. Гораздо изощренней танков в Москве, Пьяного Ельцина на броневике и четверых погибших за революцию долбоюношей. Реальная бойня уже не на жизнь а на смерть! Между реальными пацанами, за «реальные» блага. И большие деньги - лишь приглашение в амфитеатр в качестве гладиаторов! Причем, оставшихся в живых, всё равно на закуску скормят львам!!

Да, все мы были ослеплены перспективами. Но не до такой же, помилуйте, степени!
Чтобы мочить воров в законе! Да еще не за власть, а за какие-то презренные бабки! Ведь есть же здравый смысл. Ну самый простой ход мысли: Допустим, повезло! Ты поймал Бога за бороду. Заполучил все мыслимые и немыслимые блага… Жизнь ведь не остановилась специально для тебя. Она идет своим чередом! Удержать приобретенное гораздо труднее чем заполучить!
Как можно всю жизнь ходить и хохотать, когда люди создают себе проблемы сами! На ровном месте!!

Соблазн от больших возможностей гораздо сильнее самих этих возможностей!
Оглянитесь вокруг, люди! Кто будет нас кормить завтра, если сегодня все мы побросали станки и занялись «бизнесом» под названием «Купи – продай!»


Продавали всё! Чего не было в реальной природе. Красную ртуть. От мертвого осла уши…
Запасы товаров, которые не произвела не только страна, но и весь мир!

Город стоял «на счетчике»! Все были друг другу должны суммы денег, превышающие объемы вселенной. Бюджет Америки позавидовал бы среднестатистическому коммерсу из Белгорода! Счетчик тикал. Процент в день. Два в день. Три в день… Если кто-то был тебе должен ( а должны друг другу были все!) ты ставил его на счетчик: Процент в день! Тот, в свою очередь, определял своему должнику условие уже в два процента в день, чтобы не оказаться крайним. А у того свои должники… И так по кругу! И когда твой долг, опоясав город, настигал тебя уже с другой стороны, на кону корячился процент в час! В окно летели гранаты в качестве последнего предупреждения. Чтобы выиграть закладывали квартиры. И оказывались и без квартир и без выигрыша.

В дыму всеобщей эйфории об чем-то подобном я уже догадывался. Но что делать, когда никто не работает? Фабрики стоят, колхозы развалились. Утром пенсионерам выдают пенсию, которой к вечеру уже не хватает сходить в туалет. Деньги не стоят бумаги, на которой они напечатаны!!!
Чтоб не сойти с ума, не отстать от эпохи, надо было, по крайней мере, вариться в этом котле.

У Вашего покорного слуги существовало «железное» прикрытие: прошлая судимость! То есть, опыт лагерной жизни и кое какие подвязки с криминалом. Всё это я уже видел! Всех новоявленных «крутых» с их босяцкими разборками. Шняги, которые они пихали друг другу в рот, я высрал еще в лагере на втором году срока! Вчерашние колхозники, каменщики, профессора и комсомольские лидеры с головой окунулись в азартные игры, ходившие по лагерям с момента сотворения мира.
На «крайняк» у меня проблёскивала Сибирь! Непаленый курок у староверов. Словом, у меня было все возможное из возможного. Выше 90 процентов гарантии в то время не мог дать даже Господь Бог! Слишком много развелось кругом дураков. Пули свистели так непредсказуемо, что могли ухлопать любого непричастного! В одном подъезде за два дня завалили двух невинных жильцов только потому, что они были слегка похожи на заказанного бизнесмена! Чуйствуете уровень тогдашних киллеров!?

Мир сошел с ума, а я был не настолько стар как ныне! Мне хотелось хлеба и зрелишь!!

Так вот, от скуки и безделья, в то благословенное, сказочное время «накопления первичного капитала» я тоже был коммерсантом средней руки. Более, желая не отстать от действительности.
Я снимал офис в «ЦентрМеталлургМонтаже» на Горького, где сейчас ментовский институт. По этажу набиралось еще пяток коммерсантов. И того, со стряпчими человек десять - пятнадцать.
Не буду описывать тогдашние веревки! Это заняло бы слишком много времени. Достаточно сказать, что продавали все одно и то же. «ВОЗДУХ» - Товар через трех - четырех посредников, который никто из них в глаза не видел! И КАЖДЫЙ УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ КОММЕРСАНТ, НАЗВАНИВАЯ ПО ТЕЛЕФОНУ СВОИМ КОЛЛЕГАМ, БИЛ СЕБЯ ПЯТКОЙ В ГРУДЬ УТВЕРЖДАЯ, ЧТО ЗВОНИТ ПРЯМО СО СКЛАДА, СИДЯ НА ТОВАРЕ, А ХОЗЯИН У НЕГО ПРИСТЕГНУТ НАРУЧНИКАМИ К БАТАРЕЕ, ЧТОБ НЕ СБЕЖАЛ СО СДЕЛКИ!

В зависимости от напряженности перекачки воздуха мы периодически устраивали себе разгрузку. Пьянки, с игрой в домино и трепом. Во время очередной из них, проходившей как раз в моем офисе, зазвонил телефон. Я кинулся к «средству производства» и принялся бурно убалтывать очередного клиента. Вникнул в разговор так, что перестал следит за окружающим зоопарком. Очухался, уже никого в моем заведении нет! И так смутно – смутно помню каких-то мутных типов, колхозного покроя!
Ну ясно. Решили бортонуть меня. Скинуть с хвоста. Как устраивать корпоративную вечеринку так все ко мне!!! Витек, спонсируй. А как денежные друзья после удачной сделки подъявляются пропивать шальные барыши, так каждый норовит ускользнуть один. Не ставя в известность окружающее обчество!
Сразу все слиняли! И не похоже, чтоб пришлые коммерсы были фартовыми. Штаны с волдырями на коленях, руки заскорузлые, рожи не мытые. Я, помнится, успел их еще на «Хутор бабочек ловить» ОТПРАВИТЬ! Додумались, комики, пошутить, что они из уголовного розыска! Даже ксивы мне, как хозяину офиса, свои липовые в рожу тыкали. Кого щас этим фуфлом удивишь? Я им могу предоставить ксиву, что Ельцина замещаю, во время пьянок, когда он на ЛТП чалится!

Но где же остальные? Значит все дармовую пьянку почуяли, смотались, а я один за этим проклятым телефоном?!
Вышел в коридор, прошелся по офисам. Всё заперто! Крупная пьянка. И, видать, выездная. Пока на след нападешь - уже половину выпьют.
Запираю офис и бегом на выход. В лес за конторой. «Архиерейская роща» - называется. Наталкиваюсь на Гену Климова – моего учителя в бизнесе. Именно с его офиса я окунулся в это болото. Теперь Клим сам по себе, мы партнеры. У Клима даже офис не в нашей «Гипроруде»! (В то время без офиса никак! Сотовых еще в помине не было. Старая власть погибла. Вместе с ней гикнулась и плановая форма ведения хозяйства. Мы находили товар, клиентов, рынки сбыта… Институты сидели на голодном пайке, вот и сдавали помещения под офисы.)

«В гости пожаловал?» «Да, по делу.» «А где все?» «Как где?! У тебя ведь ментовка шарилась!» «Какая ментовка?» «Ну опера. Коммерсов пощипали. Как то непонятно! У тебя всех накрыли, а самого не тронули?»

Я в полном недоумении!!! И вот Клим, которого я первый раз вижу сегодня, рассказывает мне, как происходила облава в моем офисе. А я ни сном не духом!

«Так ты был при этом?» «Был. Зашел, ты сидишь у телефона, порожняки какие-то гоняешь. За столом вся окрестная херва шпилит в домино и карты. Ну я стал обходить всех по кругу, здороваться за руку. До тебя еще не дошел. Тут в дверях появляются менты. Спрашивают, чей офисняк. А ты им буром, мол, а сами кто такие? Ну, они сказали, что из милиции. А ты думал понт, на .уй их послал…» «Ну а дальше?» «Дальше ты по телефону опять увлекся.» «Так, а они? Если менты, почему не с церемониала начали? Они ко мне, а все то тут при чем? Где они?» «Так дело в том, что Яша из – за стола встал и с понтом в туалет намылился. Тут они ему за дверью ласты и завернули. А всю контору в свидетели загребли.»

«Ну, это дело другое! Я думал пить ушли. Яша, наверное, кому то член в ноздре прокрутил! Товар спихнул на лево и с хозяином не поделился. Вот и решили ментов подписать!» «Да нет, похоже всерьез задержали, по уголовке! В Розыске он.» «Я тебя умоляю! Ментовским понтам верить… Какой щас розыск? Рынок кругом. Бизнес и кидалово! Есть бандюки, есть коммерсы. А эти, видимо, третими хотят в дележку влезть!»

На том мы порешили. В то мутное время, когда авторитетов убивали ежедневно, на каждом шагу, практически в открытую, прямо средь бела дня на улицах безнаказанно… Говорить о какой то милиции, розыске и законе было просто наивно.

День был потерян. Мы с Климом решили посвятить остаток трудового будня расслабухе. Здоровье у меня еще имелось. Поэтому случились и приключения. Такси, бабы, общага…
На утро, с больной головой, я, как «путняя сволочь», через немогу приковылял на работу. Мая надежду на скорое опохмеление! Какой пример я подаю подчиненным? Надо крепить трудовую дисциплину!

Пришел, увидел, что мои два сотрудника на месте и не страдают перепелиной болезнью, я дал им ценные указания и побежал в магазин за дозой. На пути еще с кем-то кооперировался. В девяностые коммерсов было по городу как собак не резанных и я знал их всех. Вернулся часам к десяти уже вполне в рабочем состоянии. Офис Яши оказался закрыт. Его сотрудники терлись у меня и обсуждали с домочадцами подробности вчерашнего задержания. Все склонялись к тому, что натворил он что-то серьезное.

Я не поддерживал данную точку зрения. Что может изобразить Яша серьезного в нашем городе, когда он залетный!? Я его руки видел! Его рожу. Ужимки и прыжки…

Яша интересный фрукт! Когда писатель сей фигни увидел его в первый раз, сразу определил в нем «каталу»! Ну не мог быть никем кроме!!! Видел я катал на зоне. Общался с ними! Это отдельный народ, своеобразный, с изюменкой!
И вот Яша. Он предстал во фраке, белой надушенной рубашке, галстуке, наблыцканых туфлях, с холуйской улыбочкой на лице и манерами официанта. Но главное прочитывалось по его выдающимся рукам! Маленькие, тонкие, гибкие, холеные…

Это совершенно определенная характеристика! Яша не канал спортсменом: боксером, борцом… Вообще ничего физического. Шахматы, морской бой? Но при чем тут холеные длинные пальцы, улыбочка лакея и знание основ блатного жаргона? Нет, он не изъяснялся. Но мои закидоны понимал с полу слова! При том, что сам явно не лагерник.
Из Сочи родом. А там обширная масть катал! Им есть чем поживиться! Подходящей клиентуры море!

Кроме этого он мог быть еще и аферистом, конечно. Заламывать деньги, например, с такими гибкими пальчиками. Мошенником на доверии.

Но причем тогда руки? Такая гибкость и холеность говорит о постоянной тренировке и уходе! Бережном, я бы сказал, отношении! Яша никогда не дрался. Явно не бил этими ручками по мешку. А что это за парень, который в детстве не хотел защитить себя, укрепить свой авторитет среди окружающих? Не – ет! Яша берег руки!!! Они нужны ему были для какого то специального дела! Его авторитет держался не на кулаках!

Оставался пианист, аккордионист, оффициан на крайняк(улыбка). Но и то не в строчку! Яша берег руки с детства! А в детстве не бывают официантами! С детства так профессионально следить за руками могут только карманники и картежники. И то карманники по нахрапистее! Это мог быть только шулер!

И, хотя, Яша явно не спешил распространяться ни о своем прошлом, ни о себе вообще. Я твердо понял по обрывкам фраз: Яша залетный, с Сочей родом, профессиональный разводила, афер и авантюрист. Но что его занесло в наш Богом забытый город? Где здесь подходящая клиентура!

Из чего, путем логических умозаключений, Ваш покорный слуга понял, что Яша напорол косяков в своей среде и находится от «конторы» в бегах. Деньга, очевидно, у него кое-какая есть и на нее он снял тут офис и отсиживается.
Постепенно я уже и привык к Мутному Яше. Ну не хочет говорить о себе и ладно! Все равно по его ужимкам читаю! Прячется. Значит хороший человек. Плохие у нас от закона не бегают. Меня ему нет смысла «динамить». Кругом полно более легкой добычи. Выпить и поиграть в карты, в домино. Отчего бы и нет? Когда без крупного интереса. Кстати, Яша вполне умело корчил из себя профана в стирах. Даже регулярно проигрывал мелкие деньги на общаковскую выпивку. Что еще более подтвердило мои подозрения. Видно ведь как руки профессионально работают с колодой.

И вот Яши нет в списках. Когтистая лапа вырвала его из наших почетных рядов! Спалился. Замели.
Прошло пару недель и ко мне явилась его гражданская жена каяться.
Красивая деваха! Объявила, что они с Яшей слегка подставили меня, но ни корысти ради! А «токмо» исполняя последнюю волю усопшей супруги. В Яшином варианте это выглядело еще невероятнее. Сногсшибательнее, ужаснее и сентиментальнее…

Познакомились они с Яшей на жарком юге. В Сочах, кажется. Курортный роман. И кавалер выказал себя джентльменом. На даму не скупился. Поил, кормил, дарил и угощал.

Когда, по завершению сезона, он предложил нашей Белгородской красавице продолжить отношения, Валюха и в голову не брала. Треп, что с нее взять? Сама на подножке. В родном Белгороде медсестрой кормится. Но прошло пару месяцев и Яша действительно нарисовался у её дверЯХ с чемоданом. Курортник.
Поменялись за деньги в общаге на большую комнату. Кое-что из вещичек прикупили. Яша говорил, что это не окончательно. Будет она в полном шоколаде! Деньги у него есть. Джигит может хоть сейчас и отдельный добротный дом купить. Но пока… Присмотреться им нужно друг к другу. А ему, кроме того, еще и к Белгороду привыкнуть. Нет, мотнут жить еще куда нибудь.
Мистер ИКС сразу оговорил с ней взаимоотношения: о себе и прошлой жизни он распространяться не хочет. Поэтому сразу закрыли эту увлекательнейшую тему.

Вальку устроило.
И вот Яша, чтобы хоть как то завести в Белгороде знакомства, а за одно и от скуки не пропасть (прям как я!) занялся бизнесом. А куда ему еще? Тогда были только бандиты и коммерсы. И нищая прослойка всех остальных «черных» жителей. Рабочих, учителей, инженеров и профессоров в прошлой жизни.

Я то почему в бандиты не пошел, спросите Вы вполне справедливо? Так я вам отвечу! Посчитал я себя отставником на пенсии от всего этого юного беспредела. Пока молодежь делила сферы влияния и должности во вновь возникшей иерархии я сидел в сторонке и наблюдал. Лезть в пекло без особых причин тридцатилетнему был не резон. Всю эту ботву в соплях малолетства я видел еще в зоне. Рано или поздно боевики – пехота отломает друг другу бошки. За так! Ради азарта. Зачем мне встревать пешкой? Перемелется всё, устаканится. В конце концов, я могу и сам по себе прокормиться. Деньги заламывать, например. Кое какие познания в разводиловке имею. Только вот Белгород слишком маленький город для подобных затей.


Короче, постепенно, чисто случайно… Какая хорошая женщина не добьется своего в постели? Словом, помаленьку Яша выболтал ей, до донышка что шулер он. Только не с югов а с заснеженного Норильска. Получилось так, что грохнули они с подельником уголовного авторитета и прихватили общак. У вора прямо на хазе дело было. Вызвали такси. Завернули тело в ковер, отвезли и выкинули его в реку с моста. И расход. Бабки поделили и пожелали друг другу удачи. Больше никогда в этой жизни не встретиться!

Курс окончен, по глухим селеньям
Нас отправят в дальние края,
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Казахстан уеду я.

Таксист догонял, что вез. Но держал язык за зубами. А когда нашли труп и узнали, кого грохнули - сам пришел в ментуру. Потому – понял: иначе кранты! Так стало известно ментам и братве о приметах убийц. А там уже по своим каналам вычислили личности.
Конечно, Яша с подельником оба были не дураки! (Если можно применить это понятие к самоубийцам, решившим пойти на безнадежное дело!) Выправили они себе поддельные паспорта. Насколько и как, про то я Вам сказать не могу. Либо забыл за давностью лет, либо Яша подруге не распространялся. Да и не в ксиватуре дело! Поскольку погорел Яша не на малявах а на любви к матери.
Из объяснений Валюхи я помню только, что когда он уже доверился боевой подруге полностью, ездили они куда то под Тверь. И Яша узнал своими путями: Грохнули подельничка! Нет в живых. Разыскала его все-таки Норильская братва и казнила. Даже в бегах, под чужой фамилией и в чужих краях. И для Яши это являлось одновременно и хорошо и плохо! Но принципиально. Потому, что, с одной стороны и страх, а с другой – еще одна ниточка к нему оборвалась.

«Люди ищут разные заботы
Хобби, интересные дела
Кто-то для замков отмычки точит
А кто-то хлещет водку из горлА!

«ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ!»
И прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!

А прошла уже пятилетка или более! Но Яша даже по прошествии этого времени боялся приехать в свой родной город, хоть со стороны одним глазком на мать взглянуть. Посылал ей деньги и депеши через третьи руки, что жив. А душа болела. И вот он как то улучил момент и выкрал у меня ключ от офиса на вечер. А потом подбросил под дверь. Наверное это в очередную обчественную пьянку было. Я ТАК ДУМАЮ! . Короче он приволок сожительницу Вальку в мой офис и она разговаривала по телефону с его матерью. А он только слушал. Ну, естественно, Валька убеждала мать за сына не переживать.


И вот что значит случай! СЛУЧАЙ ЕБздУЧИЙ! Мать его … Тысячи ловушек Яша предусмотрел, а на мелочи спалился! И, кажется мне, спалился бы всё равно! В таком деле рано или поздно братва обязательно найдет. Хоть на дне морском!

Прослушивался материн телефон. И, надо думать, не бескорыстно! Не стали бы сами менты проявлять такой интерес к делу пятилетней давности, когда у них ежедненво полный завал.

Тут принципиальный вопрос! И сколько автортетов за это время завалили, и сколько войн уже воровских прошло за сферы влияния. И сколько раз власть поменялась… Но при любой власти Яшу завалить для воров вопрос принципиальный. И общак найти.

А что у ментов было то? Фотография Яшина пятилетней давности. А то и фоторобот! Никаких фактов, что злодей рядом, или вообще в Белгороде. Толпа а в комнате человек восемь – девять! И я еще подыграли Яше в темную. Когда пообещал ментам ****юлей дать. Нервишки Яшины! Они бы меня взяли и в отделе трясли. Кто мог воспользоваться моим телефоном! Выдержку надо было иметь железную! Они бы Яшу скорее всего в личность не расшифровали! Забрали бы меня. А Яша: чемодан-вокзал-бега!

Как интересно, оказывается, умеют жить люди когда они творческие, ищущие натуры! Честно говоря, не пожелал бы я такой жизни ни за какие деньги!

Валька потом бегала в тюрьму, передачки носила, свиданки выпрашивала, бабки ментам платила, чтобы Яшу отдельно от остальных держали. Все зря! В начале исчезла сама боевая подруга. Разом, и как оказалось с концами. Больше Вальку в Белгороде никто не видел. Ни через десять лет ни через двадцать. Через месяц сообщили нам знакомые менты, что нашли Яшу в одиночной камере повешенным.
И, я думаю, повесился он всё таки не сам! Да тут вариантов не много. Вальку могли выследить менты с общаком, грохнуть её втихаря, прикопать, а деньги забрать себе. Или Яша решился на личной нелегальной свиданке шепнуть ей, чтоб делала ноги с концами – иначе грохнут менты или братва! А сам вздернулся в камере не дожидаясь этапа.

Всё бывает в этой едучей жизни! Особенно на крутых переломах. В «Ревущие девяностые!» В омуте закрутившей нас перестройки. Говорят, кто-то поймал свою птицу удачи! Но я, лично, таких не видел. Ведь разделили всё грамотно и по совести. Одним вершки, другим корешки! Одноклассник Селепа, бизнесмен хренов, за долги продал материну квартиру. Мать с Бабушкой умерли с горя под забором. А вот Поймиков десять лет прятался от должников в другом городе. Недавно вернулся! «Всё, - говорит, нет больше в живых моих кредиторов!» Но мать его не дождалась. Умерла, отписала ему квартиру, в которой он теперь и живет.


Рецензии