Ад

               

                А Д

В аду не до молитв.
Ад – это одинокая душа без приюта.
Дураков в Аду чистят.
С Богом и в Ад не страшно.
Лучше царить в Аду, чем быть рабом на Небе.
Уж если попал в ад, надо быть в ладу с дьяволами.
Ад безо дна, век без конца.
Адамова лета с начала света.



«…Рай – смиренным воздаянье,
Ад – бунтующим сердцам;
Будь послушна небесам».
     В.А. Жуковский «Людмила»

                АД  И  РАЙ
     В основных религиях мира по-разному изображают ад и рай. Различия касаются не только их местонахождения, но и размера. Представления о рае более абстрактны, в то время как ад рисуется во всех деталях.
     В индуизме и буддизме говорится о семи небесах – месте временного пребывания человека в цикле нового рождения. Согласно иудаизму, Адам восстановил рай на земле, а древние греки помещали его под землёй. В более поздние времена рай переместился на небеса. Христианское представление о рае было навеяно взглядами древних иудеев и греков и долгое время блуждало между неким идеальным материальным миром и духовным царством, избавленным от земных забот.
     Из основных религий только ислам предлагает своим последователям небесные сады с едой, вином и чувственными наслаждениями. Души недостойных мусульман, которые пытаются пройти по мосту, ведущему в рай, падают в ад. Но в Коране нет ничего о вечности ада.
     В иудейских священных книгах место вечного наказания конкретно не указывается, но 2000 лет назад в рамках религиозной традиции стала упоминаться геенна, где сдирали кожу, сжигали или топили в человеческих экскрементах грешников. В начале 18 в. философы принялись доказывать, что такой взгляд несовместим с идеей милосердного Бога.
     В основе христианского отношения к аду лежит иудейская концепция. В Новом Завете мельком упоминается «геенна огненная» или «плач и скрежет зубовный», однако художники и писатели постарались, чтобы страшные детали обросли плотью.
     В восточных религиях существует множество адских мест. Индусы верят, что душа должна попасть в ад для очищения перед реинкарнацией. Тибетские буддисты толкуют о восьми адах, а в классическом буддизме их только семь. Однако рекордное число принадлежит джайнизму – индийской аскетической религии, в которой насчитывается 8,4 млн. адских мест.
                Альманах непознанного
 

     …И чем больше я рассказывал о Беатриче: тем больше думалось о Феодосье Морозовой и о протопопе. Кто знает, может быть, Морозова и есть Беатриче. Иначе откуда такие слова у протопопа: «Звезда утренняя, упование мое, надежда моя»? «Житие» и есть Дантов ад. Ад на русский манер. Не укомплектованный всеми аксессуарами западной роскоши; ни котлов добротных, ни чертей, ни героев мифических, ни античных поэтов. Ад упрощенно-суровый: подчеркнуто злобный: сырая яма, рогожка, насекомые, клещи, вырывающие язык, топор,  отсекающий руку: «Гляди, протопоп, да возрадуется твоя смутьянская душа!..
                Юрий Азаров «Печора»

     - …Разжиревший ишак бесится – хозяина лягает. В аду, говорят, над всеми котлами, в которых кипят грешники, стоят шайтаны с вилами, они не дают выбраться наружу никому, спихивают обратно. Над котлом, где варятся туркмены, шайтана не увидишь. Как только один из несчастных уцепится за край казана, чтобы выкарабкаться оттуда, его свои же братья за ноги тащат вниз. Нет, мол, не уйдешь! Нам плохо, пускай и тебе будет плохо! Зная мерзкую натуру туркменов, аллах у котла охраны не выставил…
                Рахим Эсенов «Предрассветные призраки пустыни»

     - Теперь, - сказал я, - объясни мне, где находится место мучения грешников – ад.
     - Место, - ответил Т., - куда отходят души грешников после частного суда, называется адом, тьмою кромешною, темницею духов, бездонною, преисподнею, геенною, пещию огненною и другими именами, которые, впрочем, все выражают одно: это место для отходящих отсюда во грехах есть место осуждения и гнева Божия. Где именно находится место мучения грешников – ад, слово Божие не говорит об этом прямо и ясно. Одни представляли себе ад во внутренности, или чрезвычайной глубине земли; другие (как напр., св. Иоанн Златоуст) полагали, что геена находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геена? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и рудокопни бывают вдали, так и геена будет где-нибудь вне этой вселенной». Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «Спрашиваешь: где и в каком месте будет геена? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается… Итак будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ея»
     Впрочем, св. Златоуст, не одобрял одно любопытство при определении местопребывания ада, не только не воспрещал тех размышлений и изысканий об аде, которыя приводят к страху Божию и уклонению от зла, но и завещает непрестанно погружаться в них, непрестанно иметь перед очами геену огненную, ожидающую беззаконников (Слово 1-е о покаянии к Димитрию). Во времена после св. Златоуста Церковь выразила свое мнение о местонахождении ада во внутренности земли со всею определенностью, оглашая это мнение священными песнопениями и чтениями во всеуслышание и научение верующих. Да, это мнение не противоречит притом в сущности и мнению самого св. Златоуста о местонахождении ада вне вселенной, - напротив того, подтверждает его: «Какой может быть более удобный способ скрыть ад от взоров вселенной, как не помещение его в недрах земли?»
     …Ад, это – общее название состояния грешников по смерти или местопребывания их. Так как мучения грешников не одинаковы, а соразмерны греховности каждого, то можно думать, что ад имеет свои частные обители, затворы и хранилища душ свои особые отделения, из которых одна называется собственно адом, другое гееною, третье тартаром, четвертое озером огненным и т. д.
               «Загробная жизнь»  Размышление.

     …Тогда позвал Господь ангела и повелел ему спуститься в Ад, разыскать там мать святого Петра и вознести ее в рай.
     - Позволь мне увидеть, как ангел понесет мою мать из ада, - попросил апостол Господа.
     Господь взял святого Петра за руку и повел его к высокому утесу, который отвесно обрывался с одной стороны. Когда они поднялись на вершину утеса, Господь указал апостолу, что стоит лишь немного нагнуться над пропастью, чтобы увидеть ад.
     Апостол Петр заглянул в бездну, но первое время не мог ничего разобрать. Ему казалось, что он смотрит в бездонный колодец. Черная пропасть зияла под утесом, и первый, кого различил апостол в темной дали, был ангел, посланный Господом. Лучезарный гонец успел уже далеко опуститься в мрак, широко раскрыл крылья, чтобы замедлить быстроту падения, и безбоязненно погружался в мрачное подземелье.
     Мало-помалу глаза апостола Петра привыкли к бесконечному пространству, открывшемуся его взору. Он увидел, что рай расположен на вершине кольцеобразной горы, посреди которой был кратер. В него-то и смотрел теперь апостол Петр и на бесконечной глубине различал ад, в котором томились грешники. Петр был поражен, как долго летел вниз ангел; он становился все меньше и меньше по мере того, как спускался все ниже; казалось, нет конца пространству, разделяющему рай и ад.
     Апостол со страхом спросил Господа:
     - Сможет ли ангел поднять мою мать на такую высоту?
     Господь с грустью взглянул на апостола и сказал:
     - Нет такой тяжести, которую не смог бы поднять Мой ангел.
     Ангел спустился в такую глубину, куда не мог проникнуть даже отблеск солнечных лучей. Темные тени царили та. Но ангел принес с собой сияние рая и на мгновение осветил мрачную пустыню.
     Апостол Петр различал каменистые, остроконечные утесы, между которыми блестели зловещим отблеском черные воды. Нигде не было ни дерева, ни куста, ни травинки, все было сурово и мертво кругом. На всех утесах теснились грешники. Все они томились надеждой выбраться из мрачного ада, в отчаянии карабкались на отвесные скалы, но, достигнуть вершины, видели, что на веки погребены в страшном колодце. В отчаянии они не знали, что делать, и оставались на вершинах, измученные, уничтоженные. Некоторые сидели или лежали с простертыми вверх руками, устремив безнадежный взор к бесконечно-далекому небу; другие закрывали лицо руками, чтобы не видеть жестокой, безнадежной действительности. Все они были неподвижны, как статуи; некоторые лежали в черной, как смола, воде и даже не старались выбраться из нее.
     Ужаснее всего было то, что их было бесконечное множество. Все огромное дно пропасти было усеяно телами, плотно прижатыми друг к другу.
     Новое беспокойство овладело апостолом Петром.
     - Я боюсь, - сказал он Господу, - что ангел не найдет моей матери в этой огромной толпе.
     Господь ничего не ответил ему, только взглянул грустным взором. Он знал, что ангел исполнит все, что повелел ему Господь.
     Апостолу казалось, что ангел не может найти его мать в толпе: он видел. Как ангел, широко распустив крылья, витал над мрачной пустыней, как будто ища кого-то.
     Вдруг один из грешников заметил светлого гостя. Несчастный тотчас вскочил, простер к нему руки и стал молить:
     - Возьми меня с собой! Возьми меня с собой!
     В то же мгновение вся многомиллионная толпа грешников ожила. Все они вскочили на ноги и, протягивая к ангелу руки, стали громко звать его и просить, чтобы светлый гость взял их с собой в блаженный рай.
     Отчаянные вопли несчастных долетели до слуха Господа и святого Петра, и оба они содрогнулись от жалости и сострадания.
     Ангел витал над толпой, не спускаясь так, чтобы простертые руки грешников могли ухватиться за край его одежды. Но толпа несчастных осужденных на вечные муки колыхалась, устремляясь за ним, двигаясь, как колеблемая ветром в поле трава.
     Наконец, светлый гонец увидел в толпе ту, которую искал. Он сложил на спине крылья и, как стрела, устремился вниз.
     Святой Петр облегченно вздохнул, когда увидел, как ангел ловким движением без малейшего труда схватил женщину и поднял ее на воздух.
     - Будь благословен во веки, святой райский посланник! – восторженно воскликнул апостол: - ты возвращаешь мне мать!
 …
                Сельма Лагерлеф   «Господь и апостол Петр»

И неужели воля Божья
Благословила этот ад?
Где свет свободе не поможет,
И к правде нет путей назад!
              Тойво Ряннель  «Ведут!» 1937г.

     Если бы исполнились все человеческие желания, земной шар стал бы сущим адом.
                П. Буаст

     Ад – место, где десять заповедей преследуются по закону.
                Г. Менкен

     Нечистая совесть и среди удовольствия находит ад.
                Ф. Ментенон   

«А что, если наша Земля – Ад какой-то другой планеты?»
                О. Хаксли   









 


Рецензии