Гл. 12 Больница в годы войны

Совсем немного времени после своего открытия (январь 1927г.) проработала городская больница в мирных условиях. Сотрудники обживались в новых, благоустроенных корпусах, осваивали новые  методики лечения, учились сами и учили других, готовя  новые кадры для больницы, открывались новые лечебные кабинеты и целые отделения.
Нападение фашисткой Германии на нашу страну нарушило все планы мирной жизни. Встала задача спасения, лечения и возврата в строй наших солдат. Огромную работу проделали медики городской больницы им. В. И. Ленина за годы Великой Отечественной войны. Многие ушли на фронт, а оставшиеся работали, спасая раненных в госпиталях, которые были размещены в корпусах больницы.

Когда на фронтовых автомобилях
             Вернулись мы, изъездив пол земли,
             Не спрашивайте - сколько мы убили?
             Спросите лучше – скольких  мы спасли?

  Медицина и армия неразделимы - и врач и фронтовая медсестра на переднем крае сражения делили все тягости фронтовой жизни наравне с солдатами; и награды они получали одинаковые – фронтовые, солдатские.
Врачи горбольницы Шлепов А. В., Крейцберг А. А., Калачев А. А., Ягнич Н. К., Алексеенко Н. Т. и многие  другие ушли на фронт.
Золотом вписаны имена врачей и других сотрудников, которые отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Среди них Георгий Максимович Шавинин, на чью долю выпало больше всего организационных хлопот по созданию и обустройству новой больницы в нашем городе.
Погибли на фронте врачи Степан Прокофьевич Нечаев, Ян Израилевич Капелевич, Федор Ефимович Кудинов, Георгий Андреевич Беле, шофер Федор Попов, садовник Яков Дмитриевич Малышевский.
В центральном фойе здания поликлиники на колонне укреплена мраморная доска с их именами. В честь павших медиков в центре больничного городка сооружен на средства собранные сотрудниками больницы обелиск со словами «Никто не забыт и ничто не забыто» (автор проекта Слесарев Александр Илларионович).
Здесь проходят торжественные митинги сотрудников больницы, посвящения в медработники молодых специалистов больницы, возложения цветов на День Победы – 9 мая.
Тысячи раненных прошли лечение в больнице в дни войны. Это примерно 15 тысяч человек. Это усилиями врачей, медицинских сестер, нянечек до 72% раненных возращено в строй действующих бойцов. Ни одна медицина других государств мира таких показателей не имела!
Славный боевой путь дорогами войны прошли врачи: Юдин М.С.,  Шлёпов А.В.,  Севостьянов И М.,  Савенко Н М., Цемин И.Г.,  Кривошеева Л.А.,  Франциянц Г.А.,  Полякова Р.Е. и многие другие. Их помнят, ими гордятся.
 
                Нельзя военным без врачей,
                Без медсестер и санитаров
                И с уважением говорят
                Бойцы о них – совсем не даром!
Сколько слов благодарности слышали наши сестрички от раненных, сколько они отдали донорской крови!
    Имена Франциянц А.Д.,  Полудненко А.Г.,  Харченко В.П., Шемякиной К.М.,  Барашковой В.И. навсегда вписаны в историю больницы.
Оставшиеся медицинские работники лечили раненных в госпиталях, оказывали посильную помощь фронту.                Врач-окулист Грандилевский Иван Иванович помогал нашим пленным из концлагеря, расположенного на территории нынешней школы №10. Он постоянно приходил к охраняемой зоне и украдкой, через щели в заборе, передавал бинты, вату, йод. Глазное отделение не функционировало и Иван Иванович лечил в дни оккупации  мирное население нашего города – безвозмездно оказывал помощь всем, кто к нему обращался.
На всех фронтах Великой Отечественной войны воевали наши медики. Многие из них награждены орденами и медалями. Родина высоко оценила их ратный подвиг.
     Сразу после освобождения города от  немецкой  оккупации 12 февраля 1943г. больница возобновляет работу. В феврале на её  территории  Северо-Казказским военным округом, при участии горздравотдела (заведующий Чирва), организовывается госпиталь. За семь месяцев хозяйничания  завоевателей больница была разрушена: стекла разбиты, отопление, канализация не работали. Часть хирургического корпуса была разрушена бомбой. Инвентаря не было. Но для медиков нет слов: «Не могу!». Всегда звучало и звучит: «Надо!».
Организация госпиталя проходила в очень трудных условиях: в палатах, операционной, перевязочной поставили печи – буржуйки, вставили стекла, часть окон заложили кирпичом. Вместо туалета «параши». В конце августа 1943г. пришли первые санитарные поезда с ранеными. После сортировки оставляли нетранспортабельных  с ранениями в грудь, живот, конечности - других размещали в областные госпитали. Первую партию раненных после обработки пришлось в палатах размещать на сено – простыней не было, кроватей тоже. Сено покрывали, чем могли. В отделениях было в среднем до 120 коек. Госпиталь № 5782 просуществовал до октября 1945 г., когда последних раненных перевезли в Ростовский госпиталь.
Жизнь больницы постепенно входила в нормальный ритм. В 1943-45г.г. на здравоохранение было израсходовано более восьми миллионов рублей. Больница возрождалась и ее сотрудники  своим трудом стремились ускорить её возвращение к полноценной работе.
                Е.Тихонов   


ТЯЖКИЕ ГОДЫ ОККУПАЦИИ

22 июля 1941 года, в день вероломного нападения на нашу страну гитлеровской Германии, на центральной площади города, на шахтах, в учреждениях, в учебных заведениях прошли митинги. Шахтинцы были охвачены единым стремлением – сделать все для разгрома врага.
Началась мобилизация военнообязанных. Тысячи шахтинцев шли защищать Родину добровольно. 28 июня 1941 года состоялся городской митинг, посвященный отправке на фронт мобилизованных и добровольцев. В рядах добровольцев были директор школы № 10 Владимир Михайлович Шаповалов и 30 выпускников школы 1941 года.
В первые же дни войны в городе было оборудовано несколько госпиталей. В школе № 10 находился госпиталь 1607. Начальником хирургического отделения был Александр Васильевич Шлепов.
Несмотря на то, что сотни горняков ушли на фронт, шахты города наращивали угледобычу. Этому способствовало то, что на смену ушедшим на фронт пришли пенсионеры, женщины, шахтеры совмещали профессии, внедряли скоростные методы добычи угля.
Начало войны совпало с уборкой урожая. Более 16 тысяч шахтинцев трудилось на полях Ростовской области. Среди них было около 500 учащихся школ, горного техникума и фельдшерско-акушерской школы.
В городе шел сбор средств от населения в фонд обороны страны. Так, на постройку танковой колонны «Ростовский шахтер» было собрано 1,2 млн. рублей. Молодежь города внесла 50 тысяч рублей на постройку авиаэскадрильи «Комсомолец Дона».
В конце сентября 1941 года на юге страны сложилась тяжелая обстановка. Немецко-фашистские войска прорвали оборону советских войск. После захвата 17 октября 1941 года Таганрога немецкое командование перед группой армий «Юг» поставило задачу обойти Ростов, город Шахты и Новочеркасск, развить наступление на юг и захватить Майкоп и Туапсе.
Город Шахты стал прифронтовым. Началась эвакуация учреждений и населения. Эвакуировали госпитали, в том числе и № 1607, который находился в здании школы № 10. Многие предприятия были демонтированы, шахты затоплены. Вокруг города создавался пояс оборонительных сооружений.
Именно в это время началась организация шахтинского подполья.
Но за 4 дня боев фашистские войска продвинулись вперед лишь на 30 км. Развить дальнейшее наступление на Шахты и Новочеркасск противник не смог благодаря упорному сопротивлению войск 9 армии. Линия фронта прошла по реке Миус, где укрепились на несколько месяцев. Эти успехи войск Красной Армии способствовали разгрому немцев под Москвой.
В это время в Шахты с мест боев поступают сотни раненых. В школе № 10 вновь организуется госпиталь. Несмотря на близость фронта, возобновилась работа 33 шахт, самоотверженно трудились железнодорожники.
4 июня 1942 года состоялось вручение наград – знака «Отличник соцсоревнования Наркомата угля СССР» лучшим шахтерам города. Награды вручал заместитель наркома К. И. Поченков.
28 июня 1942 года фашистские войска предприняли новое наступление на южном направлении, где было сосредоточено 40 % пехотных и кавалерийский частей, более 50 % танковых и моторизованных соединений. В результате тяжелых боев войска Юго-Западного и Южного фронтов вынуждены были отступить. На рассвете 21 июля 1942 года город Шахты был оставлен нашими войсками.
В первые дни оккупации в городе были созданы карательные органы: военная комендатура, госпиталь, жандармерия, управление полиции с 4 отделами, которые осуществляли террор в городе. Начались аресты. Людей расстреливали в карьерах в районе поселка Каменоломни, хуторов Поповка и Власово-Аюта, а затем на шахте им. Красина. Как сказано в «Акте Шахтинской городской комиссии по рассмотрению зверств и злодеяний немецко-фашистских захватчиков», уничтожено за период оккупации города Шахты с 21 июля 1942 года по 12 февраля 1943 года только на шахте им. Красина 3500 человек. Среди расстрелянных на шахте им. Красина были учительница немецкого языка школы № 10 Белько Евгения, ее муж и шестилетний сын.
Во время отступления советских войск из Шахт не был эвакуирован госпиталь, находящийся в школе № 10. Все раненые оказались в плену у немцев. Об этом с огромной правдой, достоверностью написана повесть ленинградского писателя Даниила Гранина «Клавдия Вилор», где описываются страшные сцены пыток, смертей в этой школе.
Кроме лагеря военнопленных в школе № 10 были организованы лагеря в школе № 5 и на шахте «Пролетарская диктатура». В лагерях военнопленных, по данным «Акта Шахтинской городской комиссии…», за время оккупации погибло более 10 тысяч военнопленных.
Как констатирует комиссия, всего в городе во время оккупации погибло 13854 человека.
Террор не сломил шахтинцев. Мужественно действовали коммунисты-подпольщики. В городе была взорвана хлебопекарня, подожжен продовольственный немецкий склад, на станции Каменоломни взорван эшелон с военной техникой.
Погибли руководители подполья И. Г. Клименко, Т. С. Холодов, О. А. Мешкова, В. М. Евлахов и многие другие подпольщики, но сопротивление оккупантам продолжалось.
В городе действовали боевые группы подростков. Одной из молодежных групп руководила коммунист Галина Михайловна Сосненко. В нее входили братья Борис и Слава Биденко, Виталий Чановский, Борис Булатов, Леня Зусик, Николай Дурасов, Владимир Сафонов, Коновалов Виктор, Димитров Леонид, Новиков Евгений. Они распространяли листовки, выпускали бензин из бензобаков машин, резали телефонные провода. В день освобождения города ребята разведали, где в центре города укрылись фашисты. Они провели наших бойцов к центральной площади, кинотеатру «Родина», участвовали в уличных боях.
Сопротивление оккупантам проявлялось и в оказании помощи военнопленным. Вот один из примеров. Игнат Павлович Ткаченко, его жена Ографена Васильевна, их дочь Александра (сын Николай был на фронте) скрывали у себя в своем доме военнопленных, которые выходили из лагеря. Гестапо арестовало семью Ткаченко. Александре удалось спастись. Игната Павловича и его жену расстреляли на шахте им. Красина 10 февраля 1943 года.
В городе была открыта биржа труда, которой руководил обер-лейтенант Штробман. Через биржу труда была создана система регистрации еженедельных явок на биржу всего населения от 14 до 60 лет. Через биржу труда шахтинцев направляли в Германию. Незадолго до отступления немцев из города ими были составлены списки на 12 тысяч шахтинцев для отправки в Германию. Но люди не являлись на биржу, уходили в хутора, скрывались в городе. В результате стали проводиться облавы: людей хватали на улицах, на базаре, делали обыски в домах. Всех задержанных направляли в лагерь военнопленных на шахту «Пролетарская диктатура», а оттуда или в Германию, или вглубь оккупированной территории.
За время оккупации города фашисты угнали в неволю 9 тысяч шахтинцев.
12 февраля 1943 года передовые подразделения 258 дивизии освободили город Шахты от оккупации.
Общий ущерб, нанесенный городу войной и оккупацией, составил 296 млн. рублей.
Начались восстановительные работы. Уже 20 февраля 1943 года на шахтах были добыты первые тонны угля. Из 33 предприятий треста «Шахтострой» в феврале 1943 года в эксплуатацию были пущены 4 шахты, в марте – 12, в апреле – 15.
Шахтинцы совершили невозможное. Почти полностью разрушенные шахты восстановлены за 3 военных года.
Уже в феврале 1943 года начались занятия в ряде школ.
Принимались меры для освобождения зданий школ, занятых военными частями. Начался ремонт школ, библиотек, общественных зданий. Летом 1944 года на детских площадках и в пионерских лагерях отдыхали около 5000 детей.
Коллектив эвакогоспиталя № 1607, где трудился, не зная сна и отдыха, наш чудный доктор А. В. Шлепов, дошел до Берлина, где 11 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден высокой правительственной наградой – Орденом «Красная Звезда». Награждены были и многие военнослужащие, врачи, медсестры, фельдшеры и санитары.
Награды им вручал Берзарин Николай Эрастович, командующий 5 ударной армией, генерал-полковник, Герой Советского Союза, первый, после взятия, комендант Берлина. Эта армия принимала участие и в освобождении нашего города. Арттехник 782 артиллерийского полка младший лейтенант Тихонов первым водрузил знамя над городом в день освобождения.


Рецензии