Пути Господни. Первой мировой посвящается

       Распахнулась дверь, и в квартиру ввалился Петька. За плечами неподъёмный портфель, куртка и сменка в руках, вязаная шапка сдвинута почти на макушку.  Крепкий, шумный, смуглые щёки залиты маковым румянцем, огромные черные глаза блестят. Петя выше всех в классе, богатырь!
– Мам-пап! Нам сегодня про войну рассказывали! Про первую!
– Петька, раздевайся, мой руки! Обедать.
Тот быстро заученными движениями освободился от своего груза, распихал по местам вещи.
– А Марья Васильевна называет меня Петром, а не Петькой! Она нам на классном часе про первую войну рассказывала!
– Руки.
Петя пулей метнулся в ванную.
– Так интересно!
– Про Первую мировую?
– Да! И нам задали рассказать о своём прадедушке, если он воевал на этой войне. Не дедушке, мам! А пра….  Я суп не буду. Я в школе ел.
– Тогда возьми булочку с изюмом.  А что можно о нём рассказать? Даже не знаю… Он уже умер, когда я родилась.
– А фотография, там, где дедушка… прадедушка с шашкой… Значит, он был на войне!
– Есть такая фотография. Сейчас посмотрю. Только не шашка, а бебут, кинжал такой длинный. Мой папа говорил, что дед был конным разведчиком пехотного полка. Но на каком фронте, в каких сражениях участвовал, не знаю.
Вера Петровна, такая же черноглазая и быстрая на подъём, как и сын, достала бережно хранимый «мамин» альбом тёмно-синего плюша с пожелтевшими от времени страницами, с прорезями для фотографий. Ещё маленькой она тыкала пальчиком в старые, начала века коричнево-белые фотографии и спрашивала, а это кто? Спокойные благородные лица мужчин, чудные, романтичные женские образы. Сейчас всё по-другому – фотографии, сделанные чаще всего на ходу, рядом с какими-то достопримечательностями, сохраняются где-то там, в компьютере, в многочисленных папках. Вера Петровна перелистывала альбом, то и дело, задерживаясь взглядом на родных лицах.
Петька забрался на диван, сел рядом, ткнул пальцем в фото:
– А это кто?
Вера Петровна перевернула страницу. А вот и дедушка Афанасий. Сидит на венском стуле, гордая осанка, на груди то ли медаль, то ли орден – плохо видно, бебут на левом боку, лихие усы. Рядом с молодым Афанасием стоит в тёмном платье и белом переднике с карманами медсестричка, положила лёгкую руку на плечо, белый плат с крестом покрывает голову и плечи. 
Вера Петровна услышала из далёкого детства свой вопрос:
– Это бабушка?
– Нет, это сестра милосердия, ухаживала за дедушкой Афанасием.
– Это бабушка? – Это уже Петька.
–Нет, это сестра милосердия, ухаживала за дедушкой Афанасием. Бабушку он встретил потом.
– А ты посмотри на обороте, может, запись какая-нибудь, дата? – Вошёл папа, Дмитрий Сергеевич, и комната сразу стала маленькой, потому что папа ни ростом, ни силушкой не обделён. Есть, в кого Пете расти.
Вера Петровна осторожно вынула фотографию. Да, что-то написано.
«Тирасполь. Ноябрь 1915год. После смотра войска генерала Щербачева Императором Николаем II»
– Ого! Значит, дедушка Афанасий Царя видел?
–Получается, что так. И служил он, судя по записи, в армии генерала Щербачёва. Уже кое-что!
– Знаете, – задумчиво произнёс Дмитрий Сергеевич, – а ведь мой дедушка тоже видел Николая II, он сам мне рассказывал. И было это, как я припоминаю, именно в Тирасполе!
– А разве Тирасполь - это Россия?
Дмитрий Сергеевич и Вера Петровна после удивления и секундной заминки – ах, да! – Петя же родился и вырос в новое время, истории ещё не изучал, где же ему знать все перипетии страны, коротко объяснили, что Приднестровье и Тирасполь были частью Российской империи ещё со времён Императрицы Екатерины II и Александра Суворова!
Дима подсел к компьютеру:
– Сейчас посмотрим, есть ли что-нибудь в интернете о том смотре. Так-так-так. Вот! Слушайте! Воспоминания Пьера Жильяра, наставника Наследника Цесаревича Алексея Николаевича: «…Несколько дней спустя мы были в Тирасполе, маленьком городке в ста километрах на северо-запад от Одессы, где Государь сделал смотры частям войск генерала Щербачева. По окончании смотра Царь пожелал лично отдать себе отчет в потерях, понесенных войсками, и через командиров полков приказал, чтобы те, кто находился в рядах с начала кампании, подняли руку. Приказ был отдан, и только несколько рук поднялось над этой тысячной толпой; были целые роты, в которых никто не шевельнулся…»
Вера Петровна вздохнула:
– Знать, тяжёлые были бои! Столько погибло!
– Получается, мои прадедушки воевали вместе?
–По-видимому, так. Я вот что думаю: мой дедушка Афанасий был тяжело ранен, значит, он – один из тех немногих выживших, тех, кто поднял руку! Он ведь был на смотре!
– Так и мой дедушка Пётр воевал с самого начала войны, то есть с четырнадцатого года, значит, и он выжил и руку поднял! – заволновался папа Дмитрий Сергеевич.
– Постой, постой! Раненого в бою Афанасия спас солдат по имени Пётр. Тоже раненный, он тащил его на себе несколько вёрст! Дедушка в благодарность дал слово назвать своего сына в его честь. И слово своё сдержал! Я ведь Петровна. Отец говорил, что он был полным тёзкой спасителя – Пётром Афанасьевичем.
– Моего деда звали Пётр Афанасьевич!!!
– Ты хочешь сказать…
Дмитрий Сергеевич, Вера Петровна и Петька во все глаза  смотрели друг на друга, на их лицах проступали изумление и радость неожиданного открытия.
–А что, оч-чень-очень может быть! По крайней мере, большая доля вероятности в этом есть.
–Твой дед не рассказывал, он никого не спасал в империалистическую? – спросила Вера Петровна.
– Дед не любил хвастать, но я помню, у него был рубец от шашки, он тоже был ранен.
– Какое непростое время.– Вера Петровна по-новому всматривалась в родные черты. Так вот ты какой, дед Афанасий! – Жаль, что мы так мало знаем о той войне!
Петька возмутился:
– Мам, а интернет!
– А тебе только бы за компьютер! Книги читай!
–Вера, а ведь сын прав. В интернете сейчас столько информации!  Фотографии, и даже фильмы, – Дмитрий Сергеевич уже открывал один за другим сайты, где были видны снимки офицеров, портреты царской семьи. Вдруг он повернулся к жене, словно его осенила блестящая догадка:
– Ве-ера! Если всё это было так, как мы думаем, а в этом я уже не сомневаюсь, то наш сын, которого мы назвали в честь твоего отца Петром, так же назван и в честь моего деда Петра!
– Повтори!
– В честь кого я назван?
– Я поняла! Сынок, мы дали тебе имя моего отца Пётра Афанасьевича, а он в свою очередь был назван в честь папиного дедушки, твоего прадеда Петра Афанасьевича.
– Удивительно! Наши деды вместе сражались во Второй Отечественной войне, как её тогда называли в Российской империи!
–И подумать не могли, что почти через сто лет появится на земле их общий правнук.
– Пётр!
– Я!!!
– Да, Петя, ты!
– Вот это да!
Папа, мама и сын почувствовали, что их объединило что-то очень большое и значимое: история их семьи тесно переплеталась с историей страны.
– Подумать только, какое мы сделали открытие! Как хорошо, что Марья Васильевна затронула тему Первой мировой.
– Да, но что же наш Петя расскажет в школе? Это всё не так просто объяснить.
– Скажу,…  что мои прадедушки воевали вместе, что они настоящие герои! И я, когда вырасту, тоже буду Родину защищать!
Дмитрий Сергеевич повернулся к компьютеру:
– А про Первую мировую мы сейчас узнаем.
Вера Петровна заглянула через плечо мужа. На экране открылся ещё один сайт и появилась надпись «Забытые подвиги Первой мировой. Дмитрий Григорьевич Щербачёв – русский военачальник, генерал…»
Папа, мама и Петя прильнули к экрану. Послышалось:
– Смотри, Пётр, на том смотру присутствовал Цесаревич Алексей Николаевич, и было ему, как и тебе, всего одиннадцать лет!...


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.