Вместо покаяния

  Какой позор! Их дочь – воровка! Ну почему она это сделала?
  Их любимая девочка, их радость, для которой готовы были Луну с неба достать, украла из портфеля у одноклассницы деньги.
  И для чего? На переменке в школьном буфете накупила сладостей.
  После тяжёлой болезни в младенчестве, когда уже и надежду было потеряли, они все эти годы пылинки с неё сдували, пальцем ни разу не тронули.
  Доченька их, конечно, не ангел, бывало всякое, но этот случай из ряда вон: пожурить как всегда недостаточно, надо пресечь на корню, чтобы на всю жизнь запомнила.
  Как же поступить? 
  Алексей вспомнил, как единственный раз в жизни стоял он в углу: не просто стоял, грызя ногти и ковыряя в носу, а на коленях, да ещё и на горохе. Что осталось в памяти?
  Обида? Боль? Нет, жгучий стыд за проступок, такой стыд, что до сих пор не мог рассказать об этом никому, даже жене.
  А вот почему он тогда такое сотворил, как ни старался, вспомнить не мог.
  – Ты что, ставить ребенка в угол – старо как мир, дедовские методы воспитания. Ведь она попросила уже прощения и деньги мы вернули. Ты подумал, как это скажется на её детской психике?
  – Я подумал, как это скажется, моя дорогая, и очень скоро – на нашей психике, если мы этого не сделаем.
  Алексей, всегда мягкий и уступчивый, когда дело касалось его любимых «девочек», в этот раз был непреклонен.
  – Горох в доме есть? Нет? Ну что ж, будет стоять на кофейных зёрнах. Пусть подумает и запомнит. На всю жизнь.
  А когда они всё это пережили, когда круги от происшествия, возмутившего их семейную тишь да гладь да божью благодать, разошлись, Алексей впервые задумался о том, почему детей ставят именно в угол. Откуда это пошло?
  Чего только не начитался он в интернете: и что «такой метод насильственной изоляции вряд ли можно назвать гуманным и эффективным: он создает тревогу и учит детей, что любовь родителей является условной». Оказалось, что «вместо угла можно было использовать специальный стул для наказаний или просто закрыть в комнате». А вот поклонники фен-шуй считают, что «в углах скапливается негативная энергия и угол — не лучшее место для малыша». Хотя другие феншуисты утверждают прямо противоположное: «ребёнка в угол на короткое время ставить можно – отдав лишнюю энергию, ребёнок выйдет из угла тихим и просветлённым».
  В общем, большинство в один голос заявляли, что «ставить ребенка в угол – старо как мир. Если ты хочешь воспитать современного человека, личность, тогда используй более гуманные методы воспитания своего ребенка».
  Это что же получается: он жестокий и ужасный крокодил и дочь свою не любит?!
  И тут на глаза Алексею попалась информация, которая рассеяла все появившиеся сомнения. Оказывается, «ставить в угол – это значило на Руси ставить для покаяния перед Богом в Красный угол, где помещались иконы»!
Если в доме и в душах места Богу нет, как нет и подлинного осознания греха, а иконы в красном углу заменил телевизор, то вместо покаяния и угол превратился просто в место наказания.
  Легли на сердце Алексею и христианские наставления святителя Тихона Задонского: «Грех, оставленный без наказания, бывает причиной другого греха, а также причиной греховного обычая, что очень страшно. Поэтому за всякий проступок наказывай своих детей по мере проступка, чтобы помнили, за что наказываются, и так бы впредь боялись оступаться».
  Значит, правильно он поступил? Но когда представил, как заглянет завтра в бесконечно родные глаза, его любящее отцовское сердце сжалось: что увидит он в них?

 

 


Рецензии