Обрез из винтовки Мосина

           Не припомню точно для чего и почему, но очень качественно и хорошо выровняли дорогу от горы в сторону водокачки.

           Могу только предположить, что уборка пшеницы была окончена и с токов местных совхозов должны были перевозить зерно на элеватор в Новопавловск.

         И вот  уже с утра пораньше,  кто - то  из наших ребят предложил поехать прокатиться да и покататься по хорошо укатанной дороге.
Бульвара уже по улице не было, а была одна широкая дорога с ещё стоявшим на ней колодцем.
           Пронеслись на велосипедах по улице, завернули за магазин, срезав при этом угол дороги и за магазином по ровной дороге, устроили соревнование, кто первым окажется у водокачки.

                Конечно же, первым оказался Петька, а вот Игорь остановился в самом начале дороги, вначале мы подумали, что у него сломался велосипед или слетела цепь с шестерёнок.
         Развернулись и поехали подтрунить над его неудачей. Когда мы подъехали, Игорь стоял у обочины со стороны почерневшего от времени амбара. В руках он вертел, какую - то непонятную железяку.
             Мы его окружили, и стали по очереди рассматривать эту диковинку, до этого чего - то подобного я не видел. Логически рассуждая, пришли всем коллективом к выводу, что это изделие имеет отношение к военной теме.

               Получить исчерпывающий ответ на наше умозаключение решили получить консультацию от знающего в этих делах человека имеющего опыт в военном деле.
         Поехали к бывшему фронтовику дядьке Ваське Ватутину. Это был скорее всего, выходной день, дядя Вася был дома.
        Мы показали ему Игореву находку, дядя Вася взял изделие в руки, повертел и сказал что это затвор от винтовки, потом посчитал, что он слегка маловат и скорее всего это затвор карабина.
                Любопытство было удовлетворено.
 Мы завидовали Игорю и удивлялись, как это он мог разглядеть в обочине затвор.

                Игорева находка не давала мне покоя до самого вечера и  первую  половину следующего дня.
И вот мне пришла в голову идея проехаться по тем местам и попытать счастья.
     На это дело подбил Кольку Михальченко, они к этому времени переехали всей семьёй на нашу улицу и уже отстроили новый дом на месте развалин хаты,  где до этого жили Резники.
    Решили с Колькой хорошенько просмотреть обочины и заглянуть на место бывшей кузницы.
     Обочины результата не принесли, в них ничего не обнаружили.

                И вот когда поравнялись  со второй улицей,  и нужно было сворачивать вправо, встретили Колькину мать.
     Колька остановился, тётя Зина стала, что объяснять Кольке, а я поехал дальше, не стал вникать в их семейные дела.
     Территория фермы была опахана тремя рядами канав, канавы проходили по тому месту,  где,  когда то давно находилась кузня, и после неё здесь в земле валялось множество различного изделия из металла.

          Подъехав к первой канаве, я слез с велосипеда, что - то внутри мне подсказывало, что нужно идти вперёд.
         Я стал перекатывать велосипед через канавы, благо люди уже протоптали здесь дорожку, и катить велосипед было не трудно.
         У третьей канавы я замешкался, но что - то подталкивало меня вперёд. И вот когда я оказался в канаве и собирался вытолкать велосипед наверх, мою голову повернула налево непонятная сила.
              Меня просто прострелило от макушки до пяток, в шагах семи от меня в канаве лежал обрез, от самой настоящей винтовки. Я оттолкнул от себя велосипед и помчался к обрезу, чтобы не дай бог кто - то меня опередил. Вокруг ни души, только Колька и мать стояли у дороги.      
          

                Не знаю, как меня не разорвало внутреннее давление от такого нахлынувшего  счастья, захотел и получил вот такую  серьёзную игрушку, это теперь моя личная вещь.
            С переполненным внутренним счастьем вертел в руках обрез, единственное, что в нём отсутствовал затвор, но меня эта мелочь, ни сколько не волновало.
           Быстро поднял велосипед за раму на правое плечо, с обрезом в левой руке, в один момент преодолел препятствия в виде канав.
                Мгновенно сел на велосипед,  в отличном здравии и радостном настроение помчался на свой край похвастать находкой.
                Проезжая на велосипеде мимо Кольки, а он ещё продолжал прослушивание наставлении от своей матери, перед его носом покрутил найденным обрезом.
                Колькины глаза округлились от зависти, и если бы не его мамаша, ещё неизвестно, кто бы оказался счастливчиком находки.

                Гордость приобретения обреза переполняло меня,  я ехал на велосипеде и думал, какую позу для солидности принять мне.
            Наилучшим вариантом я посчитал, держать обрез в правой руке, положив остаток ствола на плечо.
               Гордо восседая на велосипеде и управляя левой рукой, держа обрез на правом плече, въехал на свою улицу.
             У двора Денеко, это там где во дворе у дома росла ещё небольшая ель, навстречу мне ехал Вовка Дубинин, пацан лет шести.
                Его то,  я и решил разыграть или слегка напугать, меня тоже иногда пугали и разыгрывали в недалёком детстве.
                Я спрыгнул с велосипеда, пригнулся, положил ствол обреза на руль и крикнул:
                «Стой! Стрелять буду!»
 Вовка остановился в метрах пяти, завалился на левую сторону велосипеда, он только недавно освоил езду через раму велосипеда и толком не доставал до педалей, чтобы не упасть опёрся ногой в дорогу, и смачно завопил от страха:
                «А-а-а-а.......!».
 Я довольный исходом моей выходки, вскочил на свой велосипед и помчался по улице к дому.   
               
                Остаток дня я провёл во дворе, любуясь своей находкой, вечером отец оценил мою находку, а так как в обрезе отсутствовал затвор, посчитал находку безопасной игрушкой.
                Весть о моей находке разнеслась по округе. С утра отправился на Куру очистить песком мелкую ржавчину на обрезе и хорошенько рассмотреть дату изготовления винтовки.
               Был не совсем ясно виден год выпуска, 1896 или 1898 год, изрядно потерев песком по цифрам  выбитым на обрезе,  проявилась шестёрка.
              Кто и когда, сколько раз стрелял из этой винтовки неизвестно, но ствол на обрезе в двух местах раздуло, поэтому наверно и пошла винтовка на обрез.
               Какова настоящая история этого ствола история умалчивает.

         Пришёл в обед Игорь посмотреть на мой обрез, принёс с собой свой затвор, решили проверить не подойдёт он к моему обрезу, подошёл тютелька в тютельку  как  родной и действительно когда пошли в Дыдымовскую школу, к нам на второй год учёбы в пятом классе,  оставили  Володю Козубенко.
              И когда я поведал историю о том, что у меня был обрез, то Володя поведал все мельчайшие подробности этого  обреза.
                Оказалось до этого он принадлежал ему и до того случая как я его обнаружил, была такая история.      
         
                Во время уборки к ним в Вединяпин прислали в помощь «Партизан», бывших солдат срочной службы на переподготовку, с ними у него случилась стычка.
             Точнее сказать с их поварами, что они там не поделили или кто кого обидел это не так важно, но Володя решил их припугнуть, взял обрез и пошёл разобраться лично с каждым.
             Итог разборки был таков: обрез отобрали и дали хорошего пинка под зад для профилактики.
                В период очередной дислокации автобата,  проезжая в районе нашего хутора затвор и обрез были выброшены из проезжающей машины.               
               
                Но вернёмся к тому моменту, когда вставили затвор и сделали первый щелчок.
           Радости было хоть отбавляй.
          Остаток дня провели на речке, передёргивая затвор и с приятным прослушиванием щёлчков,  нажимая на спусковой крючок.
            Вечером не могли расстаться и уже в сумерках наконец решили, что одну ночь обрез будет у меня, а следующую у Игоря.
                Через несколько дней интерес постепенно угас, и получалось так, что целый день  обрез находился у меня или Игоря.
              Когда я владел обрезом, то стал иногда раскатывать по улицам хутора.
                Народ с недоверием и опаской поглядывал в мою сторону, мало ли что на уме у этого одиннадцати летнего пацана.

                Иногда ездил при обрезе встречать корову из стада, но предложений дать посмотреть или пощёлкать от местной братвы не было.
                От старших товарищей также не наблюдалось интереса к появившейся у меня игрушки, может я ошибался, но вот один такой случай припоминаю.
                Возвращался я после обеда с фермы от отца уже подходил к хутору и в том месте, где у горы стоял старый амбар, меня догнали наши местные пацаны на лошади, запряженной в бидарку.
                Поравнявшись со мной, бидарка остановилась, в ней сидели два брата Дубининых, старший Колька и Вовка, которого я напугал не на шутку найденным обрезом, Витька Захарченко и паренёк, приехавший в гости на лето, Герман.
                Меня любезно и настойчиво пригласили подвезти, когда я влез в бидарку, мне любезно уступили место на скамейке рядом с Витькой.
                Витька нагнулся и из под ног достал обрез, сделанный из трёх зарядной берданки, передёрнул затвор, щёлкнул и вручил мне посмотреть, бидарка рысью покатила на вторую улицу.

                Я повертел этот обрез в руках, передёрнул затвор, щёлкнул и оценил как жидковатую конструкцию по сравнению с моим винтовочным обрезом.
                До самого Витькиного двора мне сватали этот обрез, нахваливали его, что именно такой обрез для меня самый подходящий вариант, точно по моей руке, даже вон как отлично смотрится у меня в руках.
                Но я упрямился и не шёл на обмен, мой то обрез вон какая мощь, а этот даже на вид какой то хлипкий.
                Уговорить меня не удалось, но дали время подумать, к моему то обрезу патронов не найти, а вот к берданке 32 калибр от ружья подходит свободно.

                Но быстротекущее время внесло свои коррективы, в один из дней после обеда, немного ближе к вечеру, домой пришёл хмурый отец, я был дома и возился с обрезом.
               Ко мне подошёл отец твёрдо и убедительно сказал, что хуторской народ очень недоволен тем, что я хожу и езжу по хутору с обрезом, и как бы там не было беды, мало ли чего может выйти, и не дай бог кого не будь то, случайно подстрелю.
                Кто где и когда, прочитал отцу нравоучение, я толком не знаю, но скорее всего он заходил в магазин, где народ и высказал своё негодование к моему обрезу.
                Отец попросил меня избавиться от обреза, выбросить куда подальше. С Игорем, скорее всего также была проведена нравоучительная беседа, потому что, в скорости он появился на велосипеде у моего двора.

                Я вышел и мы, сидя на лавочке стали думать, что нам дальше делать с обрезом.
               Нагоняя получили хорошего, поэтому  наши  головы  не посетила даже мысль том, что обрез можно смазать, завернуть в холстину и закопать до лучших времён.
                Решение приняли такое, выбросить обрез в Куру в том месте, это ниже канатной кладки метров на десять, где несколькими годами раньше был выброшен немецкий пулемёт, не нами конечно, но  старшим поколением ребят.
 
               Выбрасывать нам обрез, было  конечно очень  жалко, посидели, погоревали, но ослушаться родителей не могли, поэтому сели на велосипеды и покатили в сторону Куры.
           Завернули за угол и вот когда переехали через  канальчик, идущий по задам огородов, нас догнал на своём велосипеде Гриня, он точно знал, куда и зачем мы едем, спросил у нас, действительно ли мы едем выбрасывать обрез.
          Обрез находился у меня, и я подтвердил, что обрез хотим выбросить в речку.
На его предложение не выбрасывать обрез, а отдать ему, мы с удовольствием согласились.
Я торжественно вручил свою драгоценную игрушку в руки Григория.  С этим радостным чувством  выполненного долга перед  родителями  сели мы на велосипеды и поехали на Куру, посидеть на берегу и вспомнить приятное время, проведённое с обрезом.

       Гриня  с обрезом вернулся обратно в хутор.
Дальнейшая судьба обреза известная мне, оказалось таковой: вначале обрез переходил из рук в руки среди хуторской молодёжи.
Ребята рождения начала пятидесятых годов, пробовали подобрать патроны от охотничьих ружей и стрельнуть из обреза.
Удалась ли им такая затея, сказать не могу.
В  итоге всех своих похождений  обрез покинул пределы хутора, поменяли его на литр водки, выменял его вот таким образом один  земляк из станицы.
На этом эпизоде заканчивается история обреза, которую я знал.


Рецензии