Рождество как рождение

ТЕЗИС ДЛЯ ДИСПУТА

Днесь родился Сын Божий в семье человеческой, вышедши младенцем из чрева жены, как и все мы, люди. Увидел свет младенец сей божественный в хлеву, и первыми среди людей узрели Бога пастухи скотины. Этим подчеркнута природная телесность Иисуса и Марии, такая же, как у скота.
В рождественской проповеди архиепископ Минский Тадеуш сказал об этом так, что рождением Сына в человеках Бог Отец посылает Земле не воздушный поцелуй в виде какого-то духа, становящегося якобы плотью, а самый настоящий телесный поцелуй.
Жидовствующие протестанты не принимают Рождества в хлеву, относят его к язычеству. Воображая себя духовными, не принимают телесного Бога  и держатся формулы – «слово стало плотью»; не замечая её откровенно эллинского содержания.
Между тем, без  плотского Рождества нет никакого христианства. Пусть даже воплощенный Нус: слово, ставшее плотью, повторит крестный путь Иисуса сына Марии, - это будет уже не христианство.
Рождение во хлеву, где обитает скот, неслучайно в мифологическом контексте Евангелия: хлев подчеркивает здесь рождение не в фигуративной материи воплощенного слова, но в естественной плоти, общей у человека со скотом.

Что же до рождения в Духе, то сын плотника Иисус из Назарета получил таковое в крещении Иоанновом при Иордане. Здесь рождение его было уже не от жены Марии, а от Воды и Духа, изображаемыми Иорданом-рекой и слетевшей нань голубицей. Соответственно,  восприемником Иисуса как духовного (не плотского, но логического) младенца был не биологический отец Иосиф, плотник, а отец-наставник, Иоанн Креститель, который и засвидетельствовал факт рождения, увидев голубицу, слетевшую с небес на главу Иисусову. Именно в этом, обрядовом  рождении Логос (Слово Божье) получил... не плоть, но - Лицо, в лице Иисуса; ибо дух "воплощается" в лице, а не в теле. И тогда богословы говорят уже не о рождении, но о "вочеловечении Бога", – ибо тем и отличается человек от скота, что есть ЛИЦО, или имеет ЛИЦО.
Это особо подчеркнуто в индоиранской мифологии. В ней первый человек (он же первый царь!) назван Йима, что в русском языке мы имеем как "ИМЯ". То есть имя первочеловека и первоцаря есть Имя как таковое. Но Имя имеет только лицо (животное имеет кличку): и только лицо может ИМЕТЬ; или обладать вещами, отнесенными к нему лично = к его имени. Таким образом,  «человек» и «лицо» соединены неразрывно. Нельзя мыслить одного без другого, поскольку первый человек – Имя (Йима).

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТЕЗИСОВ СМ. В «ПРОБЛЕМНОЕ БОГОСЛОВИЕ В ТЕЗИСАХ»


Рецензии