Церковные баюшки - 11. Слово о подаянии

                А   ТЕПЕРЬ   НА   ПРОЕЗД !


А теперь о больной теме, о теме подаяния. 
Из церковного опыта. 

Одна прихожанка рассказывала, как встретила в магазине нашего церковного бомжа.  Он старый, у него не хватает пальцев, и нет зубов, но что говорит, в целом разобрать можно.  Денег она ему дать не решилась, тогда он попросил купить «что-нибудь существенное... колбасы».  Она купила ему колбасы, и собралась бежать по своим делам, но бомж поймал ее за рукав и попросил к колбасе хлеба.  Она принесла ему хлеб, и с чувством выполненного долга хотела было…  Но тот крепко схватил ее за кисть руки, -  у него хоть и фаланг не достает, но хватка  –  будь здоров! (я это на себе испытала)  –  и говорит ей:  «Мне бы еще на проезд надо…»  Ну, вы, наверно, представляете, что терпение прихожанки закончилось (что поделаешь, все мы люди немощные).  Да она и сама была человеком даже не среднего достатка.  Строго сказала ему:  «Вы меня простите, но я не банкомат!»  И раздраженная, в расстроенных чувствах покинула магазин.

...Хотела я на этом поставить точку, да как-то тема осталась открытой…
Не знаю, может быть, ей нужно было что-то другое сказать этому дедушке на прощание, чтобы не потерять душевного равновесия.  С другой стороны, у просящего тоже должна быть мера и хоть какое-нибудь чувство такта.  Если ты бомж, то это вовсе не значит, что окружающие тебе постоянно что-то должны.  Сейчас много бедных людей, и человек дает сколько он может.  Надо поблагодарить и помолиться за него…  -  а что, если он отдал последнее?

Моя подруга рассказывала, как возле храма к ней подошла женщина, которая как-то не выглядела нуждающейся, и попросила денег.  Она дала, но просящей показалось мало.  Подруга говорит, что больше дать она сейчас не может, а та в ответ, -  так вы, мол, продайте сережки, верующим носить украшения грех.  «Я вообще сожалею, что дала вам денег», - сказала огорченная подруга, и ушла. 
Она в нашей беседе сетовала и о том, что порой не успеешь войти на территорию храма, как к тебе едва ли не наперерез бросаются за подаянием.

                х    х    х

Конечно, просящим нужно подавать милостыню, поскольку в их лице её принимает Сам Господь. (Но!.. может быть, все-таки с рассуждением?..)  Я поставила эту фразу в скобки, потому что вопрос для меня по сей день остается риторическим.  Каким-то мучительным и трудноразрешимым.

Однако среди общей массы просящих у храма есть люди, которые, действительно, нуждаются в нашем сострадании и милосердии. Это люди  –  по воле судьбы  –  находящиеся за чертой бедности, и просто инвалиды, и душевно-болящие. Есть, конечно, и те, кто подвержен пристрастием к спиртному, опустившиеся.  Они тоже люди, имеющие в себе образ Божий, и к ним надо относиться с уважением и сочувствием к их беде.  Прежде всего  –  хотя бы не осуждать их.  «Ибо каким судом судим, таким и сами будем судимы…  Какою мерою мерим, такой и нам отмеряно будет».  Таким людям вместо денег лучше, конечно, купить что-нибудь поесть, -  и соблазном не будем для них, и заповедь Господню выполним.
Кроме материальной существует еще и духовная помощь  –  это ласковое слово утешения и поддержки, какой-нибудь душеполезный совет.  Святые Отцы говорят, что даже вздох сочувствия  о ближнем, это уже есть наша духовная милостыня ему.

Но есть и другие люди, которые просто не хотят работать, и подстраиваются под нищих, усмотрев в этом легкий заработок; есть путешественники, которые никак не могут доехать до нужного им места и просят «на билет», но проходит время, а они так никуда и не уезжают;  есть  профессиональные «гастролеры», которые с помощью душещипательных историй входят в доверие к людям, вымогая у них деньги.  Этих  –  либо в поезде «ограбили», либо где-то обманули в другом городе…
 
С кем мне только не доводилось сталкиваться за время работы в храме!..  Но не можем же мы из-за таких псевдо нищих не верить всем остальным, действительно нуждающимся в помощи. 
«Апостол Павел говорит:  «Вы же, братия, не унывайте, делая добро» (2 Фес. 3, 13).  Слова апостола обращены к подающим милостыню, с тем, чтобы они не охладевали в своем усердии и не допускали мысли, что их заслуга не принимается Богом и добро пропадает даром.  Ведь никто же не оставит голодным своего родного брата, хотя бы последний и сам был виноват в своей нищете.  Так же не всегда есть возможность быстро и правильно определить состояние просящего, поэтому, если сердце не протестует и есть возможность, следует подать ему».  /Из книги священника Алексия Мороза «Исповедую грех, батюшка»./
 
И в завершение хочется привести запись из дневника Тараса Шевченко: 
«Шел я в декабре по набережной.  Навстречу босяк.  Дай, говорит, алтын.  Я поленился расстегивать свитку.  Бог, отвечаю, подаст.  Иду дальше, слышу  –  плеск воды.  Возвращаюсь бегом.  Оказывается, нищий мой в проруби утопился.  Люди собрались, пристава зовут...  С того дня я всегда подаю любому нищему.  А вдруг, думаю, он решил измерить на мне предел человеческой жестокости...»



--------------------------
Продолжение следует.
----------------------------------
Картинка из интернета.
Спасибо автору.


Рецензии
Прочел на одном дыхании, спасибо вам огромное!
С уважением,

Миша Лунин   24.11.2017 13:40     Заявить о нарушении
Это Вам спасибо, Миша, за внимание к моей странице.)
Светлой Вам зимы!

Хеккуба Крафт   08.12.2017 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.