Как Иван-дурак мудрость передавал

 


КАК ИВАН-ДУРАК МУДРОСТЬ ПЕРЕДАВАЛ  (газета "Вперёд" Уярского района Красноярского края, 2009 год)

1.Правители

Уж который раз снится царю Верхогляду один и тот же сон: крысы, одетые в приказные, судейские, думские кафтаны, кучкуются в закромах со златом-серебром; выстраивают цепочки к угловым норкам и перекатывают туда злато-серебряные монетки…
 
Царь Верхогляд не был искушен в толковании сновидений, но этот сон верно понимал как собственное беспокойство из-за казнокрадства и мздоимства в русском царстве – государстве. Проснувшись, он позвонил в колокольчик и велел пришедшему слуге пригласить для беседы князя Вандемира:
- Как дело обстоит с Оторопью  (кризис, прим. автора)? Не убывает ли?
- И не думает. Пока у заморских дела неважно обстоят; везде она будет аукаться.
- Кто же выиграет от Оторопи?
- Выиграют желтолицые Поднебесной. Они больше всех скопили злата-серебра и начнут многое скупать задешево.
 - Кстати, княже, мы же Ивану-дураку наказ давали насчет мудрости. Более месяца прошло, чего это он не появляется?
 - Кто его знает. На дурака этого особой надежды нет, но, как говорится; чем черт не шутит. Прикажу-ка я этого дурака к нам для беседы доставить.

2.Беседа Ивана-дурака с правителями

На следующий день служивые из тайного приказа доставили Ивана-дурака царю Верхогляду и князю Вандемиру:
- Ну, здравствуй, Иван! Уж более месяца прошло опосля нашей беседы, а ты все глаз не кажешь, -  сказал первый князь Вандемир.
- Здравствуйте, государи милостивые! Я просто подумал: явлюсь – а вдруг не ко двору? Люди вы занятые; в заботах и радениях. Ну, думаю; будет нужда во мне - легко найдете. Я ведь не от кого не прячусь, – ответил Иван-дурак.
- Ну, сказывай, удалось ли коснуться Мудрости народа Поднебесной? – продолжил беседу царь Верхогляд.
- Во сне мне с тремя богатырями: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем удалось побеседовать с величайшим мудрецом Поднебесной Лао-Цзы. И мы вчетвером отведали вкуса пресного от Мудрости желтолицых – сказал Иван-дурак.
- Это как же понимать? – спросил царь Верхогляд
.
- А так, что с помощью слов нельзя набраться Мудрости. Здесь нужно задействовать все богатство человеков: ум, прозорливость, чувство, ощущение, и все это разбавить озарением. Тогда получится Мудрость или нечто близкое к ней. Что касается меня, то я обладаю немного прозорливостью, и иногда ко мне приходит озарение. Мои друзья богаты кто чем: Добрыня - умом, Алеша - чувством, Илья - ощущением. А вместе мы одно целое,– сказал Иван-дурак.
- Вот и попроси у них на время их внутренние богатства, может, тогда сможешь нам передать частицу Мудрости, – сказал князь Вандемир.

- Можно попробовать. Но мне нужно дня три, – ответил Иван-дурак.
- Хоть неделю, дорогой ты наш Ваня. Мы тебе отведем отдельные хоромы со знатной банькой, предоставим смазливых, ладных служанок, а также еды и питья от пуза, – предложил царь Верхогляд.
- А вот это как раз и не нужно. Лучше посадите меня в темницу на три дня. Бадья воды, буханка хлеба и полдюжины свечей - вот и вся моя нужда, – ответил Иван-дурак.
- Ну, ты, Иван, даешь! Впрочем, хозяин - барин. В темницу его на три ночи, и принесите, что он назвал, – приказал князь Вандемир стражникам

3.Встреча с тремя богатырями в темнице

Оказавшись в темнице, Иван-дурак с облегчением вздохнул: теперь он был один, а значит, свободен. Больше всего он любил одиночество. В последнее время Иван-дурак привязался к трем богатырям: Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу. Даже общаясь с ними во сне, он чувствовал, какую-то необъяснимую силу единства и полноты жизни; когда можешь все, но ни к чему не стремишься. Теперь из-за своей мягкости и под принуждением правителей ему опять предстояло прыгнуть выше самого себя – ухватиться за Мудрость Поднебесной и хотя бы частичку ее заронить в души правителей. Он уснул. Во сне увидел великого мудреца Поднебесной Лао-Цзы. Тот молча и сочувственно ему кивал…

Иван-дурак решил опробовать недеяние на самом себе; – он избавился от мыслей, чувств, ощущений и сделал ум, душу и сердце пустыми. «Ведь ДАО подобно воде, оно проходит туда, где люди не желали бы быть, как говорил совершенномудрый учитель Лао-Цзы»,- подумал Иван-дурак…

Иван-дурак потерял счет времени. Душа его и дух стали наполняться призрачными образами будущего. В своих внутренних глубинах он ощутил его вкус. «Вот если бы к этому вкусу будущего добавить вкус настоящего, тогда получилась бы Мудрость», - подумал он. Тут вдруг в темнице стало светло, и Иван увидел, как возле дверей из искрящей дымки возникли фигуры трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича.
- Привет, Иван! Ты чего тут в темнице скучаешь-горюешь? – спросил Добрыня Никитич.
- Здравствуйте, друзья! Я не скучаю и не горюю, а пребываю в недеянии – жду духа Мудрости от человеков, – ответил Иван-дурак.
- Но мы же на встрече с мудрецом из Поднебесной вкусили этого духа? – говорит Алеша Попович.
- Каждый из нас вкусил духа Мудрости согласно своей природе, – отвечает Иван-дурак.
- Как это понимать, Иван? – спросил Илья Муромец.
- А так, что если я от вас отличаюсь прозорливостью, то вкусил дух Мудрости будущего. А, к примеру, ты Илья в хороших ладах со своими ощущениями - ты вкусил духа Мудрости настоящего. А Алеша в ладах со своим чувством; он может чувствовать настоящее и понимать прошлое. У Добрыни же развиты мозги, с помощью их можно соединять прошлое, настоящее и будущее – это и будет полноценная Мудрость, – отвечает Иван-дурак
.
 - Что же главное: ум, прозорливость, чувство или ощущение? – спросил Добрыня Никитич.

- Главного нет – все равны. Совершенномудрым быть может только человек, имеющий в достатке все то, что мы имеем в себе все четверо. Вот если бы мне хотя бы на короткое время набраться ваших чувств, ощущений и ума, то я бы, будучи выше самого себя – стоя на цыпочках, смог бы на некоторое время стать совершенномудрым и оставить частицу Мудрости в душах наших правителей, – ответил Иван-дурак.

Неожиданно для самих себя они сдвинулись с места и образовали квадрат. Так, что Илья Муромец стал наискось от Ивана-дурака, а Добрыня Никитич наискось от Алеши Поповича. Вдруг от груди каждого из них, зажглись серебристо-голубоватые лучи и соединились в центре квадрата. Там образовался небольшой, с человеческую голову, серебристый мерцающий шар. И всех четырех охватила Волна единства всего сущего. «Мы есть одно целое», - тихо и приглушенно сказал Иван...

Иван-дурак почувствовал себя Новорожденным, у него поднялось настроение, и он с легкой веселостью спросил: «И, вообще, как вы здесь оказались? Ведь обратный ход из мира духовного в мир человеков неизвестен»?

- Кто тебе сказал? А как же ход Иешуа из Назареда к своим ученикам после четвертования на кресте? А было так, что почувствовал я, что ты находишься в неком затруднении. Рассказал ребятам; вот мы и упросили бабушку Ягу, чтобы нас к тебе на подмогу отправить, – сказал Алеша Попович.
 
- Спасибо вам, ребята, большое, я чувствую, что поднялся на цыпочки внутри себя; и многое смогу разуметь и пояснить особливо нашим  правителям, – поблагодарил Иван-дурак.
- Но ведь человек не может долго стоять на цыпочках, -  сказал Илья Муромец.
- Да. Но буду стоять, доколе смогу, пока я здесь у правителей. Думаю навеки здесь не оставят, а то уже домой в деревню охота, – сказал Иван-дурак.
- Ну, что ж удачи тебе, Иван, ну а мы, покуда здесь у человеков, - навестим царя Верхогляда – сделаем ему небольшой правеж, – хитро подмигнул Добрыня Никитич. 

4.Встреча трех богатырей с царем Верхоглядом

Стражник у дверей царской опочивальни привык спать стоя. Вот и сейчас, обхватив двумя руками бердыш, он видел седьмой сон. Но тут неожиданно по его ногам пробежал неприятный холодок; ему стало неуютно, и он открыл глаза. Лучше б он их не открывал, а три богатыря прошли бы сквозь двери! Три знакомые каждому русскому воину фигуры потрясли до глубины души. Стражник, заикаясь, произнес: «Вы же т-т-ого – погибли»?!

«Мы погибли для чужих длинных ушей! По тайному указу царя Вандемира мы были в дальнем походе за тридевять земель и исполняли тайное поручение. А велено, по возвращению, в любое время дня и ночи, царю добытые вести доставлять», – грозно сказал Добрыня Никитич.
«Так это, сейчас другой царь - Верхогляд», - промямлил стражник.
«А нам без разницы, дело касаемо всего народа»!- еще более грозно добавил Илья Муромец. Стражник распахнул двери, и богатыри вошли в царскую опочивальню.
 
Царь Верхогляд пребывал во сне: видел все тех же крыс; в приказных, судейских, служивых кафтанах, катающих в закромах злато-серебрянные монетки. Но привычная завязь нарушилась появлением с дубиной Ивана-дурака. Крысы, путаясь в кафтанах и побросав монетки, в ужасе разбежались по норкам. Царь Верхогляд проснулся: «Вот елки зеленые; этот Иван-дурак, несмотря что лентяй и лежебока, везде поспевает: и с мудрецом побеседовать, и в темнице посидеть. Вот уже и в сон попал…». Он уже протер глаза, и собрался было встать с постели, как вдруг заметил бесшумно приблизившихся к нему троих богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Царь Верхогляд был не из пугливых, но испуга неожиданного хватанул: «Эй, ребята, вы откуда в опочивальне взялись? Вы же погибли?!»

- Для кого погибли; а для кого нет. Вот, для Ивана-дурака мы не погибли. А теперь и для царей погибшими не будем, – сказал Добрыня Никитич.
- Вы же призраки?  Призраков я не боюсь -  твердо сказал царь Верхогляд.
А это еще как посмотреть; кто призрак. Плоть возымела саму себя от Бога-Духа животворящего. Поэтому наш мир духовный – первый, а ваш человеков - второй. В нашем мире прошлое, настоящее и будущее идут рука об руку. Любая сущность из нашего мира пребывает долгие непроглядные века. А в вашем мире человек, едва родившись, начинает приобщаться к смерти. Так что призрак - есть то, что недолговечно, – сказал Алеша Попович, бывший сыном духовных людей.
- Все равно я вас не боюсь, вы ничего не сможете причинить мне, – упрямо заявил царь Верхогляд.

- А мы и не нуждаемся в твоем страхе, нам нужно, что бы нас хоть немного понимали и почитали. Мы можем вершить благие дела: давать советы, подсказывать будущее. А худым и злонамеренным людишкам мы можем преподнести подобное их сущности, – сказал Илья Муромец.
-  Ну и что это за подобное? – спросил царь Верхогляд.
- Мы не можем лишить человека ни жизни, ни имущества. Но можем лишить ума и душевного равновесия, тогда жизни и имущества человек лишиться сам. А ну как каждую ночь начнем являться или попросим бабу-Ягу - и она в каждый сон нечистую засылать начнет. Это не угрозы, а здравый взгляд на положение вещей, – сурово вымолвил Илья Муромец.
- Здесь вы, ребята, промахнулись; я никогда и никому худого и зловредного, кроме врагов земли русской, не желал и не вершил, – ответил царь Верхогляд.
- Тогда пошто заставляете с князем Вандемиром нашего друга Ивана прыгать выше собственной головы – набираться себе во вред Мудрости и передавать ее вам? – опять засуровничал Илья Муромец.
- Мы не заставляли, а предложили – он согласился по доброй воле, кроме всего прочего это же в интересах всего народа. У нас и у народа непростое положение: в царстве-государстве гуляет Оторопь, с запада достают заморские, а с востока скоро начнут доставать желтолицые Поднебесной, – печально проговорил царь Верхогляд.

- Ну, хорошо, – миролюбиво сказал Добрыня Никитич. – Ничего худого мы для вас с князем Вандемиром не имеем и не держим. Просто мы решили разобраться: почему наш Иван в темнице сидит? Наш Иван необычный человек; он не очень далек умом, особенно в обычных житейских делах, но он необычайно прозорлив и к нему часто приходит озарение в тех делах, где ум бесполезен. Сегодня мы его видели в темнице и сделали так, что он способен какое-то время стоять на цыпочках – передавать вам мудрость человеков. Вам не должно этим злоупотреблять; как только заметите, что Иван устал и начал сбиваться в словах – немедленно прекращайте беседу и отправляйте его домой в деревню. Вы оба в ответе за него перед нами, – закончил свою речь Добрыня Никитич.
- Так тому и быть, – завершил беседу царь Верхогляд.

5.Путешествие в одиночку в будущее и прошлое

После ухода трех друзей-богатырей Иван испил водицы, зажег свечу и лег на лавку. Он закрыл глаза и наполнился силой настоящего, мощью прошлого и притяжением будущего. Подобно другим людям его дух сразу устремился в будущее. Но то, что он там увидел, его весьма огорчило. Он увидел миллионы русичей с небольшими котомками в руках или на столах. В этих котомках были плоские двухстворчатые шкатулки с мерцающими оконцами. На одной из створок было много квадратных и круглых мелких пуговиц. Люди быстро нажимали эти пуговицы, и возникали слова или картинки. Без посыльных слова и картинки свободно переходили от шкатулки к шкатулке. Если человеку надо было что-то узнать, то он спрашивал саму шкатулку, и она давала ответ. «Вот это да! Умные вещи! Как волшебное зеркальце у Бабы-Яги», – подумал Иван-дурак.

 Он вгляделся в оконце одной из шкатулок и увидел там многие слова шрифтом от латинян. «Достанут нас все-таки в будущем эти западные», - огорчился Иван. Он понял, что с помощью умных шкатулок люди общаются, передают сведения, считают, работают и даже влюбляются. «Интересно, как с помощью умных вещей люди передают друг другу чувства и ощущения, ведь словами это невозможно. Неужто, они отказались в пользу ума от чувств, ощущений, собственной прозорливости, озарения и отдали все на откуп умным вещам? Не есть ли человек далекого будущего умный выродок рода человеческого»? – опечалился Иван-дурак и решил никому ни при каких обстоятельствах не рассказывать об увиденном…

Огорченный видениями будущего, Иван-дурак низвергнулся в прошлое. Здесь он увидел многочисленных веселых предков – язычников, исполняющих ритуал поклонения солнцу, земле-матушке, ветру, воде. Он, было, возликовал, но тут веселье человеков сменилось видом мрачного языческого капища: возле каменных истуканов Перуна, Даждьбога, Сварога, Стрибога лежали убитые пленные, их кровью жрецы волхвы смачивали рты каменных истуканов. Иван ужаснулся, попытался было выскочить из прошлого, но оно не отпускало; Иван принужден был видеть многие страшные вещи: взаимоистребление русских предков, набеги головцев, биченегов, приход и долгое покровительство тартар-моголов. Воины и опустошения перемежались коротким мирным ходом жизни… Так его сердце стало сердцем народа и наполнялось невыразимой печалью…

6.Ход человеческого, ход естественности…

Прошло три дня и три ночи после заключения Ивана-дурака в темницу. Ближе к полудню царь Верхогляд и князь Вандемир вновь встретились:
- Ну, что, друже Верхогляд, сегодня дурак нас будет Мудростью потчевать?!
- Неисповедимы пути господни; может быть и так, что величайшая глупость близка величайшей мудрости. Окромя этого, сегодня ночью я имел беседу с тремя богатырями, и нам негоже усердствовать в добыче Мудрости. Ведя здесь вроде бы никчемную и ничтожную жизнь, этот дурак имеет преотличные связи в иных мирах, и мы сами станем дураками, если не используем зто во благо нашего царства-государства и народа. Но без усердия; иначе получим беспокойство иных миров.

- Согласен. Эй, стражники! Привести сюда Ивана-дурака.
Стражники привели Ивана-дурака и удалились. Князь Вандемир указал глазами на стоящую рядом деревянную скамью:
- Присаживайся, Иван, потому как в ногах правды и, наверное, Мудрости нет.
Иван-дурак присел, а царь Верхогляд продолжил:
 - Ты пошто такой печальный? Неужто Мудрость так печальна?
-  Груз Мудрости на одном человеке весьма тяжел и печален. Пока я стою на цыпочках, но рано или поздно принужден буду опуститься на землю.
- Нам это известно - твои друзья вчера ночью меня просветили, - сказал царь Верхогляд
Тут вступил в беседу князь Вандемир:
- У нас три беспокойства: как уменьшить силу Оторопи, как бороться с казнокрадством, мздоимством и как действовать с заморскими и желтолицыми?
 - Для начала я подробно расскажу о беседе с великим мудрецом желтолицых Лао-Цзы. И Иван подробно пересказал беседу с мудрецом.
- Уж больно мудрено все: ДАО, недеяние… Тяжко понимать то, что нельзя увидеть, пощупать, – почесал лысоватую голову князь.
- Тяжко - не тяжко, однако придется напрячься…
Царь Верхогляд спросил:
 - Почему возникла Оторопь, и как ее уменьшить?
 - Оторопь - есть следствие действия противоположного в отношении чрезмерной любви к большим числам и количеству нулей. Эта вера развилась в душах заморских людей и подобно любой другой вере разошлась по миру среди многих народов. Следовательно, должно уменьшить число верующих в большие числа, тогда Оторопь уменьшится.

 - А как это сделать? – спросил князь Вандемир 
 - Нужно поощрять других верующих, например, верующих в любовь к ближнему. Вера в любовь к ближнему человечна, а значит и значительна. Вера в пустые нули – пуста и ничтожна, как пусты и ничтожны сами нули. Кроме того, зачем вы оказываете помощь богатым? Они и так благодаря хитрости, изворотливости, неразборчивости, обладают способностями в добыче денег. Не лучше ли устроить казенные работные места для простого люда?

 - Мы тоже имеем такое намерение, но опасаемся казнокрадства и мздоимства со стороны чиновного люда. Как супротив этого порока верно действовать? – опять спросил князь.
 - Казнокрадство и мздоимство расцвели пышным цветом у нашего народа в то время, когда мы жили под покровительством тартар-моголов. Тогда для выживания и сохранения народа такое деяние было благо. Вследствие длительности покровительства тартар-моголов, а также в ходе растворения значительной их части в нашем народе, мздоимство вошло к нам в плоть и кровь и сейчас перешло в порок. Ведь сейчас чтобы выжить и жить достойно, достаточно трудиться свободным трудом. Так как мздоимство у нас в крови, то назиданьями и увещеваниями этот порок не разрешить. Самое действенное средство - страх наказания. Казнокрадов и мздоимцев на долгие годы должно определять в темницы, а их семьи пускать по миру. Число слуг народа должно значительно уменьшить; говорят же у нас: «У семи нянек дитя без глазу». Кроме этого большое число слуг мешает самоизменению народа. Слугами народа нельзя назначать заслуженных людей. В ходе достижения заслуг совесть и страх значительно уменьшатся, и тогда заслуги становятся щитом от возможного возмездия. Заслуженные слуги уважительны к своим заслугам и к самим себе. Они образуют сеть, которая процеживает казну государства. Заслуженные слуги кичливы и нерасторопны, требовательны к своим почестям и прилепляются подобно улиткам к денежным ручьям, к которым они имеют отношение. Поэтому слугами лучше быть младым расторопным отрокам, имеющих либо страх, либо совесть, и склонным не к обогащению, а к саморазвитию.
Князь Вандемир сказал: «Мы тоже так думаем; но не решаемся действовать, потому как опасаемся смуты или бунта со стороны заслуженных чиновных слуг».
Иван-дурак сказал: «Заслуженные слуги народа, склонны к покою и накопительству. Смуты и бунта должно опасаться со стороны младых отроков, поэтому им надо предоставить бесплатное школярство и возможность саморазвиваться».

Царь Верхогляд спросил: «Мы к этому и шли, чтобы сделать школярство безденежным, а немощным и многодетным давать дармовой кров. Но тут пришла эта Оторопь».
Иван-дурак сказал: «Далась вам эта Оторопь. Она то же содержит ход благого: вот, к примеру, когда не было Оторопи, у меня в кармане денно лежало 5 копеек. Захотел медовых пряников; пошел в лавку и купил фунт на копейку. А сейчас у меня денег нет, но если захочу сладкого, то пойду в лес и буду искать дупло с дикими пчелами. Дикий мед полезней пряников, а возможно я пойду на большее и попытаюсь диких пчел приручить»…

Князь Вандемир спросил: «Хорошо, Иван, с этим более-менее понятно; Лучше расскажи, как нам действовать в свете настоящего, торгового и ратного давления заморских и прочих западных, а также в свете будущего избытка желтолицых Поднебесной на востоке нашего царства-государства»?

Иван-дурак сказал: «Давайте смотреть на вещи здраво. Положение нашего царства-государства весьма неустойчиво, потому, что мы находимся на стыке двух великих ходов жизни народов – западного и восточного. Для того, чтобы сохраниться, выжить и преумножится, нам должно действовать весьма изощренно и двояко. Мы в одно время западны и восточны. В этом наши слабость и преимущество. Скажем, заморские действуют согласно ходу человеческого – как лучше. Желтолицые Поднебесной действуют согласно ходу естественности – как должно.  Действенно противостоять чему-либо может только противоположное. Поэтому в своих отношениях с западными и Поднебесной нам должно использовать игру противоположного деяние - недеяние. Заморские нарочито и преднамеренно оказывают на нас давление в торговых и ратных делах. Они следуют ходу человеческого – как лучше для самих себя. Им должно противопоставить ход естественности – недеяние, и не действовать до тех пор, пока они не принудят. А в отношениях с народом Поднебесной, должно применить ход человеческого – как лучше, и действовать подобно заморским нарочито и намеренно».

Царь Верхогляд спросил: «А может ли ход человеческого противостоять ходу естественности вообще»?
Иван-дурак сказал: «Может, особенно на некоторое недолгое время. Ведь умудрился же человек надеть на лошадь уздечку. Но дело все же заканчивается тем, что лошадь, следуя ходу естественности, сдыхает».
Князь Вандемир спросил: «Не означает ли это, что рано или поздно ход естественности преодолеет ход человеческого и народы Востока одолеют западных»?

Иван-дурак сказал: «Именно так, но это дело далекого будущего, а жить надо здесь и сейчас! Но, самое главное, не нужно видеть врагов в заморских, и в народе Поднебесной. Эти народы саморазвиваются. Они не хороши и не плохи, подобно снегу или дождю. Просто их развитие будет причинять нам некоторое неудобство, и, согласно законам жизни свободных народов, мы имеем право на собственное самостоятельное действие или бездействие».
Царь Верхогляд спросил: «Какие же действия нам предпринять в отношении будущего избытка народа Поднебесной на наших восточных окраинах»?   
Иван-дурак сказал: «Нам должно действовать нарочито и намеренно. Народ Поднебесной идет путем ДАО и, подобно воде, просачивается везде без войн и нападений. Работный люд их дешев, и востребован. Следом идут купцы также с дешевым и востребованным товаром. За ними самые сплоченные и жестокие шайки среди разбойных - тридады. Они обирают только своих желтолицых Поднебесной. Поэтому, они недосягаемы для наших судейских. Так, число народа Поднебесной на наших землях увеличивается, а наш народ уменьшается. Посмотрим на вещи здраво: мы сами ходу народа Поднебесной на наши земли ничего противопоставить не можем. Поэтому нам необходима помощь тех, кто имеет навык долгого обращения с народом Поднебесной. Это народ страны Восходящего Солнца – нипоны.
 Этот народ также желтолиц и почти равен нам по числу и возрасту. Настоящая и искренняя дружба народов возможна только среди равных. Части этого желтолицего народа нужно дать возможность свободного проживания и хозяйничанья на наших восточных землях, но под нашим надзором и с обоюдной выгодой. Ход движения всех народов в одно целое неизбежен, потому что это ход естественности. Народ страны Восходящего Солнца сплочен, трудолюбив, бережлив и богат. От намеренного соседства с этим народом мы выиграем больше, чем от естественного просачивания народа Поднебесной на наши земли».
Царь Верхогляд сказал: «Но тогда и другие народы захотят жить на наших землях и заявят свои права!»

Иван-дурак ответил: «Пусть хотят и заявляют; пока мы сильны, свободны и самостоятельны, то вольны сами распоряжаться своей судьбой!»
Князь Вандемир внимательно посмотрел на Ивана-дурака и спросил: «Не устал ли ты стоять на цыпочках, Иван»?
Иван-дурак ответил: «Да, усталость накопилась и в скором времени принудит меня опуститься на пятки».
Царь Верхогляд сказал: «Завершение беседы близко, осталось немногое».
Князь Вандемир спросил: «Почему наш народ уменьшается»?

Иван-дурак сказал: «Все люди делятся на склонных к переменам и склонных к постоянству. Верхи нашего народа слишком быстро и резво вершат переход в противоположное: от безбожия - к вере в любовь к ближнему, от ненависти к богатым - в любовь к большим числам и количеству нулей. Тем самым, склонная к постоянству значительная часть народа терпит ущерб и, пребывая в унынии, не саморазмножается. Переход в противоположное должно вершить медленно и плавно, подобно народу Поднебесной, следуя ходу естественности».
Царь Верхогляд спросил: «Какое значение имеет вера для жизни народа»?
Иван-дурак сказал: «Вера имеет огромное значение для жизни народа: она обуздывает ненужные страсти, придает смысл существованию человеков. Но сильно верующий человек  может потерять  возможность самостоятельно, здраво, свободно смотреть на вещи».

Царь Верхогляд спросил: «Какая вера самая достойная»?
Иван-дурак сказал: «Вера ребенка».
Тут Верхогляд заметил, что дыхание Ивана-дурака участилось и его глаза начали немного блестеть. Царь понял, что способности Ивана превысили его возможности и, что беседу пора заканчивать:
«Все, Иван, нам должно закругляться; иди отдыхай, отсыпайся, а завтра мы тебя одарим по царски»!
Иван-дурак ответил: «В такой духовной силе, в которой я пребываю, сон вряд ли получится».
Князь Вандемир налил полный кубок выдержанной десять лет медовухи и протянул Ивану-дураку: «Выпей доброго вина, следуя ходу человеческого, и уснешь без беспокойства».
Иван-дурак осушил кубок и сразу захмелел: «Лет 10 хмельного в рот не брал».
Он встал, но зашатался. Тогда князь Вандемир приказал стражникам: «Отвести его в опочивальню!».

Заключительная

Утром, отдохнувший и выспавшийся Иван-дурак снова предстал перед царем Верхоглядом и князем Вандемиром. Он огляделся: невдалеке от правителей на столе стояли два небольших мешка, а сбоку на лавке, крытой восточными коврами, сидели, потупив взор, три девицы-красавицы с косами разных оттенков: темного, светлого и золотого.
 
- Ну, вот, Иван, и награды обещанные: злато-серебро и невесты-красавицы, выбирай любую! – сказал царь Верхогляд.
- От невест-красавиц придется отказаться, – сказал Иван-дурак.
- А почему, Иван? – Князь Вандемир подошел к Ивану-дураку поближе и негромко спросил:
- Может, у тебя какие беспокойства по мужской части? Так ты только скажи; у нас тут в Стольном граде вдоволь лекарей-знахарей, вмиг к тебе приставим и вылечим, – предложил князь Вандемир.
 
- Речь не об этом. Обращение с женщиной требует разнообразного подхода: как ласки и внимания, так и строгости и назидания. Я, будучи мягким и покладистым человеком, не способен к строгости и суровости. А посему мои отношения с женщинами будут ущербны. Спрашивается: взяв жену, ради чего сам себе я буду причинять ущерб? Поэтому мне лучше быть одиноким и свободным, – ответил Иван-дурак.
Князь Вандемир махнул рукой, и невесты-красавицы удалились.
- Ну, ладно, но от злата-серебра тебе не отвертеться! Здесь в мешках четверть пуда злата и пол-пуда серебра, – сказал князь Вандемир.
- А что, медью вы не богаты? – спросил Иван-дурак.
- Как не богаты? Принести сюда пуд медных пятаков! – крикнул стражникам царь Верхогляд.
Стражники вышли и возвратились с мешком, наполненным медными пятаками, поставили его на стол.
Иван-дурак подошел к мешку с медью и наполнил пятаками правый и левый карманы своего кафтана. Затем, не притронувшись к злату-серебру, он вернулся на место, где стоял ранее.
-  А как же злато-серебро? – спросил царь Верхогляд.
- У меня нет железных сундуков с большими замками для хранения злата-серебра. А также нет людей, чтобы эти сундуки охранять, – ответил Иван-дурак.
- Из каждого трудного положения есть выход: возьми, закопай втайне ночью злато-серебро у себя на огороде, – предложил царь Верхогляд.
- А я разве вор, чтобы действовать крадучись? – ответил Иван-дурак.
На это Царю Верхогляду и князю Вандемиру ответить было нечем, и они замолчали…

Иван-дурак подумал: «Пятаки, что лежат в левом кармане, отдам матушке на сохранение и на черный день, а те, что лежат в правом, пущу на переплав у сельского кузнеца Миколы. Буду разных зверюшек, игрушки самочинно изготовлять да ребятишкам дарить!»
Иван-дурак думал так, следуя ходу собственной естественности, да и в Поднебесной говорят: «Высокое стоит на низком»…
 


    


Рецензии