Гл. 31 Глазное отделение, гор. б-ница г. Швхты

Глазное отделение             архивный поиск Е. Т. Тихонов

«Сегодня исполняется 35 лет врачебной деятельности заведующего глазным отделением Шахтинской городской больницы  Ивана Ивановича Грандилевского. Товарищ Грандилевский родился в 1889г. в городе Ржеве. В 1913г. закончил медицинский факультет Московского университета. Работу начал в качестве врача-экстерна, а затем ординатором.        В 1918г. был мобилизован на фронт, работал старшим ординатором военного госпиталя. В 1927г.  по конкурсу был принят в Шахтинскую окружную больницу ординатором глазного отделения. С 1932г. заведует глазным отделением больницы. Работая в Шахтах, И. И. Грандилевский произвел более трех тысяч сложных и разнообразных операций, подготовил свыше тысячи младших медицинских работников.
В военные годы спасал зрение воинам Советской Армии. После войны товарищ Грандилевский сочетает врачебную работу с педагогической и общественной деятельностью. Активное участие принимает в физкультурной жизни медицинских работников».
Это часть статьи, опубликованной в городской газете «Красный шахтер» за 1948г. и подписанной врачами нашей больницы: Н. Тихоновым, А. Шлеповым, М. Ягнич, С. Драгициным, Н. Алексеенко, А. Крейцберг, В. Куракиным, А. Шубиным, Р. Марковской, М. Левицкий, Г. Трофимовым, А.Будрак.
Имя И.И. Грандилевского, было известно каждому  жителю города. Его знали как специалиста и как гражданина своей страны. Во время оккупации он помогал нашим военнопленным в концлагере, расположенном на территории нынешней школы №10 – передавал лекарства и перевязочный материал. Он передал опыт и знания своей дочери и, когда ушел на заслуженный отдых,  заведовать отделением стала  Дина Ивановна Грандилевская.
      Глазному отделению всегда везло на людей творческих, ищущих, пытливых.
Потеря зрения в древние времена, приравнивалась к физической смерти человека -  с потерей зрения человек терял все.
С 1980г. офтальмологическое отделение возглавляет врач высшей категории Котов Александр Александрович.   При нём активно развивается микрохирургии глаза (операции под микроскопом). Разрабатываются  и внедряются новейшие элементы техники операций, используются новейшие микроинструменты и материалы для таких операций. Объём оперативных вмешательств следующий: экстракция катаракты, антиглаукомные операции, операции при отслойке сетчатки, при близорукости, исправление косоглазия, пластические операции на лице и веках, операции по поводу травм глаза.
С 2000г. внедрена и широко используется в практике отделения новая операция - имплантация искусственного хрусталика. Более 20 лет работает в нашей больнице А. А. Котов. Его работу можно назвать ювелирной – работать приходится тончайшими инструментами и нитями тоньше волоса.. Благодарностей в адрес глазного отделения не счесть:
         «Мы, больные глазного отделения горбольницы хотим от всей души поблагодарить заведующего отделением врача-хирурга АА. Котова и весь его медицинский персонал за человеческое, сердечное, душевное отношение к нам. Это счастье – снова увидеть солнечный свет».
      
Такие письма часто приходят и в редакции газет, и в администрацию больницы. Под каждым – не одна, а несколько подписей. В каждом письме – слова благодарности человеку, который вернул больным зрение - Котову Александру Александровичу и его помощникам, всему коллективу глазного отделения.
                Е.Тихонов 


УВЛЕЧЁННОСТЬ
Н. Кравцова

Мы, больные глазного отделения городской больницы им. В. И. Ленина, хотим от всей души поблагодарить заведующего отделением врача-хирурга А. А. Котова и весь его медицинский персонал за человечное, сердечное, душевное отношение к нам.
Все, кто попадает в это отделение, смотрят на заведующего, на медсестер, как на своих спасителей. Оно и понятно – человек приходит сюда слепой, а выходит из больницы зрячий. Какое это счастье – увидеть снова свет, солнце, почувствовать себя здоровым.
Сам Александр Александрович Котов очень трудолюбивый человек. В день он оперирует пять-шесть больных, а если привозят с тяжелыми травмами, то и больше.
Нам, больным, очень помогло справиться с недугом его чуткое, внимательное отношение. Это умная, знающая свое дело голова, а руки – просто золотые руки!
Во время операции ему помогает медсестра Любовь Тимофеевна Мильтюхова, спокойная, умная, знающая свое дело. И вся операция проходит спокойно, без боли.
Таких людей, специалистов-врачей, как А. А. Котов и его помощники, надо беречь, помогать им, поощрять – они этого заслуживают.
П. Коровин, В. Поляков и другие,
всего восемь подписей.
Такие письма не редкость в редакциях городских газет и в каждом письме – слова благодарности человеку, который вернул больным зрение, – А. А. Котову и его помощникам.
Расскажем об А. А. Котове поподробнее.
На последнем съезде офтальмологов (специалистов по глазным болезням), который проходил в Алма-Ате, особо подчеркивалось, что слепоту можно приравнять к смерти, что слепой человек как бы умирает морально. И вот тот человек, кто вернул к полноценной жизни тысячи людей.
Близится вечер, а Александр Александрович только что закончил операцию. Пять и более плановых операций в день, не считая случаев травматизма. И каждая – ювелирной точности, под микроскопом.
Лидочку Беджиеву доставили в субботу поздно вечером. У девочки – проникающее ранение глаза – ударили ребята палкой, кончик палки застрял в глазу. Котов приехал сразу же, как только позвонили (а у самого в это время тяжело болел младший сын, Олежка, несколько дней держалась высокая температура).
Он сделал все, что мог, находился возле девочки до тех пор, пока ей не стало лучше, и в воскресенье приезжал, смотрел, все ли благополучно.
– Нам говорили, что в таких случаях глаз удаляют, а доктор сумел сохранить и обещал, что зрение будет стопроцентным, – рассказывает мать Лидочки, Надежда Михайловна.
В светлых глазах врача, на открытом, обаятельном лице – усталость. Но он подробно отвечает на все вопросы. Иногда вздыхает: сделать хочется много, но неумолимо время – в сутках только 24 часа. А сколько можно было бы успеть, если бы в отделении были и другие оперирующие врачи. Тогда и больным пришлось бы меньше ждать своей очереди на операцию. Очень не хватает специалистов. Необходимо врачебное пополнение. А пока – что может сделать один человек?
И все-таки даже один человек, до самозабвения отдающийся своему делу, может очень много. Микрохирургические операции на глазе впервые в нашем городе введены в 1979 году А. А. Котовым. Начинать приходилось с нуля. Он активно внедрял и внедряет элементы научной организации труда, что позволяет ему предельно уплотнить рабочее время и обслуживать 50 больных в день. А взаимопониманию заведующего отделением с его сотрудниками можно только позавидовать.
Александр Александрович – хороший руководитель. Коллектив, который он возглавляет, носит звание коллектива коммунистического труда, в социалистическом соревновании – постоянно в числе лучших по больнице. А главное – он замечательный специалист, слава которого перешагнула рубежи Ростовской области. О его таланте и трудоспособности с уважением отзывается профессор С. И. Федоров из Московского института микрохирургии глаза, который побывал в нашем городе.
Многие инструменты для микрохирургических операций Котов делает сам. Я видела его мастерскую. В крохотной комнате – токарный станок («… без него я как без рук…»), самодельный микроскоп, электродрель, установленная на ученическом микроскопе. Здесь хирург изготавливает тончайшие микроинструменты.
– Такая же мастерская и дома у него, – рассказывают сотрудники отделения. И показывают операционный стол, сделанный по чертежу Котова сразу же по возвращении из трудового отпуска. Кстати, отпуск он посвятил… изучению операций в институте микрохирургии глаза в Москве. Показали и микроскоп, под которым он делает операции, иглу, длина которой – один миллиметр, толщина – с человеческий волос, а нить в 10 раз тоньше. Котов сумел модифицировать дорогостоящие импортные иглы разового использования, сделав в них отверстие и придумав другой шовный материал. Теперь иглы служат долго.
Но не только микроинструменты совершенствует Александр Александрович. Он старается применять все новое и доступное, что появляется в оперативной практике. Им разработана «своя» антиглаукоматозная операция и с начала года уже прооперировано 30 больных.
Ослепшим от катаракты людям Котов возвращает зрение, а с очками – стопроцентное.
– Александр Александрович, в письмах больные просят поблагодарить медсестер, расскажите о Ваших помощниках.
– Во время микрохирургических операций на глазе необходима помощь ассистента. Эту роль и свою работу отлично выполняет операционная сестра Любовь Тимофеевна Мильтюхина. Она очень хороший наставник молодежи. А вот Нина Васильевна Мороз, – продолжает он, – сначала работала у нас няней, потом выучилась на медсестру. Сейчас, несмотря на свой молодой возраст, освоила почти все разделы работы в отделении. Без отрыва от работы изучила элементы физиотерапии. Благодаря этому наши больные могут получать и такое лечение прямо в отделении.
Котов улыбается:
– А вообще, выделить кого-то трудно, все наши работники – трудолюбивые и отзывчивые люди…
И такое же отношение у коллектива к своему заведующему. С кем бы ни говорили о нем, все очень тепло отзываются о своем Сан Саныче.
– А почему Вы стали врачом, именно глазным врачом?
– Мне всегда хотелось лечить людей. После школы поступал в мединститут – не получилось. Проработал год на заводе приборостроения. Потом, после службы в армии, поступил в Горьковский мединститут. Когда изучали глазные болезни – влюбился в эту область медицины. А еще… Меня всегда влекло к точному, можно сказать, ювелирному по точности делу.
Позже, после нашего разговора с Александром Александровичем Котовым, я пыталась разобраться, что же главное в этом разностороннем человеке. И кажется, поняла. Это – увлеченность!
                Наталья  Кравцова


Рецензии