Притча-сказка. Последнее слово new

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

 История эта случилась с одним очень нехорошим жителем страны Каринии Фархом.
Богат был Фарх да скуп очень. Жил он в роскошном особняке в центре города и имел сотню слуг.
Местные жители богача недолюбливали и за глаза прозвали его «Последнее слово». А все потому, что Фарх и дня не мог прожить без своего любимого выражения: «Последнее слово всегда за мной». Неважно, чего это касалось: покупки ли новой кровати, или кружки вина, всегда одно и то же: «Последнее слово за мной!». Из-за этого «последнего слова» многие торговцы города Каринии частенько оставались без гроша в кармане.
— Эх, нет справедливости на свете, — жаловались торговцы на Фарха. — Это ж надо каждый день приходит на торговую площадь и не платит ни копейки за товар. Только и слышишь от него: «Последнее слово за мной». А его последнее слово обычно какое: «Для меня все бесплатно».
Но однажды случилась удивительная вещь. Встав как всегда рано поутру со своей золоченой кровати, Фарх отправился на торговую площадь и не для того, чтобы что-то купить, а для того, чтобы в лишний раз выторговать у какого-нибудь бедного торговца его товар бесплатно.
Чинно прохаживаясь между рядами, Фарх с неописуемым наслаждением выбирал себе очередную «жертву» своего «последнего слова». Неожиданно на глаза ему попался какой-то убогий старик в грязных лохмотьях. Старик, видимо, пришел откуда-то издалека. Продавал он неизвестные листья и коренья.
— Эй, ты! — окликнул старика Фарх. — Что ты продаешь?
— А разве ты слепой и сам не видишь? — спокойно отозвался старик.
— Что?! — подскочил на месте Фарх. — Ты с кем так разговариваешь, грязный оборванец! Ты разве не знаешь, кто я?!
— Я знаю только трех великих мудрецов моей небольшой деревушки, и ты в их число не входишь, — по-прежнему был спокоен старик.
— Да как ты смеешь! — зашипел, словно змея, разъяренный Фарх, но, заметив безразличие старика, присмирел. — Что это? — ткнул он пальцем в незнакомые травы и коренья.
— Это болотный плющ и его корни, — ответил старик. — Из листьев и корней этого плюща делают замечательные капли от насморка.
— От насморка, это хорошо, — надменно рассмеялся Фарх. — Что ж, старик, я покупаю у тебя все твои лечебные травы. Сколько ты за них просишь?
— Столько, сколько бы ты заплатил за лекарство, которое тебя излечило, если бы ты был болен.
— Ха-ха-ха! — разразился смехом Фарх. — За свое драгоценное здоровье я бы не пожалел всего моего богатства, но я, слава богу, здоров, а потому, глупый старик, я не заплачу тебе ни гроша за твои пожухлые травы. И это мое последнее слово!
— Что ж, пусть будет так, как ты сказал. И пусть твое слово будет последним.
Сказав это, старик тяжело вздохнул и, опершись на свою палку, побрел прочь из города.
Собрав все травы старика в охапку, Фарх уже хотел прокричать на всю торговую площадь о том, что последнее слово всегда за ним, но, раскрыв рот, замер, ибо не мог вымолвить ни слова. Беспомощно размахивая руками, Фарх бросился вдогонку за стариком, но того и след простыл.

Мало ли много ли времени прошло с того загадочного происшествия на торговой площади, а Фарх по-прежнему был нем, как рыба. Множество лекарей он обошел, уйму лекарств и зелий выпил, все несметные богатства свои растратил, а все без толку. Нищий, больной, уставший Фарх уже был готов распрощаться с жизнью, но местный продавец овощей, сжалившись над беднягой, посоветовал:
— Отправляйся-ка ты в деревушку Трех Мудрецов, что находится за мельницей. Возможно, именно там ты сможешь отыскать старика, что заколдовал тебя.
Обрадовавшись, Фарх благодарно склонился перед торговцем и, не раздумывая, отправился в путь.
Как оказалось, деревушка Трех Мудрецов состояла всего из трех небогатых домов. На скамеечке возле одного такого старого и покоившегося от времени дома сидел знакомый Фарху старик. Подбежав к старику, Фарх бросился перед ним на колени и горько заплакал, глазами моля о пощаде.
— Встань, — сказал несчастному старик. — Садись со мной рядом. Ты пришел, чтобы я расколдовал тебя?
Фарх согласно кивнул головой в ответ.
— Но колдовства в твоей внезапной немоте нет. В том, что ты больше не можешь говорить, полностью твоя вина. Ты сам так захотел. Ты сказал: «Это мое последнее слово» и оно и впрямь оказалось для тебя последним. Ведь все было именно так? — вопросительно посмотрел старик на Фарха.
Пристыженный Фарх вновь кивнул головой в знак согласия.
— Что ж, теперь ты понимаешь, как велика сила каждого произнесенного тобою слова. И потому я считаю, что ты сполна заплатил мне за лекарство от своей болезни, и действительно не пожалел всего своего богатства.
— Но я, — неожиданно заговорил Фарх. — О, боги всемогущие! — не помнил он себя от радости. — Я вновь могу говорить! Вновь могу произносить слова! Ах, какое же это наслаждение! Какое счастье! Спасибо вам, — припал он к коленям старика. — Спасибо!
— Не за что меня благодарить, — ответил старик. — За свое излечение ты уплатил нужную мне цену.
— Но я не дал вам ни копейки, — растерялся Фарх. — И, к сожалению, я теперь не могу вам ничего предложить. Все мое богатство ушло на городских лекарей.
Старик улыбнулся.
— Тогда, на площади, ты не знал о какой цене идет речь. Эта цена — мудрость. Бесценное богатство всех живущих на свете. Мудростью ты и заплатил мне.
— Значит, теперь я по-настоящему богат? — задумался Фарх.
— Но не забывай, — предостерег его старик, — что каждое сказанное тобой слово может в любой момент оказаться последним. Береги слова. Думай, что говоришь.
— Этого я никогда не забуду, — поклялся Фарх и учтиво склонился перед стариком.
И, говорят, сдержал слово. После всего с ним случившегося, Фарх покинул родной город и перебрался жить в отдаленную деревушку. Местные жители прозвали Фарха молчуном.
— Он говорит так мало и так правильно, будто боится, что любое сказанное им слово, может стать для него последним… — говорили люди и в чем-то были правы.


Рецензии