Русская Япония. Эпилог

                Моему другу Анатолию Замотаеву посвящается

  Чем больше лет проходит после нашего отъезда с острова, тем очевиднее я понимаю, что на советских Северах жил не совсем обычный народ. Жизнь в этих местах требовала не только большой энергии, но и твердого духа, умения терпеть и рисковать, взаимной выручки и известной доли фатализма. Приспособиться к таким условиям лучше всего могли люди творческие и активные.  Рассказать обо всех замечательных личностях, с которыми мы были близко знакомы, которые пользовались всеобщим уважением и каждый достойны целой книги, здесь нет никакой возможности. О многих упоминалось выше. А теперь еще раз хочу сказать несколько слов о простом и безотказном труженике, не начальнике и внешне вовсе не герое. Я говорю о моем  друге Анатолии Ефимовиче Замотаеве.

На Шикотан Анатолий приехал из Приморья в 1963 году, когда развернулось строительство  рыбокомбината «Островной». Фактически на пустом месте возводился новый промышленный центр.  В него входили три консервных завода, электростанция, холодильники, котельные, насосные.  В бухте сооружались причалы, на берегу – школа, больница, магазины, жильё. Со снабжением, питанием и устройством быта были проблемы. В те годы всем работникам платили очень большие зарплаты. Но купить на эти деньги все необходимое для жизни было невозможно. Многие не выдерживали и уезжали на материк. Так кристаллизовался тот уникальный тип жителя Севера, который замечательно отличался от обитателей мест цивилизованных. А ведь народ попадал в эти края самый разный.  Большинство ехало на пару лет, чтобы решить неотложные финансовые проблемы. Приезжали люди, запутавшиеся в личной жизни, и просто романтики. Таких было немного. Наконец, везли в эти края солдат и матросов срочной службы. Те, кому Север пришелся по душе, оставались, заводили семьи, вызывали родственников и знакомых.  Так создавалось местное население. На материк эти люди ездили в отпуск, а свое новое место жительства считали второй родиной. И нигде в мире не было другого уголка, где бы они чувствовали себя так прекрасно, как здесь.

  Таким человеком был и мой замечательный друг Толя Замотаев. Благодаря своей энергии и смекалке он смог освоиться в новых необычных условиях, между делом наладил артельную добычу рыбы, одним из первых раскопал огород, построил теплицу. И народ увидел, что огурцы и помидоры, капусту и чеснок совсем не обязательно везти с материка. Пассионарии-герои ведут народ на военные подвиги, пассионарии-труженики показывают людям на собственном примере, как сделать свою жизнь лучше. Вместе с тем Толя строил свой поселок и свой новый дом. Здесь завел семью, родил и вырастил детей. Так эта Курильская земля стала его родиной. В этих краях много щедрых людей. Толя отличался не только материальной, но и необыкновенной духовной щедростью, умением дружить и оставаться порядочным в любых ситуациях. Для меня Анатолий Ефимович стал человеком, воплотившим в себе лучшие черты жителей нашего Севера. Честно говоря, я бы не удивился, если бы в центре Малокурильска поставили памятник замечательному простому человеку – Анатолию Замотаеву. Теперь, когда его не стало в нашем физическом мире, можно мечтать и об этом.   Не думаю, что мой друг когда-нибудь думал о таком памятнике.  При всех его достоинствах он был удивительно скромным человеком. Точно так не думали о памятниках сотни и тысячи известных и безвестных рыбаков, рыбообработчиц, слесарей, инженеров, чьим трудом были построены на Севере заводы и поселки, в том числе и наш Малокурильск. Для начальства они были просто рабсилой. Для меня они такие же герои, как русские землепроходцы, открывшие и освоившие этот прекрасный суровый край.               
               
  Шикотан - Каменец-Подольский
  2008 - 2014 гг.


Рецензии