Глава 5. Ложь о невидимой руке рынка

Вообразим кучу песка.

Её форму можно назвать строением, стихийно складывающимся из индивидуальных поведений песчинок под действием «невидимой силы тяжести».

Это и есть либералистская модель экономики.

Карл Менгер – один из отцов экономического учения либерализма,  - черпал вдохновение в естественных науках и переносил на общество идеи атомного строения вещества и логику причинно-следственных связей (3).

Именно он свел экономику к совокупности «либеральных атомов».

Эти «атомы», мол,  ведут себя свободно и разумно, - принимают решения, из выполнения которых и складываются рыночные обстоятельства. 

В итоге, либеральная экономика,  как бы, - стихийная куча песка.

Ни одно из реальных обществ не соответствует этой модели.

В устройстве любого общества обязательно есть технические и правовые основы, связывающие людей в это общество и, в этом смысле, выступающие их общей собственностью, - видимые, используемые и требующие общего управления.

Например, сам рынок,  есть основа, нуждающаяся в общих решениях.

Если общей технической или правовой основы нет, то нет и общества, ибо нельзя называть обществом группы, связанные лишь «невидимыми руками».

Слово «общество», таким образом,  уже  предполагает общую собственность, обнимающую участников и диктующую им общие решения.

Наличие общей собственности требует кооперирования разума для решения задач совместного развития, - а это уже отвергает аксиомы либерализма.

Следовательно, к «обществу» принципиально не прилагаемо слово «либеральное», - как рассыпающее его на независимые песчинки. 

Выражения «либеральное общество»,  «либеральная экономика», - навязывают людям идею того, чего, в реальности, не бывает.

Навязывают коварно, в интересах тех, кто от этого выигрывает, руководствуясь вовсе не либеральными догмами.
***
Современный капитализм направляется не «невидимой рукой рынка», а банками, кредитующими и спрос,  и предложение.

Потребности и способности людей нынче в массовом порядке моделируются потребительским кредитованием, - их соответствие друг другу стало предметом забот банков.

Типичный «либеральный атом» всё более превращается в учётную единицу кредитно-долговых отношений, определяющих его поступки.
Финансовые пирамиды превращаются в долговые пирамиды.

Иллюзии либеральной свободы оборачиваются объятиями долговых пут, моделируемых агентами, с которыми «либеральный атом» даже не знаком.

Либеральная миссия капитализма оборачивается долговым закабалением «либеральных атомов».

(Продолжение: http://www.proza.ru/2014/12/24/2035)


Рецензии