Рассказ моей тетушки
- Наша мама работала в колхозе. Сначала с папой ухаживали за лошадьми. Потом, когда появилась ферма, в 50-е годы, мама устроилась туда дояркой. Мне было двенадцать лет. Я все время училась в интернате, потому что в деревне школы не было, и жила на квартире. Дома мне, как старшей, приходилось сидеть с тремя младшими детьми. Лидия на три года моложе, потом, Таисия, Аля и Толик, и последний, Лёня, мне было пятнадцать лет, когда он родился. Но Аля умерла от дизентерии в девять месяцев, а следом за ней Толик, он прожил всего две недели.
Когда я приехала в село, мне было четырнадцать лет. Я была рада, что немного отдохну от работы нянькой, потому что домой могла уезжать только в выходные, да и то, не часто: нужно было готовиться к экзаменам, а село за тридцать километров от нашей деревни, не наездишься. Но и тут мне не повезло. Жена директора школы преподавала русский язык и литературу, я хорошо училась по этим предметам, а у нее был маленький ребенок. Чтобы ей вести уроки, она часто отправляла меня нянчиться, потому что школа была рядом с их домом.
Летом, в каникулы, я помогала маме на работе. Возила молоко с фермы по деревням. Запрягали быка, чтобы сэкономить за оплату лошади. Как не боялась управлять им, до сих пор не понимаю, ведь если бы нам на дороге встретилось стадо, он бы точно перевернул повозку. А было мне в то время всего четырнадцать лет, и я была маленькая и худенькая.
Когда я закончила школу и уехала на работу с нашей вятской глуши в Иваново, мои сестры Лидия и Таисия уже перебрались туда и вскоре вышли замуж. Жили они сначала у родственников на квартире, а мне места уже не было, потому что родные сами были многодетными. Тогда я пошла на фабрику, чтобы поселиться в общежитии. На комбинате меня ткачихой не брали из-за маленького роста, я не могла достать все нити. Мне предложили выучиться на прядильщицу, там станки невысокие, но очень шумно, когда они перерабатывают пряжу, поэтому и слух ослабел, а зрение от пыли тоже очень упало, но я все равно читаю книги и газеты.
Вот теперь и фабрики все позакрывали в городе, А раньше наш хлопчатобумажный комбинат гремел! Наши ситцы отправляли за границу, поэтому заработки у нас были хорошие. Квартиру мы долго ждали. Когда я вышла замуж, жила с Николаем, его матерью и семьей старшей дочери Коли, оставшейся от его умершей жены, в бараке без удобств. Там у нас была комната с перегородкой для нашей спальни. А потом дали Николаю квартиру от работы, а семья его дочери осталась жить в бараке. Но квартира была с соседями и тоже без удобств. Мы прожили там пять лет. Пока директор Колиного завода не захотел свои улучшить жилищные условия. Дай Бог ему здоровья! Он переехал в новый дом, а Николаю, как лучшему бригадиру строителей, передал свою трехкомнатную на первом этаже. Так и живем там.
А теперь вот, молодые и квартиру не могут получить, и на работу устроиться после техникума. Мы хоть двадцать лет ждали, да было чего ждать. А жили, конечно, очень тяжело...
Свидетельство о публикации №214122401924