***

            А   М   О   К


(   По  мотивам  рассказа  Стефана   Цвейга )




















ДЕЙСТВУЮЩИЕ     ЛИЦА:


Доктор
Леди
Вице-резидент
Врач
Почтальон
Бой
Служанка
Слуги, гости на балу, туземные жители – артисты балета и хора










Д Е Й С Т В И Е    П Е Р В О Е

             Картина  первая

Дом, где живёт Доктор, двориком прилегает к площади туземной деревни. Во дворике под навесом, развалившись в креслах перед столиком с вином и фруктами, сидят ДОКТОР и ВИЦЕ-Резидент. Им прислуживают две туземки, улыбаясь и игриво покачивая бёдрами.


ДОКТОР. Вы, может быть, хотите чаю?
ВИЦЕ- РЕЗИДЕНТ. Нет-нет, весьма благодарю.
ДОКТОР. Сказать по чести, я скучаю
И даже иногда хандрю.
ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ.  Вы славный врач, могу признаться.
Скажите честно, не тая:
Что вас заставило забраться
В такие дикие края?
ДОКТОР. Мне вспоминать об этом больно…
Конечно же, не добровольно
Решился я себя продать.
Ведь я профессором мог стать.
Уже известности добился.
Да неудачно вдруг влюбился…
Я раб высокомерных женщин
И проклинаю эту страсть.
Они меня берут, как в клещи,
И надо мной имеют власть…
Любовь свела меня с ума…
Растратил деньги, и тюрьма
Уже грозила мне. Но дядя
Внёс деньги и скандал загладил.
Так я с карьерой распрощался,
На десять лет завербовался
Вот в эту чёртову дыру
И здесь, наверное, помру.
Контракты даром не даются:
Здесь можно невзначай рехнуться
От этой дьявольской глуши.
Тут за пять лет из европейцев
Не побывало ни души.
ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ. Ну вы совсем уже раскисли (похлопывает Доктора по плечу).
Нам ни к чему такие мысли.
ДОКТОР. Когда читаю я в романах
О белых людях, ресторанах,
Поверьте мне, - я словно пьяный.
И в самом деле можно спиться:
Я женщин этих желтолицых
Порою видеть не могу,
Всех этих похотливых самок.
Так у меня начнётся амок.
ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ. Я вам, голубчик, помогу.
У нас такой бездарный врач.
Мы недовольны им, хоть плачь.
И мы его прогнать готовы.
Но амок – что это за слово?
Я не встречал ещё такого.
ДОКТОР. Быть может, климат виноват,
Но амок часто здесь бывает:
Туземец в бешенство впадает,
Бежит, куда глаза глядят,
И на пути он всех подряд
Калечит, или убивает
До той поры, пока его
Не убивают самого.
ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ. Ну ладно, в этом же году
Я в город вас переведу.
Я никогда не позабуду,
Как с этой сломанной ногой
Вы сотворили просто чудо.
Не унывайте, дорогой,
Такому доктору у нас
Найдётся место. В добрый час! (встаёт). 
Пора мне ехать в путь обратный.
Мы время провели приятно.

(Церемония прощания. Вокруг ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТА вьются молодые туземные женщины. Он их отечески хлопает по щекам. Доктор провожает гостя до угла, слышен звук отъезжающей машины. Доктор возвращается к столику в грустном настроении, Напрасно туземки пытаются его развеселить, завлечь. Он мрачно потягивает вино.)

ДОКТОР. Не понимаю, что со мною:
Меня предчувствие дурное
Гнетёт, как будто бы вот-вот
Несчастье вдруг произойдёт.

(Звучит тревожная музыка, и возникает тема амока. Улицу заполняет толпа взволнованных туземцев).

ХОР. -  Амок! Амок! Спасайтесь! Бегите!
- Жизнь берегите! Жизнь берегите!
- Нож у него отнимите скорее!
- Бейте злодея! Хватайте злодея!

( В толпу врезается туземец с ножом. Он вслепую наносит удары направо и налево. Толпа с криком и визгом расступается. Кто-то падает раненный. В туземца стреляют, затем набрасывают на него сеть и уносят, как дикого зверя. Всё это сопровождается репликами хора. Нескольких раненных приводят к Доктору. Доктор тут же, во дворе, оказывает первую помощь.).

ДОКТОР. (раздражён, кричит на помогающих ему туземок).
Накаркал! Вот она беда!
Где йод? Где вата? Где вода? (ему несут со всех ног).
Кончайте ваши охи-ахи!
Порасторопней, черепахи!
Пинцет! Зажим!.. Что ты несёшь?..
Нет, с вами впрямь с ума сойдёшь!

(Прибегает взволнованная служанка)

СЛУЖАНКА. Простите, наша господина!
Сюда приехала машина
И женщин белая один,
И хочет видеть господин!
ДОКТОР (застигнутый врасплох и взволнованный новостью).
А, чёрт! Так что же вы стоите?
Просите женщину, просите!
(К раненным) Все поскорее уходите!

(Все уходят. Доктор причёсывается, поспешно идёт к калитке встречать гостью. В сопровождении своего Боя входит стройная молодая женщина. Густая вуаль скрывает её лицо. Она жестом отсылает Боя и идёт навстречу Доктору).

ЛЕДИ. Простите, доктор, добрый день!
Мы от жары искали тень…
Мы просто мимо проезжали…
Надеюсь, вам не помешали?
ДОКТОР. Я очень рад. Хотите чаю?
ЛЕДИ. Нет-нет. Я скоро уезжаю…
Когда мы проезжали мимо,
Решила я – необходимо
Вам краткий нанести визит.
ДОКТОР. Но я ничем не знаменит.
ЛЕДИ. Мне ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ о вас
Распространялся целый час.
Возились вы с его ногой,
И он опять играет в гольф.
ДОКТОР (в сторону). Довольно странное созданье.
Она как будто вся дрожит.
(к ней). Мадам, спасибо за визит.
ЛЕДИ. Ну что вы! Просто знак вниманья.
У вас такая тишина…
ДОКТОР (в сторону). В уме она, или больна?
Я заражён её волненьем.
Ей улыбаться нелегко.
ЛЕДИ. От города вы, к сожаленью,
Живёте очень далеко.
Все говорят – вы врач отменный.
ДОКТОР. Да вовсе нет, обыкновенный.
(в сторону). Скрывать пытается глаза.
ЛЕДИ. Мне ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ сказал,
Что вы в своей работе – спец.
Он только к вам бы лёг под ножик. (Рассматривает книги).

Я посоветоваться тоже
Решила с вами.
ДОКТОР (в сторону). Накоенц!
Ну наконец-то, ты открылась!
(К ней). К услугам вашим. Что случилось?
ЛЕДИ (наигранно небрежно). Наверно, это не всерьёз…
Тошноты, головокруженье…
Недолгий обморок… Томленье…
ДОКТОР. Позвольте вам задать вопрос:
У вас есть дети?
ЛЕДИ. Сын.
ДОКТОР. До сына
Бывали приступы у вас?
ЛЕДИ. Бывали.
ДОКТОР. А на этот раз
Не та же самая причина?
ЛЕДИ (решительно и резко). Довольно долгая игра.
Теперь вам, доктор, всё известно.
Я вам во всём призналась честно
И к делу приступить пора.
ДОКТОР (резко). Вы ехали в такую даль,
А не снимаете вуаль.
Вуаль – не признак откровенья.
ЛЕДИ (раздражённо). Пожалуйста… Прошу прощенья (снимает вуаль).
ДОКТОР. Так вы хотите, чтобы я
От сей причины вас избавил,
Чтоб поступил я против правил.
ЛЕДИ. Любой закон – не для меня!
Люблю я делать, что хочу,
И я вам щедро заплачу.
ДОКТОР (в сторону). О, как она высокомерна!
Ещё два месяца назад
Она любовника глаза
В порыве страстном целовала,
От наслаждения стонала,
А нынче – леди, да и только.
(К ней). Я не возьму от вас нисколько.
ЛЕДИ (вздрогнув). Чего ж хотите вы?
ДОКТОР (подходит вплотную). Чего?...
Хочу я только одного (привлекает её к себе).
ЛЕДИ (вырываясь). Подите прочь! Подите прочь!
(Смотрит на него с презрением, потом дьявольски хохочет и быстро идёт на выход)
ДОКТОР (протягивая к ней руки). Я постараюсь вам помочь!

(ЛЕДИ уходит. Доктор несколько мгновений борется с собой, нервно ходит взад-вперёд. Музыка вдруг переходит в тему амока. Доктор хватает велосипед, выбегает за калитку, но дорогу ему преграждает Бой, её слуга. Доктор пытается его отстранить, но Бой не даёт ему возможности двигаться вперёд. Доктор бьёт Боя наотмашь. Это не помогает).

ДОКТОР. Ах ты, дрянная образина!
Как ты посмел? Как ты посмел?
БОЙ (стоит на своём) Простите, наша господина!
Я не хотел! Я не хотел!

(Слышен шум отъезжающей машины. Доктор вырывается, бежит, чуть не сбивая с ног Почтальона, который машет вслед отъехавшей машине).

ДОКТОР. Кто эта женщина? Откуда?
ПОЧТАЛЬОН. Она из города, а он
В восьми часах езды отсюда.
ДОКТОР. Кто муж?
ПОЧТАЛЬОН. Богатый коммерсант.
Он был в Америке  полгода,
Но возвращается назад
В субботу первым пароходом.
ДОКТОР. Она француженка? Испанка?
ПОЧТАЛЬОН. Ну что вы, сударь, - англичанка.
И с мужем ей не повезло:
Такой овечке, как назло,
Достался деспот. Это пытка!
Чуть не забыл: а вам открытка (ищет в сумке)…
Сегодня что-то вы бледны.
Вы, сударь, часом не больны? (подаёт открытку).
Не будьте на меня в обиде:
Я вас таким ещё не видел (уходит, оглядываясь).
ДОКТОР (читает и радостно) Сам Бог мне это написал:
Я в город приглашён! На бал!
(пританцовывая, убегает).



        КАРТИНА    ВТОРАЯ

(Бальный зал губернаторского дома. Всё готово к приходу гостей. Снуют желтолицые слуги, наводя последний лоск. Доктор пришёл раньше всех.)

ДОКТОР. Я весь горю от нетерпенья: придёт, иль не придёт она? Всех её слуг я готов растерзать: они говорят мне, что госпожа не принимает. Мне сказали, что на балу будет вся колония. Значит, и она… А вдруг не придёт?..
Я, словно амоком гонимый,
Бегу за нею день и ночь.
Мне ей помочь необходимо,
Я должен, должен ей помочь,
Сказать, что лезу вон из кожи,
Чтобы прощения просить,
Что я сражён и уничтожен,
Хочу ей только услужить.
Она меня не понимает:
Стучусь к ней в дом, - не принимает.
А у неё всего три дня,
Три дня осталось для спасенья.
Хожу за нею словно тень я
И, словно тень, бессилен я.
Мне этот бал совсем не нужен,
Здесь от веселья веет стужей,
Но если вдруг придёт она
И всё поймёт, и улыбнётся,
Она растопит лёд как солнце,
Как долгожданная весна.
Придёт, иль не придёт она?..

(Зал постепенно наполняют гости. К Доктору подходит ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ).
ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ. Я рад вас видеть, очень рад.
Я не забыл о вашем деле,
Да вот заботы не велят
Заняться им, но на неделе
Я все заботы отложу
И это дело разрешу.
Наш врач, скажу вам тет-а-тет,
Теряет свой авторитет.
Да вот он сам идёт навстречу.
(Врачу любезно) Я рад вас видеть. Добрый вечер!
ВРАЧ (раскланивается с Доктором и ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТОМ)
(в сторону) Уездный доктор..Эка птица!..
Уж не сюда ли он стремится
Взамен меня? Да ничего,
Увы, не выйдет у него… (отходит)

(ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ продолжает разговаривать с Доктором. Всё большее количество гостей начинают это замечать).
ХОР. – Кто этот человек?
- Надолго ли сюда?
- Известно, что он доктор.
- Какая ерунда!
Ха-ха! Ха-ха! Какая ерунда!
Небрежно он одет.
- Но это не беда.
Он молод и приятен.
- Какая ерунда!
Ха-ха! Ха-ха! Какая ерунда!

(Появляется Леди в окружении поклонников. Она улыбается. ВИЦЕ-РЕЗИДЕНТ идёт к ней).
ДОКТОР. Как славно держится она.
Она умеет притворяться.
Какая воля здесь нужна,
Чтоб так уверенно держаться,
Чтоб так беспечно улыбаться.
ЛЕДИ (замечает его, отводит глаза)
Он здесь..С меня не сводит глаз.
Я проклинаю этот час,
Когда с ним встретиться решила.
ДОКТОР. Какая воля в ней и сила!
Она заметила меня.
Кивнула… Может быть, простила?..
(Начинаются танцы. Один сменяет другой. Доктор решается подойти к Леди, направляется к ней).
ЛЕДИ. Мне надо от него бежать!
(В этот миг её приглашают на очередной танец. Танец увлекает многих присутствующих, но Доктору кажется, что он и Леди – одни в зале. И в момент, когда он думает так, пары танцующих как бы на мгновение замирают).
ДОКТОР. Она способна танцевать,
Когда я сам дрожу от страха,
Подумав, что её ждёт плаха.
(Опять продолжается танец. Затем снова музыка обрывается, пары застывают. Леди и Доктор смотрят друг на друга).
Я прочитал её желанье:
Мне ясно взгляд её сказал,
Чтоб я не привлекал вниманья,
Чтоб я покинул этот зал.
(Музыка танца звучит снова, и танец, наконец, заканчивается).
Она боится, что я выдам
То, что известно нам двоим.
Но я же амоком гоним!
(Решительно пробирается сквозь толпу туда, где стоит она в окружении знакомых. Публика недовольна).
ХОР. – Что с ним?
- Какая неучтивость!
- Провинциал! Медведь! Нахал!
- Кто пригласил его на бал?
- Провинциал!
(Доктор останавливается около Леди и смотрит на неё в упор).
ЛЕДИ. Простите, господа, простите:
Сегодня я утомлена
И лечь пораньше спать должна.
ХОР. Не уходите! Не уходите!
(Она идёт на выход. Доктор некоторе время колеблется, а потом решительно устремляется за ней. Все удивлены, смотрят на него. Он догоняет её, она оборачивается).
ЛЕДИ (громко смеясь). Вы, верно, мне отдать хотите
Рецепт для сына моего.
Ох, эти доктора! Не помнят ничего!
(общий смех)
ДОКТОР (замявшись). Да-да, мадам, возьмите. (подаёт ей чистый листок).
(Леди уходит. Доктор медленно идёт вдоль рядов танцующих под возгласы хора)
ХОР. Какой чудесный бал!
Какой прекрасный бал!


                З   А   Н   А   В    Е   С



        Д Е Й С Т В И Е     В Т О Р О Е

                Картина    первая

(Комната в отеле. Доктор сидит на кровати, сжав руками голову. Вид у него растрёпанный. Перед ним на столе пустая бутылка, стакан, револьвер).

ДОКТОР. Не помню я, где был вчера…
В каких-то кабаках портовых
Я выпил виски два ведра.
Потом по городу шатался,
Отель искал.., ругался,,, дрался…
(Проводит рукой по щетине)
Карьера кончилась моя.
Но это не страшит меня.
Куда страшней моя ничтожность:
Ведь я почти средь бела дня
Хотел свою насытить похоть.
Я плохо жил. И кончил плохо…
О, Леди, вы меня простите.
Я вас за гордость ненавидел,
Хотел унизить. Но молю
Простить меня… Я вас люблю…
Я вас люблю за гордость вашу.
И амок мне совсем не страшен:
Ведь он любви моей родня…
Любовь и амок так похожи.
А вдруг они – одно и то же…
Но вы не слышите меня, у вас такого нет желанья.
Я недостоин оправданья….
Судьбы последняя страница…
Осталось только застрелиться.
(Берёт револьвер, прикладывает к виску. В этот момент ему кажется, что он слышит жалобный стон Леди).
ГОЛОС. Я умираю. Боже!.. Боже!..
Уже никто мне не поможет!
ДОКТОР. Я брежу? Или в самом деле
На помощь надо мне спешить?..
(Решительно) О нет, ещё я должен жить!
И надо, чтобы мы успели…
Ещё осталось ей два дня,
И вся надежда на меня,
Напрасно время я теряю.
(Колеблясь) А, может, я противен ей,
Прибегнуть к помощи моей
Она не хочет (вертит револьвер в руках).
ГОЛОС. Умираю…
ДОКТОР. Я чувствую, что с ней беда,
Но не смогу я никогда
Попасть к ней в дом без приглашенья.
Я весь дрожу от нетерпенья:
Бежать на помощь, но куда?..
Когда б она на расстоянье
В моё проникла состоянье…
Ведь есть какие-то флюиды.
Когда б могла она теперь
Простить мне прошлые обиды,
Когда б в душе моей прочесть
Смогла б достоинство и честь,
Сейчас бы распахнулась дверь…
(Дверь со скрипом медленно открывается. Доктор, не веря своим глазам, затравленно смотрит на неё. Возникает тема амока).
Кто там крадётся у дверей?
(На пороге появляется Бой, слуга Леди)
Ты – амок! Смерть моя! Исчезни!..
О, Дьявол, я в плену болезни!
Погибну я!
БОЙ. Скорей! Скорей!
ДОКТОР. Нет, не пойду я за тобой.
Ты – амок! Прочь! Распорядиться
Смогу я сам своей судьбой!
(Подносит  револьвер ко лбу. Бой резко выбивает его из рук Доктора)
Но есть возможность удавиться!
(Ищет крюк. Бой бьёт Доктора по щекам и выводит из состояния истерики)
Ты от неё? Скажи, что с ней?
БОЙ. Скорее, господин, скорей!
(Тащит его за руку. Уходят)


                Картина  вторая

(Богато убранная просторная комната. Леди в полумраке  полулежит на высоких подушках.)

ЛЕДИ. Осталось мне совсем не много.
Уходит жизнь..Уходит кровь…
Благодарить хочу я Бога
За то, что мне послал любовь.
Плачу тебе ценой ничтожной:
Своею жизнью невозможной,
Не знавшей радости мирской.
Спасибо за твоё участье –
За краткий миг земного счастья,
Спасибо за подарок твой…
Пока мои душа и тело
Не распрощались навсегда,
Прошу нестрашного суда
За то, что я любить хотела.
И пусть простит меня любовь
За эту боль, за эту муку.
К нему, познавшему разлуку,
Не будь, о Господи, суров!..
Осталось мне совсем не много.
Уходит жизнь… уходит жизнь…
(Впадает в забытьё. Вбегают Доктор и Бой. Доктор бросается к постели, щупает пульс).
ДОКТОР. Ничем помочь я не могу.
Она уже похолодела…
Мне, словно злейшему врагу,
Довериться не захотела.
Безумец! Что я натворил?! –
Ведь это я её убил,
Толкнул пойти к знахарке грязной,
Какой-то ведьме безобразной.
И вот он – страшный результат.
Я в этой смерти виноват!
(Уткнувшись лицом в одеяло,  рыдает. Леди шевелит рукой, открывает глаза, смотрит на Доктора, пытается подняться).
У вас нет сил. Не шевелитесь.
ЛЕДИ. Никто… Никто не должен знать.
Клянитесь, доктор..Поклянитесь…
Мне будет легче умирать.
Никто не должен..Обещайте…
ДОКТОР. Клянусь!..
ЛЕДИ. Спасибо..И прощайте… (Рука её падает. Леди умирает).

Тихая траурная музыка. За окном лунный свет сменяется рассветом. Бьют часы. Внезапно возникает тема амока. Доктор решительно поднимается с колен.
ДОКТОР. Опять я амоком гоним,
И мой конец неотвратим.
Но я пока обязан жить:
Мне нужно тайну сохранить,
Я должен действовать умело,
Чтоб не узнали ни о чём,
Пошлю-ка Боя за врачом –
Пусть освидетельствует тело.
(Подзывает Боя, что-то говорит ему, тот убегает).
А слугам в доме я скажу,
Что здесь случайно нахожусь,
Что Бой, когда искал врача,
Меня внезапно повстречал.
(Выходит за дверь к слугам. И вот в комнату начинают входить слуги-туземцы. Они плачут, прощаются с госпожой.)
ХОР (это может быть  просто мелодия без слов)
 (Плач прерывается приходом Врача. Он жестом просит всех выйти из комнаты. Все кроме Доктора выходят. Врач неприязненно смотрит на него).
ВРАЧ. Во сколько наступила смерть?
ДОКТОР. Под утро, около шести.
Я не сумел её спасти.
ВРАЧ. И вы изволили посметь
Лечить, хоть ведали о том,
Что я домашним был врачом
Её уже который год?
Вам это даром не пройдёт!
ДОКТОР. Увы, покойница послала
За мной, как видите, а вас
Она позвать не пожелала.
ВРАЧ. Ну это только ваш рассказ.
Не доверяю я рассказам.
И потому сейчас обязан
Зарегистрировать кончину,
А также выяснить причину.
(Врач подходит к покойной. Доктор запирает дверь на ключ и кладёт его в карман)
ВРАЧ. Что это значит?
ДОКТОР. Это значит,
Что нам причину надо скрыть.
Мадам успели погубить
Ещё до моего леченья.
Хотите знать?.. Кровотеченье…
Я не сумел остановить.
ВРАЧ (возмущённо). Вы предлагаете, чтоб я
Замазал ваше преступленье?
ДОКТОР. Но вы не поняли меня.
Я очень поздно появился.
А если был бы виноват,
Уже давно бы застрелился.
Я честь её уберегу.
Я обещал..И я в долгу…
ВРАЧ (раздражённо). Мне ваши клятвы безразличны.
Я вас нисколько не боюсь
И заявляю вам, что лично
Под ложью я не подпишусь.
Хоть трижды лезьте вон из кожи,
Мне всё же истина дороже.
ДОКТОР (спокойно). Но будет так, как я хочу.
Я с вами, сударь, не шучу!
(Достаёт револьвер. Тема амока).
Поймите, тут такое дело:
Уже дошёл я до предела.
Зачем ещё одна беда?
Скорей придумайте причину,
Зарегистрируйте кончину
И я исчезну навсегда.
Я по-хорошему прошу. (Делает шаг к Врачу).
ВРАЧ ( горбясь от испуга). Я понял… Я уже пишу.
Исчезнете вы в самом деле?
ДОКТОР. Да-да, на этой же неделе.

Врач поспешно подписывает свидетельство. Доктор открывает дверь, выпускает его и в изнеможении прислоняется к стене. Некоторое время он стоит, закрыв глаза. Дверь робко отворяется, и Бой несмело вводит за руку молоденького офицера, похожего на мальчика. Он медленно подходит к постели покойной.

ДОКТОР. Так вот, кого она любила,
Кому так щедро подарила
Она себя. Совсем юнец.
Не обольститель, не гордец.
А я его ещё вчера
Готов был разорвать на части.
Как бледен он и как несчастен.
И я хочу ему добра.

(Подходит к офицеру, обнимает его за плечи. Оба опускаются на колени перед постелью покойной и рыдают)
                Свет гаснет.




                К О Н Е Ц






















                ВИКТОР   ГИН
                Электр. почта:
                victorgin@gmail.com
                Тел. 972-2-6437134


.


Рецензии