Пушкин и Бродский
Если правда, что звёзды определяют судьбу человека, то у Пушкина и Бродского были одни и те же звёздные покровители.
Судите сами. Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня нового стиля) 1799 года в Москве. Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Пушкин родился накануне эпохи завоевательных войн Наполеона. Он словно пришёл на смену тысячам русских людей, погибших в Первую Отечественную войну. Россия откликнулась его рождением на эту национальную трагедию. И гений Пушкина многое сделал вместо тех, кто погиб на полях сражений…
Бродский тоже родился накануне Великой Отечественной войны.
Судьба России надеялась откупиться его талантом за гибель миллионов советских людей. Всё словно повторилось, и стало повторяться и дальше в судьбах обоих поэтов. Близость дат их рождения повлекло и сближение дат их смерти. Пушкин умирал 28 января, а Бродский умер 28 января.
За двухсотлетием со дня рождения великого Пушкина следует дата смерти Бродского. Пушкину – 200, а Бродскому – 60. Даже их юбилеи близки. Но и это ещё не всё. Пушкин погиб, когда ему было за тридцать. А Бродского в этом возрасте выдворили за пределы его Родины. Тридцатилетний рубеж оба поэта преодолели, чтобы пережить потом огромную трагедию своей жизни. Пушкин не смог оправиться от ранения и умер. А вот Бродскому удалось выжить, хотя на Западе ему сделали несколько операций… Пошаливало сердце.
И всё же он выжил. Выжил для того, чтобы принять возрастную эстафету из рук самого Пушкина и тоже стать знаменитым, всемирно известным поэтом.
И Бродский стал им. Россия может гордиться своим сыном. Он не уехал в Израиль, он не изучал иврит или идишь, так как считал и был твёрдо уверен в том, что родной язык у человека только один. Этот язык для Бродского был русским. Он творил именно на нём, хотя и английский тоже знал неплохо и ряд своих произведений потом создал на нём. И всё же русский язык Бродский любил больше. Это был язык Пушкина, к которому Бродский относился с глубоким уважением и считал его одним из своих главных учителей.
Одно из первым стихотворений Иосифа Бродского называется «Другу-стихотворцу».
Нет, не посетует Муза,
если напев заурядный,
звук, безразличный для вкуса,
с лиры сорвётся нарядной…
Всего в этом стихотворении тридцать две строки, но не это наводит на раздумья, а то, что у другого юного поэта было стихотворение с похожим названием. Любителям поэзии Пушкина оно хорошо известно и называется «К другу стихотворцу».
Как видим, названия обоих стихотворений отличаются всего на одну букву. Бродский с первых своих шагов в поэзии ориентировался на гениальных поэтов мира. Он любил стихи Баратынского, считал своими учителями Горация и Вергилия, был лично знаком с великой Анной Ахматовой и очень ценил её творчество, хотя творческая манера Цветаевой была ему гораздо ближе и он стремился ритмически приближаться к её достижениям в поэтике…
Однако вернёмся к Пушкину, юбилей которого обязывает уделять ему особенное внимание. Я считаю Бродского одним из последователей и самым известным современным учеником великого Пушкина. Это можно доказать и косвенно, как я уже попытался сделать, но и достижения Бродского в поэзии говорят сами за себя. Известного в мире поэта, лауреата Нобелевской – самой престижной на сегодняшний день премии, родившегося в России и сверявшему свои творческие шаги с Пушкиным, не грех сравнить именно с ним, с Пушкиным.
В подтверждение своих слов приведу ещё один из примечательных фактов, которых множество… В у962 году накануне своего первого ареста Бродский, достигший уже заметного мастерства в поэзии, пишет своё пророческое стихотворение, которое знакомо нам всем по его первой строчке…
***
Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию – спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь – велосипедным колесом.
А ягодицы – к морю полуправд…
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, -
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
Пускай меня разрушат, расчленят,-
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струёй воды ударю в небеса.
1962
Это стихотворение явно написано под влиянием стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Оно ещё одно свидетельство того, что Иосиф Бродский много размышлял и изучал творческое наследие великого Пушкина, учась у него необходимому поэтическому мастерству. И об этом должны всегда помнить все начинающие поэты: пример Бродского другим - наука!
Оттолкнувшись от гения, он и сам достиг величайших вершин в поэзии. И пусть зрелый Бродский писал уже в иной - далёкой от пушкинской - манере, он всё равно ученик Пушкина. А манера Бродского явилась следствием его выдворения из страны, что и сбило его с классического, пушкинского пути развития русской поэтики. Зато он создал свою поэтику, которую признал мир. И Пушкин мог бы гордиться таким учеником, у которого есть чему поучиться всем нам, пишущим современникам поэта. У всех нас свои пути-дороги, но облик Пушкина, его гениальное творчество, русский дух его поэзии, который смог вдохнуть Иосиф Бродский, будут всем нам путеводной звездой на трудной творческой дороге к Парнасу. У Пушкина и сегодня есть чему учиться…
Свидетельство о публикации №214122401790