Светлая память тебе, Валентин!

   Лучше бы я не знала Вас, мой Брат Валентин!
   Такие люди бывают жизненно необходимы всегда и всем, но кто знал, что все так обернется и так скоро!.. Вырвавшись из пут самого тяжелого недуга (инсульта), Вы обнадежили меня, что в Вас сидит могучий Дух, который не сломить ничем! Что же Вас подкосило так, что легче стало уйти, чем вернуться?..
   Со вчерашнего дня ни о чем не могу думать. Слова соболезнования, какими бы они не были искренними, выглядят фальшиво, плоско, и не имеют к Вам никакого отношения! Потому не могу ни написать, ни позвонить несчастной женщине, любимой Вами женщине, которую сейчас вряд ли что может утешить…
    Чтобы продлить Ваше пребывание на этой Земле, украшением которой Вы были, перечитываю Ваши письма. Одно из них не могу не привести здесь, потому что писал его человек, сам нуждавшийся в это время в помощи и поддержке близких:
   "Дорогая Сестра Марьям, здравствуйте! Я мог только мечтать о таком подарке в этот раз благоволящей ко мне Судьбы - обрести в Вашем лице одновременно и друга-единомышленника и душевно близкую, участливую и удивительно мудрую красавицу  Сестру! И вот мечта стала явью! Дорогая Марьям, отлично понимаю, что в качестве Вашего брата, пусть не по крови, но сердцем, умом и даже, мне кажется, общественным темпераментом я при всем моем желании не в состоянии восполнить Вашу страшную утрату, как никем нельзя заменить уход матери, отца. Но прошу Вас помнить, что не  один "уголок" моего сердца, а все оно безраздельно в его братских чувствах и помыслах отныне и до последнего дня моей жизни будет с Вами и Вашими близкими. Человек жив и здоров,пока нужен другим людям. А меня отныне будет всегда и всюду сопровождать жизнетворное сознание, что я, кроме своих Катюшки, Никиты и Лены, не меньше нужен и трем прекрасным женщинам Северного Кавказа, - матери: потерявшей любимого и глубоко почитаемого мужа, и юным дочерям, оставшимся без обожаемого отца.
   Спасибо, дорогая Сестра, за  совет пересмотреть мое отношение к самому себе, дабы не считать себя больным и  немощным, а также, в случае необходимости, опираться не на палку, а на посох, ибо только он есть   и знак, и помощник  умудренной старости .
   Дорогая Марьям, у меня нет слов выразить свое удивление и восхищение: неужто Сборник северокавказской лермонтовской конференции уже издан?! Ведь это  еще один ПОДВИГ, равный  любому из двенадцати подвигов Геракла, с той существенной особенностью, что совершён он не могучим греческим титаном, а в одиночку столь же изящной, сколь и хрупкой женщиной! Могу лишь еще раз от себя и Е.Ю, а также С.И. Кормилова воскликнуть СПАСИБО!!!
   Дорогая Сестра, по праву старшего (годами) брата, прошу: БЕРЕГИТЕ СЕБЯ  для Ваших дочерей и всех, кто Вас любит и кому Вы очень нужны!!! Ваш московский брат Валентин".
    Знаю, что Вы не погрешили здесь ни словом, ни чувством. В 2010 году Ваша аспирантка из Ингушетии, чувствуя, что теряет сознание, позвонила именно Вам. Услышав в телефонной трубке: «Валентин Александрович, я умираю!..», Вы не успокоились, позвонив ее дяде, живущему в Москве. Что-то Вам подсказывало, что дядя не проникся Вашей тревогой, и Вы поспешили к Эсет. Врачи сказали, что девушку привезли вовремя. А Эсет не сомневалась: «Меня спас Валентин Александрович!»
    Так получается, что слова и поступки одних отвращают нас не только от них самих, но от страны, в которой они живут, а такие люди, как Вы, наполняют гордостью, что живем мы одной семьей, в единой стране! Ваш уход обязывает помнить об этом.
    Что наши клятвы и обещания в такой момент, когда Земля потеряла, а Вселенная только обрела?
     Мне очень тепло от мысли, что у меня в России был русский Брат.
     Светлая память тебе, Валентин!
________________________

  Недзвецкий Валентин Александрович. - Родился 21 апреля 1936 г. в с. Малые Щербиничи Злынковского района Брянской области. Окончил филологический факультет МГУ (1958). Квалификация: филолог, учитель русского языка и литературы средней школы. Тема кандидатской диссертации: "Реализм И.А. Гончарова". Тема докторской диссертации: "Фазы русского социально-универсального романа XIX в.".

   Доктор филологических наук (1994). Профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета (1996). Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (1996), президент Ассоциации вузовских филологов (1992). Заслуженный профессор Московского университета (2008).

   Литература о нем:

   Кормилов С.И. "В.А. Недзвецкому 60 лет". "Вестник МГУ". Сер. 9, филология. 1996. № 2. С. 203–204.

   "Кто есть кто в русском литературоведении". Часть III. М., 1994. С. 232–233.

   "Профессора и доктора наук МГУ им. М.В. Ломоносова". М., 1998. С. 380.

   Международная академия наук педагогического образования. Биографический словарь. Выпуск 1. М., 2000. С. 203–204.

   Кормилов С.И. «В.А. Недзвецкий». "Вестник МГУ". Сер. 9, филология. 2006. № 3. С. 235–238.


Рецензии
В недавнем ноябре поговорили по телефону. Оказалось, мы земляки. Наши корни в соседних районах Брянщины. 7 ноября передал Валентину Александровичу сборник материалов МНК "Лермонтов, Россия. Кавказ: движение во времени" и через Елену Юрьевну получил от него книгу "Статьи о русской литературе XIX-XX веков Научная публицистика Воспоминания" (Нальчик, ООО "Тетраграф" 2011). Два дня не отрывался. Его книга характерна присущим Валентину Александровичу даром проникновения в исследуемое творчество, смысловой емкостью простых фраз, точностью определений. В дарственной надписи он назвал книгу "Оправдание Лермонтову" замечательной, а меня - коллегой. Оценка, несомненно завышенная. Но в ней одна из граней характера В.А. Недзвецкого - стремление поддержать честный труд. 22 ноября Эсет готовилась прочесть свои стихи в Московском филиале Лермонтовского общества. Спросил, не её ли куратор Валентин Александрович? Лицо Эсет сразу просветлело. Уверен, так будет при упоминании его имени у каждого знавшего В.А.Недзвецкого. А сейчас присоединяю свою скорбь к чувствам родных Валентина Александровича и вашим, Марьям Адыевна.
Валерий Прищеп

Валерий Прищеп   29.12.2014 19:22     Заявить о нарушении
После встречи Лены с Вами, Валентин Александрович благодарил меня: "Спасибо и за возможность лично узнать Валерия Ивановича Прищепа, который нам с Леной этот Сборник привез и который оказался, по словам Лены, замечательно интересным человеком, а для меня еще и земляком". Думаю, вы подружились бы, Валерий Иванович. Спасибо Вам за слова сочувствия. Я действительно потеряла очень дорогого мне человека!

Марьям Вахидова   01.01.2015 00:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.